При переходе от государственной монополии к системе, придерживающейся рыночных принципов, для уравновешивания интересов различных сторон в конкретных проектах и для создания стабильности, необходимой для долгосрочных инвестиций, требуется введение хозяйственных договоров, исполнение которых может быть
обеспечено в установленном законом порядке. Необходимо также наличие исчерпывающих и четких "правил игры", носящих недискриминационный характер. Создание описанных условий в долгосрочном плане является чрезвычайно
желательным, однако опыт показывает, что для перехода к предоставлению услуг частными организациями и для введения конкуренции не обязательно ждать закрепления таких правил в развитой и установленной в законном порядке системе государственного регулирования.
Само по себе регулирование не является совершенным, поскольку "надлежащие" методы регулирования отнюдь не самоочевидны. Оно несовершенно и потому, что для эффективного экономического регулирования необходима такая степень развития информационной базы и самой системы, достичь которой невозможно или удается лишь в редких случаях. По этой причине регулирующие органы подвержены внешнему манипулированию. В случае, когда имеется конкуренция со стороны альтернативных товаров и услуг, регулирование может также совершенно неожиданно дать обратные результаты. Более широкое признание недостатков регулирования привело к успехам в разработке простых правил, которые могут стать непреложным законом для регулирующих органов и ведут к предсказуемым и последовательным результатам. Кроме того, эффективность процесса регулирования может быть дополнительно
повышена за счет участия в нем других заинтересованных сторон, в частности, потребителей.
Дробление услуг для введения конкуренции. Является ли процесс электроснабжения более эффективным, когда производство, передача и распределение энергии координируется в рамках одной хозяйственной единицы, или следует произвести разделение этих различных этапов снабжения электроэнергией?
В центре решения подобных проблем находится концепция естественной монополии, существование которой предполагается в тех случаях, когда один производитель может обслуживать весь рынок с меньшими издержками, чем это могли бы делать два или более производителя. Именно это происходит, когда издержки производства и расходы на предоставление услуг падают по мере роста объема производства (явление, обычно называемое эффектом масштаба). В отраслях энергетики обычной практикой является также предоставление одной организацией ряда услуг (электро-, тепло-, пароснабжение), часть из которых может быть отнесена к категории естественных монополий, в то время как другие к этой категории не от носятся. При этом естественная монополия в предоставлении одной услуги может дать производителю преимущество в других областях, услуги в которых могли бы предоставляться на конкурентной основе. Такая ситуация наблюдается в случаях, когда одному производителю удается с меньшими затратами предоставить более одной услуги в рамках единой организации, чем при выполнении той же работы по предоставлению каждой из таких услуг самостоятельными хозяйственными единицами. В таком случае считается, что существует экономия, обусловленная группированием видов деятельности.
За счет выделения в отрасли сегментов, которым присущи характеристики естественной монополии, дробление стимулирует появление новых участников на таком рынке и конкуренцию в тех сегментах, которые потенциально ее допускают. Без описываемого дробления предоставление услуг во всей отрасли может остаться монополистическим, несмотря на то, что целый ряд видов деятельности может осуществляться на конкурентной основе. Групповая структура отраслей в прошлом была обоснована двумя причинами. Во-первых, в тех случаях, где отмечалась значительная экономия на группировании видов деятельности, дробление повышало издержки на предоставление услуг. При этом в тех случаях, когда существует экономия на группировании, ее следует сравнивать с выгодами, обусловленными тем, что поведение экономических субъектов в условиях конкуренции направлено на минимизацию издержек. Во-вторых, в рамках предприятий, занимавшихся предоставлением целого спектра услуг, субсидирование одного вида услуг за счет другого широко использовалось в качестве основного механизма субсидирования услуг бедным потребителям или потребителям в отдаленные районы. При этом, однако, дробление также представляется желательным, поскольку благодаря ему отчетливее прослеживаются перекрестные субсидии между различными видами деятельности, происходит более четкое выделение потребностей в субсидиях для предоставления услуг бедным и улучшается отчетность руководства. Преобладающая тенденция совершенно очевидна - идет интенсивное дробление инфраструктуры на отдельные сегменты.
Вертикальное дробление. На примере электроэнергетики можно продемонстрировать взаимодействие технического прогресса и государственного регулирования. Законом 1989 г. "О регулировании деятельности компаний в области коммунального хозяйства" в США было установлено, что компании, занимающиеся электроснабжением, обязаны покупать электроэнергию у независимых производителей. Это требование дало более эффективным производителям электроэнергии возможность проникнуть в данную отрасль, и в числе таких производителей оказались компании, генерирующие тепловую электроэнергию в ходе основного производственного процесса (совместное производство электрической и тепловой энергии). Распределение получили также газовые турбины с комбинированным циклом, использующие не загрязняющий окружающую среду природный газ и не требующие больших капиталовложений, хотя значительное число независимых производителей электроэнергии по-прежнему используются традиционные технологии.
Такое вертикальное дробление - отделение процесса производства электроэнергии от ее передачи и распределения - с тех пор успешно применяется во многих развивающихся странах, что позволило значительному числу новых компаний войти в эту отрасль. Наиболее вероятно, что область передачи электроэнергии останется естественной монополией. Сеть ее физического распределения также сохранит монополистические черты, поскольку будет по-прежнему экономически невыгодно проводить более одной линии подачи электроэнергии к одному жилому дому или предприятию, но при этом альтернативные поставщики смогут конкурировать за право продажи электроэнергии по единой линии передачи.
Аналогичным образом, в области добычи и переработки природного газа эксплуатация скважин, газопроводов и местных распределительных сетей может вестись различными хозяйственными единицами. К этой идеи вернемся позднее, когда рассмотрим структуру управления Топливно-энергетическим комплексом Казахстана.
Горизонтальное дробление. При втором виде дробления производится разделение деятельности по рынкам, что делается по географическому признаку.
Практические подходы к дроблению. На пути процесса практических подходов к дроблению лежат препятствия, имеющие как технический, так и экономический характер. Попытка насильственного разделения тесно переплетенных сфер деятельности на не связанные между собой организационные структуры может привести к резкому росту трансакционных издержек в связи с тем, что достигнутая в рамках одной компании бесперебойная координация становится более сложной и менее эффективной, когда она осуществляется между независимыми фирмами. Кроме того, существование вертикально связанных монополий, каждая из которых стремиться к получению значительной прибыли на свои затраты, может привести к более высокой стоимости предоставляемых услуг, чем в случае вертикально интегрированной фирмы. Указанные соображения, однако, не означают, что не следует принимать мер против пользующихся своим положением монополистов, которые в любом случае будут утверждать, будто дробление приведет к росту издержек. Наглядный пример влияния дробления услуг на конкуренцию и привлечение частных инвестиций показан в таблице 4.3.1.