Содержание материала

С точки зрения перспективного инвестора данные бухгалтерского учета должны отличаться надежностью, соответствовать международным стандартам учета и способствовать принятию решений об использовании средств в качестве инвестиционного или ссудного капитала, а также оценке характера и периодичности потоков денежной наличности. Таким образом, с точки зрения потребностей общества на основе бухгалтерского учета должна предоставляться информацию, пригодная для использования в следующих целях:

  1. для принятия решений о передаче права собственности (частности, связанных с выбором способа приватизации и сроков ее проведения);
  2. для удовлетворения связанных с принятием решений потребностей инвестора, что обычно включает, как минимум, подготовку проспекта или информационной справки, а также плана предпринимательской деятельности, включая финансовый прогноз;
  3. для оценки того, в какой мере осуществление правительством управленческих функций отвечает интересам общества, включая вопрос о том, насколько успешно выполнены задачи приватизации.

Качество учетных данных, составленных на основе операций прошлых периодов, особенно при переходе от планируемого хозяйства к рыночной экономике, обычно считается неадекватным для целей представления достоверной информации инвесторам, о чем свидетельствуют многочисленные примеры ревизий в связи с приватизацией. Это обусловлено рядом факторов, например: сосредоточением функций бухгалтерского и бюджетного контроля в рамках одного и того же нормативного органа; уделением первоочередного внимания производству, а не рентабельности; и отсутствием внешней отчетности.
Тот факт, что деятельность государственных предприятий обычно была для государства источником поступлений, означает, что налоговые органы уделяли больше внимания разработке таких правил учета, которые имели благоприятный бюджетный эффект, а не были призваны служить мерилом фактической деятельности предприятия.
Некоторые проблемы оценки, а также необходимость самой оценки в ходе приватизации принимаются зачастую не полностью. Довольно часто существует путаница в понимании или трудности в разграничении трех отдельных вопросов: оценки активов и обязательств; оценки предприятия в качестве функционирующего предприятия; и обязательств; оценки предприятия в качестве функционирующего предприятия; и определении окончательной продажной цены. Эти три вопроса зачастую взаимосвязаны, но лишь в исключительных случаях аналогичны друг другу. Для сохранения авторитета правительства в ходе процесса приватизации необходимо чрезвычайно тщательно подходить к вопросам оценки приватизируемых предприятий. Правительство может относительно просто определить, какие предприятия не являются стратегическими и могут быть поэтому переданы в частные руки. Оно может также довольно просто определить, какие методы использовать для такой передачи - продажу, подписку на акции или выкуп управляющими/служащими. Гораздо сложнее определить, сколько стоит предприятие и какова разумная цена передачи активов из государственной собственности в частные руки.
Необходимо сделать все возможное, с тем чтобы у общественности не возникло ощущения того, что стоимость активов была занижена и они были проданы слишком дешево, или того, что их стоимость была завышена и они не могли быть проданы в связи с тем, что цены были слишком высокими и не могли заинтересовать инвесторов. Неискушенный читатель может подумать, однако, что балансовая ведомость является в некотором роде оценкой стоимости чистых активов предприятия. Хотя первоначальная балансовая ведомость и является целесообразным инструментом, она представляет собой лишь один из компонентов формулы оценки, распространенное непонимание роли балансовой ведомости, особенно определенными кругами прессы, может нанести серьезный ущерб успеху программы приватизации.
Еще одним отдельным, но взаимосвязанным с другими вопросом в определении продажной цены предприятий являются переговоры между покупателем и продавцом. Продажная цена, вероятно, будет отличаться от оценки предприятия как функционирующего предприятия по ряду причин, к которым, в частности, относятся различные мотивы и позиции двух сторон. Правительство заинтересовано не только в получении выручки от продажи, но и в достижении некоторых макроэкономических целей, таких как поддержание уровня занятости, приток прямых иностранных инвестиций, равновесное состояние платежного баланса. Вместе с тем покупатель может быть заинтересован в обеспечении будущих доходов и в увеличении своей доли рынка.

Проблемы учета и оценки стоимости

Рыночная экономика не может эффективно функционировать без финансовой информации. которая одновременно является транспарентной и сопоставимой. Пользователи информации, такие как инвесторы, банки и другие кредиторы, Правительства, управляющие и служащие, а также широкая общественность, нуждаются в такой информации, с тем чтобы принимать решения о том, как распределять свои ресурсы. Программы приватизации не могут функционировать без достоверной финансовой информации от предприятий, потому что Правительства, инвесторы и общественность должны быть уверены в том, что ресурсы государственных предприятий передаются на справедливой основе и надлежащим образом.
Рамки учета и аудиторской проверки. Главнейшим условием успеха приватизации является наличие в стране адекватной правовой структуры. Потенциальные инвесторы будут уклоняться от вложений капитала в стране, если существует неопределенность в отношении политической стабильности правительства, прав собственности и других основных прав, а также возможности вывозить на родину свои доходы и инвестиции.
Рекомендуется, чтобы цели программы и стратегические меры, которые необходимо осуществлять, четко понимались гражданами страны, что требует хорошо продуманной и эффективно разъясненной программы. Предоставление информации гражданам должно распространяться на сектора экономики и конкретные отрасли и предприятия, которые будут включены в программу приватизации.
Как правило, для осуществления программы необходима законодательная поддержка. Необходимы законы для учреждения организации и назначения сторон, которые будут отвечать за реализацию различных мер в процессе приватизации - от отбора кандидатов и подготовки технико-экономических обоснований, до подготовки кандидатов на передачу собственности и завершения индивидуальных операций.
Проблемы переходного периода. Существуют три основных элемента инфраструктуры учета. Этими элементами являются:

