В кризисный период в 1970-х годах Правительства промышленных, развитых стран, членов Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) осуществили широкий спектр мер в области энергосбережения, методом создания законодательной и нормативной базы по энергосбережению. Большинство развивающихся стран, зависящих от импорта нефти и страдающих от увеличения цен на нефть, также были обязаны внедрять нормативы по энергосбережению. Таким образом, по всему миру, правительства стран считают необходимым осмыслить понимание значения энергоресурсов, а также научить, проинформировать потребителей энергии, независимо от форм собственности, о крайней необходимости эффективного использования энергии, для промышленных потребителей установить требования по расходованию всех видов энергии не выше утвержденных норм, пределов. Кроме того, правительство должно решить много других организационных, структурных вопросов:
- Назначение главных энергетиков заводов, фабрик с правом полномочий по экономному использованию энергии;
- Утверждение разработанных потребителями удельных расходов энергии на основные виды выпускаемой продукции с ежеквартальными (месячными) докладами в правительственные органы по их исполнению;
- Регулярно проводить органами Госэнергонадзора технико-экономические экспертизы использования энергоресурсов всех крупных потребителей энергии с отражением в актах о проделанной работе и результатах энергосбережения;
- Утвердить разработанные планы энергосбережения по секторам, отраслям промышленности, сельского хозяйства, бытовым потребителям.
В Тунисе, например, промышленные предприятия, потребляющие в год 2000 т.у.т. и выше, должны проводить технико-экономические экспертизы один раз в три года. В Южной Корее компании, потребляющие в год более 500 т.у.т., должны представлять отчет по деятельности в области потребления энергии и ее сбережения ежегодно. В той же стране утверждены абсолютные полномочия главных энергетиков предприятий в энергосбережении. Такие виды нормативов по энергосбережению применяются в Португалии, Италии, Японии и других странах. Для примера в таблицах 5.3.5 - 5.3.7. приведена государственная структура энергосбережения в Польше, Корее, Тунисе.
Для предприятий -производителей энергии (Распределительные электросетевые компании, ТЭЦ, ГЭС, КЭС) правительственные нормативы энергосбережения распространяются на соблюдение установленных удельных расходов топлива на отпущенную энергию, на величину технологических потерь в электросетях при транспортировке электроэнергии при максимально возможных уровнях компенсации реактивной электроэнергии, при обязательном исполнении требований нормативов по использованию приборов коммерческого учета энергии и др.
Особенностью обязательных законов и нормативов энергосбережения являются принудительные меры за неисполнение последних, вплоть до административных наказаний и системы штрафов , которые могут накапливаться и использоваться Правительством для реализации программ энергосбережения.
В такой постановке организационной системы энергосбережения есть выгоды чисто материальные, организующие создание контроля и мониторинга уровней потребления энергии, эластичности цен и доходов, но в этой организационной системе есть и отрицательные стороны административного бремени, требующего от правительства административных затрат и ресурсов. Со временем, когда этика энергосбережения станет более устоявшейся во всех отраслях экономики и особенно в мышлении собственников и владельцев предприятий, фабрик, заводов, законы и нормативы энергосбережения будут исполняться без злоупотреблений с большей отдачей и эффективностью. Появятся финансовые стимулы для проведения программы по энергосбережению, указанные в таблице 5.3.8.
Все правительства в мире, которые приняли законы или нормативы по энергосбережению, разработали и утвердили информационные и общеобразовательные программы по энергосбережению с долгосрочным контролем их исполнения. Общенациональные компании по всеобщему пониманию или широкомасштабные призывы за энергосбережение обычно не пользуются успехом. Обзоры, проведенные недавно в США, показали, что эффективность названных программ получается только в том случае, если они создаются и применяются к отдельно взятым потребителям энергии (коммерческие предприятия, бытовые потребители или только промышленные потребители). Например, правительства Норвегии, Финляндии, Австрии, Великобритании за последние годы начали заново создавать и использовать энергетические информационные центры по реализации указанных выше программ. Основной выгодой информационной и общеобразовательной программы, спонсируемой правительством, является то, что если ее осуществить и поддерживать должным образом, то в конечном счете точка зрения и поведение потребителей энергии по отношению к энергосбережению со временем улучшится.
Таблица 5.3.5
Структура энергосбережение в Польше
Таблица 5.3.6
Структура энергосбережения в Корее
Таблица 5.3.7
Структура энергосбережения в Турции
Финансовые стимулы для проведения программы по энергосбережению
Политика | Выгоды | Отрицательные стороны |
1. Сократить/устранить НДС пошлины на импорт | • Стимулирует импорт оборудования и технологий | • Сокращает поступления в бюджет |
2. Приоритетный доступ к иностранной валюте | • Увеличивает доступ к импортируемым оборудованию и технологиям | • Может сместить иностранную валюту из других секторов |
3. Гранты/безрисковые кредиты |
| • Повышенное административное бремя |
4. Субсидируемые кредитные процентные ставки | • Кредиты предоставляются по более низким ставкам, чем οт финансовых организаций |
|
5. Кредитные гарантии | • Проекты осуществляются при низких затратах для Правительства | • Не сокращает затраты заемщиков, а скорее сокращает риск кредитора |
6. Фонд по энергосбережению |
|
|
7. Налоговые стимулы |
| • В основном используется предприятиями с высоким налоговым бременем и семьями с более высокими доходами |
Значительные усилия со стороны правительств ряда основных стран за последние 10 лет были предприняты по созданию стандартов энергосбережения для промышленного оборудования и предприятий, коммерческих и жилых зданий, а также бытовых приборов. Многие штаты США утвердили стандарты по энергосбережению для коммерческого оборудования, включая электродвигатели, системы освещения, а также центральные системы кондиционирования и многое другое.
