Содержание материала

Человечество везде искало пути выгодного вложения средств (труд и инвестиции) для прибыли и поднятия качества жизни отдельного человека или народа. В нашей стране, и в других странах СНГ. трудно найти статические материалы, связывающие качество жизни с инвестициями в различные направления деятельности народного хозяйства. Во- первых. само понятие качество жизни не входило в перечень показателей в силу причин, указанных в Общем обзоре настоящей главы. Во-вторых, у нас было экономическое понятие "фондоотдача", не совсем характеризующее влияние на качество жизни, а показывающее уровень прибыли, получаемой от вложенного капитала. Поэтому приходиться ссылаться на объективные исследования, проводимые в Западных странах, результаты которых систематически приводятся в отчетных материалах Всемирного Банка и других организаций.
Проведенные в США исследования выявили, что воздействие инвестиций в инфраструктуру (энергетика, связь, коммунальное хозяйство, транспорт) на экономическое развитие проявляется в необычно высоких (до 60 %) уровнях отдачи. Реально ли это? Результаты, приведенные в таблице 1.1.1, возможно содержат завышенную оценку производительности инфраструктуры. Во-первых, допустимо наличие общего фактора, способствующего росту как производства, так и инфраструктуры, который не попал в поле зрения исследователей. Во-вторых, возможно, что рост ведет к инвестициям в инфраструктуру, а не инвестиции определяют экономический рост. В ряде исследований показано, что причины можно найти и в том, и в другом. Однако более внимательный анализ этих проблем приводит к выводу, что на положительные результаты не оказали особого воздействия различные эконометрические методы, или же не выявили заметного влияния инфраструктуры на развитие. Ни в том, ни в другом случае результаты не являются безусловно достоверными. Исследования же продолжаются с целью усовершенствования методологии.
Альтернативный подход позволяет оценить степень воздействия инфраструктуры на производственные затраты. Исследования показали, что инфраструктура в значительной степени сокращает производственные расходы перерабатывающей промышленности в Великобритании, Германии, Мексике, США, Швеции и Японии. По данным одной оценки, три четверти федеральных инвестиций США в развитие автомобильных дорог в 50-60-е годы оправдываются сокращением лишь одних расходов на грузовые перевозки.
Несмотря на отсутствие единого мнения о масштабах и подлинном характере воздействия инфраструктуры на экономический рост, в результате многих исследований был сделан вывод о том, что в экономическом развитии инфраструктура играет существенную и значимую роль, которая нередко превосходит роль инвестиций в другие формы капитала. Несмотря на то, что полученные до настоящего времени сведения весьма показательны, по-прежнему остается неясным, почему данные различных исследований так отличаются друг от друга. До тех пор, пока не будет решена эта проблема, результаты не будут достаточно конкретными и надежными, чтобы их можно было использовать при выработке политики капиталовложений в инфраструктуру.
Очевидно, что между определенными службами инфраструктуры - прежде всего связи, а также энергоснабжения, дорог и доступа к питьевой воде - и ВВП на душу населения существует тесная связь (Таблица 1.1.2). Анализ стоимости материальной базы инфраструктуры показывает, что ее состав значительно меняется с ростом доходов. Для стран с низким доходом необходимо расширение инфраструктуры более общего характера - водоснабжения, ирригации и, в меньшей степени, транспорта. По мере достижения среднего уровня дохода удовлетворяется большинство потребностей в воде, сокращается доля сельского хозяйства в экономике и расширяется транспортная сеть. В странах с высоким доходом возрастает доля энергетики и связи в инвестициях и материальной базе служб инфраструктуры. Данные свидетельствуют о том, что в то время как общая материальная база инфраструктуры увеличивается на I процент при однопроцентном росте ВВП на душу населения, обеспеченность населения питьевой водой возрастает на 0,3 процента, сеть дорог с твердым покрытием расширяется на 0,8 процента, производство электроэнергии - на 1,5 процента и сеть телекоммуникаций - на 1,7 процента.
Подобная зависимость позволяет сделать вывод, что инфраструктура характеризуется высоким уровнем потенциальной отдачи в плане экономического развития.
Видимо по этой причине, за последние 15 лет в мире потребление электроэнергии и число телефонных линий на душу населения в коммунально-бытовом секторе удвоилось, а доступ к водопроводной сети возрос наполовину. Такой прогресс в значительной мере способствует росту производительности и улучшению уровня жизни.