Глава IV
Организационная структура электроэнергетики Казахстана
Поиск оптимального соотношения собственности и формы содержания
Электроэнергетическая отрасль Республики Казахстан, как самостоятельная организационная структура, как указано в предыдущей главе, создана в 1991 году, после распада Советского Союза. С момента своего образования страна предпринимала усилия по совершенствованию своей экономики в области электроэнергетики за счет сокращения зависимости от импорта энергии, повышения эффективности собственной производственной базы путем поиска различных стимулирующих организационных форм. Принятый в 1994 году план приватизации электроэнергетической отрасли предусматривает полное преобразование государственных предприятий в акционерные компании с последующей продажей государственных пакетов акций. При этом только специально образованная из межгосударственных и межрегиональных электрических сетей НЭС "Казахстанэнерго" остается естественной монопольной государственной компанией. На базе этой компании, куда входит оперативно-диспетчерское управление энергетикой Казахстана, формируется оптовый рынок с созданием в, последующем, ЭнергоПУЛа Казахстана.
За годы проведения организационной реформы в структуре отрасли произошли кардинальные изменения. В настоящее время функционируют следующие структуры:
- независимые территориальные компании с полным циклом производства, транспорта и распределения электроэнергии и тепла - Мангистауский энергокомбинат (МАЭК) и акционерная энергосистема Алтайэнерго, отпускающие электроэнергию собственным потребителям по установленным ТерКомами тарифам;
- транспортная государственная компания - НЭС "Казахстанэнерго";
- независимые приватизированные электростанции Аксуская ГРЭС, Экибастузская ГРЭС-1 и Жамбылская ГРЭС, с функциями производства электроэнергии, продажи ее НЭС, также оптовым потребителям по прямым договорам;
- интегрированные промышленностью электростанции - ТЭЦ ЦГХК, ТЭЦ КМК, Балхашская ТЭЦ, Алгинская ТЭЦ,
- Чардаринская ГЭС, Павлодарская ТЭЦ-3, Карагандинская ГРЭС-2 с функциями производства и продажи электроэнергии собственным потребителям и территориальным компаниям по утвержденным ТерКомами, а теперь уже по свободным ценам.
Национальная энергетическая система создает оптовый рынок электроэнергии за счет производства ее на базовых электростанциях Республики, дополнительной закупки за рубежом, последующего транспорта во все регионы и продажи ее территориальным энергокомпаниям, а также отдельным потребителям, имеющим глубокие вводы высокого напряжения.
Территориальные энергосистемы производят собственную электроэнергию и обеспечивают своих региональных потребителей, докупая у НЭС или непосредственно у производителей, включая импорт, недостающую или продавая НЭС избыточную электроэнергию.
Однако, в энергосистемах, и в территориальных, и в НЭС, нет того, что есть на Западе: четких правил, побуждающих электростанции, особенно региональных,
наращивать выработку продукции и снижать ее себестоимость. Поэтому задачей ряда субъектов энергосистем является- планировать побольше затрат на производство вне связи с количеством продукции и ее себестоимости.
Выделение в независимые ряды электростанций серьезно меняет психологию их руководителей, например Аксуской ГРЭС, Экибастузских ГРЭС-1,2, Жамбылской ГРЭС, в пользу экономического подхода при решении разных вопросов.
Реализованная как первый этап реструктуризация отрасли Казахстана обеспечивает:
- сглаживание различий в региональных тарифах за счет усреднения себестоимости электроэнергии региональных энергосистем и отпускного тарифа НЭС, в результате чего отпускной тариф одноименным категориям промышленных потребителей отличается не более чем на 60%;
- повышение платежной дисциплины участников оптового рынка, так как большинство региональных энергосистем превратились в покупателей-перепродавцов электроэнергии НЭС или непосредственно у производителей;
- коренные изменения сознания руководителей областей, крупных потребителей в отношении электроэнергии, как к товару;
- естественную стабилизацию стоимости электроэнергии при производстве, транспорте и реализации;
- коллективы энергокомпаний начали считать деньги, балансировать товар, бороться за повышение уровня реализации;
- приостановлен рост внешних и внутренних долгов в отрасли;
- приведено в соответствие границ органов управления и энергокомпании, к руководству компании пришли новые люди с новыми подходами;
- созданы юридические, экономические, структурные условия для привлечения внутренних и иностранных инвесторов.
