Содержание материала

Формирование объективной стоимости электроэнергии на всех этапах ее продвижения, от производителя до потребителя, является важнейшим фактором стабильности цен на все виды Внутреннего Валового Продукта (ВВП) всех стран мира в независимости от их уровня развития. С начала XX века мировым сообществом принято считать стоимость продукции энергетики началом координат ценообразования для всех других видов товаров, т. е. на нее возложена функция создания паритета цен ВВП стран. Основанием тому послужили:

  1. Большая доля продукции энергетики в ВВП;
  2. Абсолютное качество продукции;
  3. Присутствие в стоимости всех других видов товаров.

В условиях переходной экономики этот фактор требует:

  1. Опережающего темпа перевода экономики энергетики на рыночные рельсы;
  2. Освобождение цен на товары энергопроизводящих предприятий;
  3. Формирование оптового рынка электроэнергии;
  4. Либерализация цен розничного рынка электроэнергии;
  5. Ускорение установления объективного соотношения между минимальной заработной платы и стоимости электроэнергии;
  6. Поиск эластичности между стоимостью и спросом на электроэнергию.

Решающими факторами при определении стоимости электроэнергии является
структура и цена на топливо. Как было указано в главе II в Казахстане основным энергетическим топливом является относительно дешевый низкосортный уголь. В Западном и Южном регионах для выработки электроэнергии преимущественно используется мазут и газ.
В виду особенности ведения экономики в условиях централизованного планирования, особенно в части возврата вложенных средств на основные фонды, величина амортизационного отчисления, а также фонд заработной платы, мало влияют на конечную стоимость электроэнергии. Отсутствовала также связь между стоимостью и спросом на электроэнергию. Теперь необходимо будет освободиться от этого стереотипа и искать объективную долю каждого из показателей в стоимости электроэнергии.

Продаваемые виды топлива

Оптовые и розничные цены на продаваемые виды топлива должны быть либерализованы. Это должно быть сделано одновременно с запрещением системы госзаказов на эти виды топлива. Необязательно либерализация цен приведет к реализации цен мирового рынка по всем видам продаваемого топлива в краткосрочный период, так как некоторые цены в Казахстане будут ограничены региональными, внутренними рынками республик бывшего СССР.
Ключевыми факторами, влияющими на темпы переходного периода по прогнозируемому экспорту стратегических видов топлива (сырая нефть, природный газ) являются завершение реализации проектов по экспортному транспортному трубопроводу и уровень цен на энергию, а также рыночные реформ, проводимые Россией, так как Казахстан будет в большей степени зависеть от России по вопросам выхода на мировые рынки. В краткосрочный период критически определяющими ценовыми факторами на продаваемые виды топлива в Казахстане, будут являться внутренние цены на данные виды топлива в пограничных республиках, особенно в России, а также стоимость на эти виды топлива, за вычетом стоимости транспортировки с границы Казахстана до основных мировых рынков сбыта.
Для проведения расчетов необходимо иметь методологию и концепцию ценообразования по принципу "вычета накладных расходов", что является важным при разработке принципов перспективного ценообразования на продаваемые виды топлива.
Данный анализ требует улучшения информационной системы для прослеживания нужных документов по ценам и затратам, включая все налоги, платежи для Казахстана, соседних республик и цен на мировом рынке. Предварительные ценовые уровни энергоресурсов до 2005 года включительно для Казахстана приведены в таблице 5.2.1. Данные прогноза основываются на реальных ценах по зафиксированному обменному курсу к доллару США.
Анализ сделан для того, чтобы поставить, очертить основные рамки, по которым нужно прогнозировать будущие ценовые ожидания. Перспективные экспортные цены на углеводородное топливо следует определять в основном по тарифу, в соответствие с которым Россия и пограничные с Казахстаном страны увеличивают свои внутренние цены, приближаясь к мировому уровню, а также ко времени, когда завершится строительство экспортного трубопровода из Казахстана.

Таблица 5.2.1

 

1994 г.

1998 г.

2005 г.

