Содержание материала

На проблеме трансграничного переноса загрязняющих веществ целесообразно остановиться более подробно. Это необходимо в силу того, что со временем этот вопрос может стать предметом межгосударственных отношений со странами ближнего и дальнего зарубежья.
Проблема переноса на большие расстояния загрязняющих воздух веществ, выбросы которых обусловлены технологией получения энергии, тепла и промышленной продукции, была сформулирована в начале 70-х годов. До этого времени загрязнение атмосферы, прежде всего окислами серы и азота, представлялось локальной проблемой вблизи индустриальных центров. Но уже тогда многие ученые, в особенности из стран Скандинавии, утверждали, что сернистые и азотистые соединения переносятся в атмосфере на большие расстояния и выпадают в соседних странах. Об этом также свидетельствовал опыт, накопленный при испытаниях ядерного оружия.
Проведенные расчетные оценки дальнего межрегионального переноса вредных пылегазовых выбросов комплекса Экибастузских ГРЭС и Южно-Казахстанской ГРЭС, выполненные для метеоусловий с 01.10.90 по 30.09.91, для двух вариантов сооружения комплекса (без учета фона) показывают, что различные компоненты выбросов (пыль, окислы серы и азота) переносятся на существенно различные расстояния в зависимости от скорости их трансформации в атмосфере.
Ближе всего распространяется летучая зола (пыль), представляющая собой тяжелую инертную примесь, практически, не изменяющуюся в атмосфере.
По существу, распространение летучей золы и ее выпадение на почву следует рассматривать в районах расположения ГРЭС, традиционными методами расчета.
Дальний перенос летучей золы оказывается несущественным и в дальнейшем не рассматривается.
Золовые выбросы комплекса ЭГРЭС-1,2 и Ю-К ГРЭС, практически не взаимодействуют, т. е., по сути, нет регионов, где бы выбросы золы от этих двух источников накладывались заметным образом.
Пока отсутствуют нормативы выпадений летучей золы на почву, поэтому оценить возникающую в районах расположения ГРЭС нагрузку не представляется возможным. Единственным критерием достижения того, или иного объема выбросов остается запыленность атмосферы на уровне дыхания в районе расположения источников выбросов.
Существенно больший ареал распространения захватывают выбросы окислов серы, преобразованные в атмосфере под действием солнечной радиации и генерирующие как влажные (кислые дожди), так и сухие выпадения на почву аэрозоли, состоящие, в основном, из азотно-серных и сернистых соединений.
Вместе с тем, расчетные оценки показывают, что выпадения соединений серы от комплекса ЭГРЭС и Ю-К ГРЭС на больших расстояниях оказываются значительно ниже принятых в настоящее время в Западной Европе нормативов.
Еще больший ареал распространения охватывают выпадения на больших расстояниях, генерируемые выбросами ЭГРЭС и Ю-К ГРЭС в виде оксидов азота. Хотя в этой части нормативы еще не установлены, все же оценки показывают, что расчетные выпадения оказываются заметно ниже обсуждаемых в литературе нормативов.
Полученные балансы выпадений, в частности, по Казахстану, показывают, что, в целом, Республика подвергается избыточному воздействию выпадения вредных веществ, по сравнению с количеством этих веществ, выбрасываемых за пределы Республики, особенно в части азотистых соединений.
В целом, полученные результаты носят, скорее, демонстрационный характер, показывая основные тенденции рассматриваемого процесса и выделения вредных примесей в атмосфере, поскольку в настоящее время выбросы вредных веществ сильно изменились, особенно на территории СНГ и стран бывшего СЭВ.
Несомненно, что осуществление каких-либо мер по исправлению, или компенсации, балансов, указывающих на избыточные выпадения каких-либо веществ в том или ином регионе, должно стать предметом специальных межгосударственных соглашений, регламентирующих совместную деятельность различных регионов.
В качестве первого шага в этом направлении, Казахстану целесообразно присоединиться к Европейской конвенции по трансграничному переносу, поскольку, во- первых, Казахстан является страной Евразийской, часть территории расположена в Европе, и, во-вторых, представляется целесообразным расширение этой конвенции на азиатскую часть Евразийского материка.