Содержание материала

Стратегическая линия на реформирование ТЭК путем акционирования его предприятий, хронология которых указана в таблицах 4.9.1 - 4.9.6 и изложенная в Главе III, сформулированная в 1995 году в программе действий Правительства по углублению реформ на 1996-1998 годы в новых экономических условиях, несмотря на все издержки этого процесса, показывает правильность выбранного направления.
Структурная перестройка и приватизация в ТЭК проводится с учетом возможности последующих необходимых преобразований для создания в каждой отрасли организационно-технологических условий и конкурентной среды. При этом помимо обычных методов экономического управления предполагается активизировать участие государства в органах управления акционерных обществ и компаний, а также полновесно использовать долю государства в акционерном капитале предприятий, прежде всего для пополнения бюджетного потенциала, особенно, в период экономических преобразований, реструктуризации социальных сфер.
С другой стороны, проводимые в разных отраслях при разных скоростях преобразования, запаздывают в темпах адаптации к условиям рыночной экономики, оставаясь под прессом прямых неэкономических воздействий со стороны местных властей: зачастую бесплатной поставки энергоресурсов потребителям, искусственного снижения цен на электроэнергию и открытого энергетического и территориального сепаратизма.
Налицо снижение государственного воздействия на предприятия ТЭК для ускорения энергетической безопасности страны из-за несогласованных действий ныне функционирующих двух министерств в ТЭК.
Существующая схема управления ТЭК недостаточно эффективна, так как в основном ориентирована на старый отраслевой принцип и не обеспечивает в новых экономических   условиях сбалансированность интересов как внутри ТЭК, так и потребителей и производителей.
В отраслевые структуры ТЭК внедрены не только субъекты естественной монополии как магистральные линии электропередачи, но и объекты типа энергопроизводящих предприятий, распределительных седей, специализированных предприятий, деятельность которых не связана непрерывным технологическим процессом.
Поэтому         дальнейшие структурные преобразования в ТЭК будут носить превентивный характер и заключаться в постепенном вычленении естественных
монопольных структур, услуги которых будут регулироваться специальным законодательством.
На современном этапе реформирования экономики и системы управления должны быть четко разграничены задачи и права государства как субъекта управления и собственника.
В часта системы управления необходимо:

  1. управлять ТЭК одним министерством - министерством энергетики, объединив ныне существующие два министерства: министерство энергетики и угольной промышленности и министерство нефтяной и газовой промышленности;
  2. запретить заниматься министерству технологическими, оперативными, экономическими, кадровыми вопросами компании;
  3. ограничить структурно состав министерства: министром, четырьмя советниками (по экономике, по оперативным вопросам, по международным правам, по балансу ТЭК), у каждого из которых имеются по три технических работника.

Эти меры позволят сэкономить средства в бюджете, облегчить переезд правительства в новую столицу и ограничить вмешательство в хозяйственные дела компании.
В задачи министерства входит:

  1. разработка и проведение государственной политики в ТЭК;
  2. управление приватизируемыми предприятиями, где 100% акций принадлежат государству;
  3. проводить энергосберегающую политику во всех сферах экономики;
  4. формирование государственных инвестиционных и научно-технических программ и организация их финансирования за счет отчисления из средств заинтересованных компаний, специальных внебюджетных фондов и субсидирование за счет средств бюджета;
  5. разработка необходимых законопроектов, стандартов и правил;
  6. определение правовых и нормативных рамок для компаний ТЭК любой формы;
  7. определение государственной политики в отношении лицензирования, выдачу лицензий на разведку и добычу топливно-энергетических ресурсов, а также лицензирование основной деятельности комплекса;
  8. участие в разработке ценовой и налоговой политики;
  9. прогнозирование спроса и потребления продукции ТЭК;
  10. проведение взаимодействия с другими отраслями экономики республики.

В настоящее время в основном определены формы приватизации структур ТЭК.
Особо необходимо сохранить магистральные транспортные- компании: НЭС
Казахстанэнерго, Нац. транс. газ, Нац. транс. нефть и нефтепродуктов, КаТЭП.
Национальную компанию по обеспечению безопасности и экологии в ТЭК, как компании имеющие все признаки монополии и позволяющие через них осуществлять государственное воздействие на все структуры ТЭК, как указано в таблице 4.9.7.
На эти компании возлагаются отраслевые функции по ведению нормативов, баланса, тарифа на соответствующие продукции. Руководители этих компаний назначаются непосредственно приказом министра по согласованию с правительством республики.
Реализацию предлагаемой идеи до самых низовых структур рассмотрим на примере электроэнергетической отрасли как наиболее интегрированной со всеми структурами экономики.
Предложения по дальнейшей реструктуризации энергетики республики, основываются на следующих принципах:

  1. Создание предпосылок для привлечения разных форм инвестиций в энергетику;
  2. Принимая решения по энергоснабжению, необходимо руководствоваться нуждами потребителей. Потребители должны получить не только гарантии, но и новые права;
  3. Конкуренция - это самая надежная гарантия для защиты интересов потребителей;
  4. Регулирование цен осуществляет регулятивная комиссия на уровне республики и территории. Регулирование должно иметь своей целью развитие паритета цен на все виды Внутренней Валовой Продукции (ВВП), конкуренции, осуществление надзора за ценами и защиту интересов потребителя в тех областях, где будет сохранена естественная монополия;
  5. Необходимо поддерживать надежное и безопасное энергоснабжение для чего затраты производителей должны быть покрыты регулируемым тарифом, рыночными ценами;
  6. Работники энергетической отрасли должны быть заинтересованы в их будущем, иметь новые профессиональные возможности, а также получить свободу для управления своими коммерческими делами без вмешательства со стороны правительства.

Таблица 4.9.1
СТРУКТУРА

управления энергетикой в Республике Казахстан (с 1962 по 1992 г.г.)

Таблица 4.9.2
СТРУКТУРА

управления энергетикой в Республике Казахстан (с 1992 по 1994 г.г.)

Таблица 4.9.3
СТРУКТУРА
управления энергетикой в Республике Казахстан

(на 01.07.95г.)

Таблица 4.9.4
СТРУКТУРА
управления энергетикой в Республике Казахстан

(на 01.10.95г.)
Таблица 4.9.5
СТРУКТУРА
управления энергетикой в Республике Казахстан

(на 01.09.96г.)

Таблица 4.9.6
СТРУКТУРА
управления энергетикой в Республике Казахстан

(на 01.10.96 г.)

Таблица 4.9.7

Структура управления топливно-энергетическим комплексом (ТЭК) Казахстана (перспектива)