Сырая нефть, скважина $ США/т

31,0

78,0

85,0

тенге/т

1600

4009

4369

Дизельное топливо, нефтепереработка
$ США/т

105,0

106,0

114,0

тенге/т

3873

5448

5860

Природный газ, скважина $ США/нм3

78,0

83,0

104

тенге/нм3

4060

4266

5346

Уголь, электростанция $ США/т

4,0

8,0

14,0

тенге/т

173

514

720

Электроэнергия, бытовое использование
S США/т

0,029

0,0794

0,0985

тенге/т

1,5

3,62

5,06

В целом, основной задачей является достижение паритета с мировыми ценами, и прежде всего по сырой нефти, так как рост Казахстана в сфере производства энергии и экспортного потенциала будет зависеть от нефти. Условия продвижения к ценам - эквивалентам мирового рынка будут создаваться ценовой политикой России, а также доступом Казахстана к Российской транспортной трубопроводной системе, по крайней мере до того времени, пока не будет завершено строительство системы экспортного трубопровода из Казахстана.
Принимая во внимание трудности вопросов о завершении проекта Каспийского Трубопроводного Консорциума, или значительного расширения существующей Российской транспортной системы, увеличение цен на нефть до уровня мировых будет реально осуществимо за 1998 годом.
Уровень цен на нефтепродукты должен быть гибким, чтобы позволить нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ) оптимизировать свои производственные процессы, как в краткосрочный период получения максимальной стоимости продукта, так и в долгосрочный, позволяющий погашение издержек на инвестиционные нужды.
Уровень цен на природный газ с переходом на мировые цены определяется в основном внутренней политикой ценообразования в России, Узбекистане, Туркменистане, а также возможностями доступа к транспортируемым газопроводам. В краткосрочный период ценовая политика упирается в рационализацию отношений между внутренней ценой и транспортным тарифом, в создание ценовых и налоговых стимулов для инвестиций в сферу газопереработки, трубопроводной передачи, распределения и хранения газа. Этот план развития должен включать оценку регионального экспортного газопровода и возможных рынков экспорта. При расчете, с вычетом транспортных расходов, Турция была взята в качестве рынка конечного потребления, а не Западная Европа. Предложенные долгосрочные принципы предполагают, что реальные цены на газ в долларовом исчислении, за вычетом транспортных расходов, определяться к 2005 году, предположив, что альтернативный экспортный маршрут, кроме существующего в Россию, будет существовать.
Цены на уголь в Казахстане отпущены. Любые попытки поднять Казахстанские экспортные цены на уголь выше Российского уровня будут ограничены. Экибастузские угли привязаны к рынку экспорта Урал-Сибирь. Реальные цены на экибастузский энергетический уголь в долларовом исчислении будут расти до 12 долларов США за тонну, до 16 долларов за тонну в 1998 и 2005 годах соответственно. Важнейшую роль в определении стоимости угля сыграют факторы интеграции отрасли с промышленностью, энергетикой России и Казахстана.
Структура затрат на производство электроэнергии, ее передачи и распределения в Казахстане достигнет международного уровня в долгосрочный период. Практичным, простым методом прогнозирования средних затрат на производство электроэнергии является факт повышения цен на электрическую энергию пропорционально повышению цен на энергетический уголь, так как 80% электроэнергии производится на тепловых электростанциях, сжигающих уголь. В таком случае цены на электричество могут вырасти с 0,025 $ США на кВт. ч до 0,04 $ США на кВт. ч в 1998 году и 0,06 $ США на кВт. ч в 2005 году. В результате этого, тарифы достигнут к 2005 году средних показателей от мирового уровня. Но на практике такого "скачка" цен не произойдет по причинам, которые описаны в главе 5.2.2.

Проблемы реализации принципов ценообразования

Правительство должно решить вопрос об ускорении работы для проведения следующих исследований, которые обеспечат критически необходимую информацию в целях осуществления принципов ценообразования:

  1. Обзор энергопотребления по каждой категории потребителей для создания базы данных, позволяющих принимать многие решения в сфере энергетической политики, включая построение реального графика роста внутренних цен на энергию и связанные с этим поступления в бюджет;
  2. Оценка затрат по природному газу, электричеству и потребителей тепловой энергии (подсектора), определить дополнения к проекту надлежащей тарифной структуры для каждого подсектора;
  3. Оценка затрат по железнодорожным, трубопроводным, автомобильным транспортным расходам, в качестве дополнения к проекту тарифной структуры, а также для принятия рациональных решений по критическим важным вопросам: экспортный потенциал, а также достижимые цены с вычетом транспортных расходов, топливная конкуренция и приоритеты по капвложениям в транспортную инфраструктуру;
  4. Оценка текущих и потенциальных альтернатив по экспорту нефти и природного газа;
  5. Оценка потенциала экспорта экибастузского и карагандинского угля, включая уголь с вычетом транспортных расходов, и альтернативы рынков, включая традиционные рынки сбыта в России и новые рынки.

Регулирующие органы должны рассмотреть вопросы, необходимые для достижения следующих задач, которые важны при эффективном осуществлении принципов ценообразования и налогообложения в краткосрочные и среднесрочные периоды:

  1. Создать принципиальную информационную систему для отслеживания производственных затрат, распределения и транспортировки, цен, предельных издержек и налогов на все виды товаров, продуктов и услуг. Предложенные изменения цен и налогов в энергетическом секторе, сделают необходимый набор данных для осуществления эффективной ценовой и налоговой политики. По мере увеличения внутренних затрат и получаемой значительной доли инвестируемого капитала по свободным рыночным ценам, прямо пропорционально будет возрастать необходимость в точном учете и получении полных данных по стоимостным компонентам. Введение любого налогового режима также потребует эффективного подтверждения уровней объема, затрат и цен в случае, если будет необходимо проводить в действие налоговую политику;
  2. Проводить капиталовложения в системе счетчиков с тем, чтобы высокие цены на энергию начали влиять на поведение потребителя среди частных потребителей и частных предприятий, а также вести точный учет потребления топлива с потерями или расхищением при переработке или транспортировке.