  1. системы финансовой отчетности, которые основаны на национальных схемах счетов или на общепринятых принципах бухгалтерского учета, установленных нормативными органами в государственном и/или частном секторах;
  2. профессиональные органы бухгалтеров и аудиторов, целью которых является поощрение непрерывного обучения своих членов, поощрение общих интересов общественности и общее повышение престижа своих членов;
  3. система образования, которая обеспечивает соответствующую подготовку будущих бухгалтеров и аудиторов для государственного и частного секторов.

В странах с переходной экономикой эти элементы либо нуждаются в разработке, либо требуют реорганизации. Хотя, как правило, в них уже существуют национальные планы счетов, они не удовлетворяют все нужды пользователей финансовой информации в условиях рыночной экономики. Могут существовать организации бухгалтерских работников, но у их членов могут быть более широкие интересы и профессиональные задачи, чем у квалифицированных бухгалтеров в странах с рыночной экономикой. Кроме того, несомненно, системы образования были ориентированы на подготовку специалистов в соответствии с потребностями плановой экономики. С учетом новых экономических реальностей преподаватели должны пройти переподготовку по вопросам макро- и микроэкономической теории и их новой роли в рыночной экономике.
Проблемы оценки. Когда приоритет отдается скорости процесса приватизации, это может негативно отказаться на качестве учетной информации. Опыт показал, что быстрая приватизация обычно приводит к неточным и зачастую заниженным оценкам. Такие
результаты могут привести к значительным социальным проблемам, если граждане сочтут, что достояние страны распродается по заниженным ценам. Хотя оценки производятся с использованием сочетания учета первоначальной стоимости предыдущих сделок, экономических прогнозов, рыночной информации и научных методов, они все же являются продуктами субъективного суждения. Различные эксперты могут делать разные оценки на основе одних и тех же данных, но с использованием различных методов.
Кроме того, рекомендуется предусмотреть положения для проведения переоценок и корректировок на последующих этапах, с тем чтобы обеспечить справедливость сделок. Может оказаться целесообразным сдать собственность в аренду новым приватизированным предприятиям на условиях последующих опционов выкупа, когда оценки активов и соответствующих обязательств могут быть определены с большей точностью.
Информация о финансовой отчетности должна помогать пользователям в принятии решений о различных вариантах приватизации на основе сопоставления их преимуществ. Она должна помогать в подтверждении правильности каждой сделки правительству, а также новым владельцам предприятия, и, кроме того, должна помогать в определении макроэкономических последствий в текущем и будущем периодах. Кроме того, она должна облегчать сравнения между предприятиями.
После проведения приватизации необходимо, чтобы правительство предусмотрело подготовку специальных докладов, в которых его отраслевым подразделениям разъяснялись финансовые результаты программы приватизации. Транспарентность и отчетность являются ключевыми элементами любой программы приватизации.
Переход на новые системы учета и отчетности и введение нового законодательства не могут быть успешными без переподготовки ведущих специалистов. Правительство должно обеспечить такую переподготовку, потому что она является важным элементом укрепления его потенциала по осуществлению программы расширения частного сектора экономики. Управляющие и бухгалтеры на предприятия должны лучше понимать основные концепции лежащие в основе финансирования и отчетности предприятия. Должны быть поняты концепции информационных систем управления, потому что в странах с рыночной экономикой бухгалтеры играют ключевую роль в аппарате управления. Бухгалтерам и аудиторам необходимо выносить важные решения по многим финансовым вопросам, таким как целесообразность тех или иных инвестиций, порядок оценки текущей стоимости запасов, дебиторской задолженности и других активов и необходимые меры в отношении будущих обязательств. Бухгалтеры должны также иметь возможность представлять финансовую информацию для многих и самых разных пользователей, что ранее не требовалось в большинстве стран мира, осуществляющих переход на рыночные отношения.
Кроме того, существуют определенные основные финансовые концепции, в которые должны быть поняты широкой общественности. Например, руководители и рабочие предполагали, что "эти гигантские электростанции со всем их тяжелым оборудованием стоят миллионы доллары ... Не было понимания того, что что-то стоит весьма дорого лишь тогда, когда кто-то хочет это приобрести". Многие люди не понимают цели амортизации основных активов и каким образом чисто перенесенные суммы могут быть значительно большими, чем текущая стоимость таких активов. В Казахстане использовавшиеся коэффициенты амортизации основных фондов были весьма низкими, потому что предполагалось, что производственные мощности и оборудование будут использоваться в течение периодов времени, которые соотносятся лишь с физическим состоянием активов. Концепции экономического или технологического устаревания не были понятны и, следовательно, не принимались во внимание. Когда в стране широко вводятся концепции рыночной отчетности, необходимо время для разъяснения новых понятий вовлеченным в процесс приватизации лицам.