Содержание материала

Анализ существующей структуры энергетики Казахстана и предложения по завершению ее формирования
В Казахстане в настоящее время существуют следующие структуры:

  1. независимые территориальные акционерные компании с полным циклом производства, транспорта и распределения электроэнергии и тепла, отпускающие электроэнергию собственным потребителям по установленным областным территориальным комитетом тарифам;
  2.  транспортная национальная компания (НЭС Казахстанэнерго), на балансе которой межгосударственные, межрегиональные линии электропередачи, стоимость услуг которой устанавливает Комитет по ценовой и антимонопольной политике;
  3.  независимые акционерные электростанции с функциями производства электроэнергии, продажи ее в НЭС, прямым крупным потребителям, региональным энергетическим компаниям по рыночным ценам;
  4. промышленные электростанции - ТЭЦ ЦГХК, ТЭЦ КМК, Балхашская ТЭЦ, Алгинская ТЭЦ, Чардаринская ГЭС с функциями производства и продажи электроэнергии собственным потребителям и региональным энергетическим компаниям по рыночным ценам.

Эта структура определена Правительственными постановлениями.
Национальная энергетическая система создает оптовый рынок электроэнергии за счет единой схемы энергообеспечения с базовых электростанций республики (собственных и независимых), дополнительной закупки за рубежом, последующего транспорта во все регионы и продажи ее территориальным энергокомпаниям, а также отдельным крупным потребителям, имеющим глубокие вводы высокого напряжения.
Региональные энергетические компании производят собственную электроэнергию и обеспечивают своих потребителей, докупая в НЭС недостающую или продавая НЭС избыточную электроэнергию.
В настоящее время в региональных энергетических компаниях нет четких правил, побуждающих свои электростанции наращивать выработку продукции и снижать ее себестоимость. Поэтому задачей субъектов региональных энергетических компаний является планирование больших затрат на производство вне связи с количеством продукции и ее себестоимостью.
Существующая структура не может обеспечивать:

  1. Достижение максимальной экономичности работы электростанций как региональных энергетических компаний из-за того, что практически нет конкуренции среди производителей, потому что в этих структурах сосредоточены и производство, и распределение электроэнергии, и продажа ее региональным потребителям;
  2. Синхронность скоротечности поставки и ценообразования электроэнергии для стимулирования у производителей и потребителями энергосберегающей политики. Кроме того в существующей структуре отсутствует понятие базисная полупиковая, пиковая энергия, что занижает экономические возможности электростанции, работающей в полупиковых и пиковых частях графика. В тарифах отсутствует показатель - стоимость мощности, определяющей резерв мощности;
  3. Самофинансирование всех звеньев энергетики, поскольку при назначении тарифов закладывается уровень рентабельности, не позволяющий осуществлять развитие, реконструкцию, модернизацию предприятий;
  4. Равные стартовые предпосылки для развития конкуренции из-за того, что региональная система всегда будет добиваться первоочередной продажи собственной электроэнергии, а затем уже покупной из НЭС путем завышения регионального тарифа;
  5. Заинтересованность регионов в развитии собственных источников энергии, поскольку во всем мире развитием занимаются только энергокомпании, т. е. структуры, заинтересованные в получении прибыли от производства и продажи электроэнергии.

Поэтому необходима дальнейшая структурная перестройка энергетики на базе "  Закона об Электроэнергетике"

  1. Все специализированные предприятия должны акционироваться, создавая при необходимости разные ассоциированные формы;
  2. Электрические, тепловые станции, режимы работ которых определяются электрическим балансом, должны самостоятельно акционироваться;
  3. Гидравлические станции, режимы работ которых определяются не только электрическим балансом, но и связаны требованиями экологии, сельскохозяйственного производства, водными режимами межгосударственными межрегиональными обязательствами, должны быть национальными энергопроизводящими организациями и должны иметь контракты на поставку электроэнергии только ПУЛом, формирующим оптовый рынок совместно с конденсационными электрическими станциями и экспортерами электроэнергии. Этот фактор как раз и будет рычагом правительственного воздействия на других производителей и на предприятия-потребителей, которым правительство примет решение оказать реальную помощь;
  4.  Национальная электроэнергетическая система формируется на базе межгосударственных и межрегиональных электрических сетей со средствами связи, ПА, РЗА и обеспечивается без дискриминационный доступ как любого производителя, так и любого потребителя;
  5. Произойдет укрупнение межгосударственных объединений на более высоком уровне - будут приняты международные стандарты и чисто экономические взаимоотношения, как указано в Главе III;
  6. Электрические тепловые станции, режимы работ которых определяются балансом теплоснабжения городов централизованного теплоснабжения, котельные и тепловые сети, должны формировать базу энергоснабжающих (тепловой энергией) организаций этих городов;
  7. Региональные энергетические компании должны по территориальным и функциональным признакам формировать энергоснабжающие организации;
  8. Региональные энергетические компании могут структурно дробиться на уровне районов, поселков, может быть даже до уровня микрорайонов. Этого не следует бояться так как это приведет:
  9. к росту авторитета электроэнергии как товара;
  10. к улучшению уровня реализации;
  11. товар будет иметь владельца от производителя до потребителя;
  12. появиться конкуренция, что не позволит повысить цены на электроэнергию;
  13. всегда есть с кого спросить за качество и надежность энергоснабжения.
  14. На базе уже сформированной национальной энергетической системы и его ОДУ создать ПУЛ;
  15. Тариф на покупку электрической энергии для нужд оптового рынка устанавливается самими производителями, объем покупки устанавливается правилами ПУЛа;
  16. Тариф для населения и энергоемких промышленных потребителей формируется республиканской регулирующей энергетической комиссией;
  17. Тариф на электроэнергию для остальных потребителей и для потребителей тепловой энергии определяется территориальными регулирующими комиссиями.
  18. Потребители всех уровней должны сохранять право выбора поставщика электрической энергии между оптовым и региональным уровнем.

Предлагаемые меры помогут ускорить интеграцию энергетики в мировую экономику и создать предпосылки для привлечения любой формы инвестиций в энергетику, формировать условия для внедрения энергосберегающих технологий как у производителей, так и у потребителей, стимулировать широкие массы работников принять активное участие в проводимом правительством переводе экономики из централизованного управления в рыночное.