Сингапур, где коммерческие здания потребляли 30% от общего потребления энергии, принял в 1979 году строительные стандарты, что позволило сократить потребление электроэнергии на 6-10%.
Основными целями данной программы являются сокращения зависимости от используемой нефти в транспортном секторе, а также защита окружающей среды. За 1988 год с США, Великобритании и Канаде более половины нефтяных продуктов были использованы в транспортном секторе, причем на использованный бензин пришлось 50%; выбросы в атмосферу составили от общих выбросов: окиси углерода - 67%, окислов азота - 41%, свинца - 34%. По этой причине, в рамках стран-членов ОЭСР стандарты по выбросам в атмосферную среду являются одними из важны, и распространенных транспортных правил в области энергосбережения. Одним из значимых таких стандартов, внедренных правительством США, является "Акт по чистой воздушной среде" 1990 года, уменьшающий выбросы автомобильного транспорта и достигающий энергосбережения.
Стандарты по энергосбережению - это эффективный инструмент правительственных органов для обеспечения последовательных и сильных принуждений для достижения рационального использования энергоресурсов потребителями.
Выгоды от централизованной деятельности государственных органов в области энергосбережения заключаются в том, что надежно обеспечиваются более высокие уровни координации, эффективности осуществления и контроля прогресса достигаемого энергосбережения.
Правительственное содействие в сфере исследований и развития (ИР), демонстрации и внедрения новых технологий сопровождается привлечением госбюджетных средств, чему рынок самостоятельно не в состоянии способствовать. Здесь правительство оказывает ценную поддержку частному рынку, содействуя проявленным инициативам по разработке и коммерциализации энергоэффективного оборудования и приборов.
В условиях Казахстана, выгодным стимулом является внедрение государственной общей фискально-финансовой политики, которая позволяет сократить процентные ставки рефинансирования до разумного уровня и на контролируемой основе создать достаточный уровень ликвидности в финансовой системе, которая позволит реализовать условия для долгосрочных займов на основании кредитоспособности предприятий и перспективной прибыли энергосбережения от предложенных крупных фондов.
В период середины 1980-х годов производители и потребители энергии, особенно в США , приняли на себя активную роль в деле повышения рационального, экономного использования энергоресурсов, эта компания получила название программы по управлению процессом высвобождения энергии (УПВЭ).
УПВЭ - это запланированное внедрение и контроль за деятельностью предприятий, направленное на поощрение или стимулирование потребителей энергии с тем, чтобы они повышали показатели энергосбережения, учитывая время и уровень спроса на электроэнергию.
УПВЭ - экономический процесс, направленный на экономию 1 кВт. ч, а не на выработку нового 1 кВт. ч. Экономия в стоимости получается от сохранения энергии в результате того, что предельные издержки на производство энергии выше, чем предельные затраты на деятельность УПВЭ.
Из всего предыдущего видно, что существует большое количество различных программ по энергосбережению, которыми распоряжается правительство. Тем не менее важно отметить, что механизмы обсуждаемых программ не подходят для той или другой страны: выбор необходимо нужной политики энергосбережения зависит от условий в конкретной стране.
Приоритетные меры в области энергосбережения.
Таблица 5.3.9.
Политика/ | Проблемы | Затраты/ | Временные рамки для достижения положительного эффекта | Среда для реализации |
1. Регулирование энергией Правила | • Высокая интенсивность потребления энергии | Высокие | Краткосрочный |
|
2. Информационнее и образовательные программы
| • Слабая “этика” в области энергосбережения | Высокие | Долгосрочный |
|
3. Минимальные стандарты энергоэффективности
|
Неэффяктивные технологии | Низкие | Среднесрочный |
|
Продолжение
Таблицы 5.3.9
Политика/ программа | Проблемы | Затраты/ | Временные рамки для достижения положительного эффекта | Среда для реализации |
4. Финансовые стимулы
|
| Средне-высокие | Среднесрочный |
|
5. Ведомственная организация
|
| Низкие | Краткосрочный |
|
Примечание. а) Другие программы могут быть разработаны, некоторые на более позднем этапе. Эти данные представляют приоритетные рекомендации для незамедлительного включения в НПЭ.
б) Бремя для Правительства, на основании обзора опыта стран всего мира, должны рассматриваться существующие возможности Правительства, подходящие ко всем программам.
в) Оценка базируется на основе стран всего мира: краткосрочный = 0-3 года: долгосрочный = более 5 лет.