В тоже время существующая структура не может обеспечить:
- достижение максимальной экономичности работы электростанций как региональных энергосистем, независимых электростанций, так и государственных электростанций из-за того, что практически нет конкуренции среди производителей, потому как в региональных энергосистемах сосредоточено и производство и продажа ее региональным потребителям, в НЭС сосредоточено и производство и продажа электроэнергии региональным системам;
- в существующей структуре отсутствует понятие "базисная, полупиковая энергия", что занижает экономические возможности электростанции, работающих в полупиковых и пиковых частях графика;
- самофинансирование всех звеньев энергетики, поскольку при назначении тарифов закладывается уровень рентабельности, не позволяющий осуществлять развитие, реконструкцию, модернизацию предприятий;
- равные стартовые предпосылки для развития конкуренции из-за того, что региональная система всегда будет добиваться первоочередной продажи собственной электроэнергии, а затем уже покупной из НЭС путем завышения регионального тарифа;
- заинтересованность регионов в развитии собственных источников энергии, поскольку развитием занимаются только энергокомпании, т. е. структуры, заинтересованные в получении прибыли от производства и продажи электроэнергии.
В ценовой и антимонопольной политике Республики отсутствуют:
- связь между стоимостью электроэнергии, топливом, Внутренней Валовой Продукцией (ВВП), покупательской возможность потребителей;
- побуждение к энергосбережению, так как не изучены нормативы энергопотребления, стоимость обновления морально устаревшей технологии у потребителей и производителей;
- объективная дифференциация тарифа по структурам потребителей;
- учет факторов времени, условий потребления электроэнергии и мощности;
- учет факторов содержания оборудования в надлежащей форме и развитие энергетики вообще.
В целях снижения существующих отрицательных факторов необходимо:
- более широкое использование коммерческих принципов в работе поставщиков электрической и тепловой энергии;
- расширение конкуренции;
- активное участие потребителей там, где есть возможности конкуренции и применение коммерческих принципов ограничены.
Коммерческие принципы.
Энергоснабжение должно создаваться как "индустрия услуг", производящая товар, отвечающий запросам потребителей. Такая коммерческая ориентация резко отличается от положения, имеющего место в большинстве государственных учреждений и государственных предприятий коммунальных услуг, вынужденных решать многочисленные и противоречивые задачи, пользующихся неправильными методами расчета затрат и финансовых рисков и мало заботящихся о получаемых долгах и качестве предоставляемых услуг. При таком положении руководители лишены заинтересованности в удовлетворении запросов потребителей или достижении приемлемой прибыли на вложенные средства за счет эффективной эксплуатации и надлежащего ремонта и обслуживания. Отрасль является объектом постоянного вмешательства со стороны государственных органов, что отрицательно сказывается на решения оперативных вопросов, инвестиций, установления цен, кадровой политики и выбора технологии. Общепринято рассматривать энергетическую службу как потенциально "коммерческие" предприятия, поскольку именно по линии этой отрасли легче всего возмещать затраты на предоставление оказываемых ими услуг за счет увеличения платы или тарифов. Основными условиями для этого является постановка достаточно узких и хорошо сфокусированных целей, финансовая и управленческая самостоятельность (с жесткими бюджетными ограничениями), а также ответственность по отношению к потребителям и источникам финансирования.
Конкуренция.
Конкуренция способствует повышению эффективности и предоставляет потребителям право выбора, которое, в свою очередь, ведет к повышению ответственности со стороны поставщиков услуг. Правительства не используют потенциальные преимущества конкуренции, даже в тех областях деятельности, где не существует объективной монополии, таких как низковольтные распределительные сети, освещение, в энергетике, парогазовые турбины например, при более низких выходных параметрах работают более эффективно, чем другие силовые установки. Во многих областях энергетики открытая конкуренция на рынке возможна, существуют способы использования преимуществ конкуренции. В отрасли с высоким уровнем "невозвратных" капиталовложений конкуренция может дать ряд преимуществ. Даже в тех структурах, где количество служб объективно ограничено, существующая нормативная база может заставить их конкурировать между собой не непосредственно, а на основе установленных критериев качества и эффективности.
Участие потребителей и других заинтересованных сторон.
Во многих отраслях инфраструктуры рыночная конъюнктура не может служить надежным источником информации об уровне спроса или критерием оценки показателей работы. Там, где потребители лишены выбора и вынуждены пользоваться жесткой сетью инфраструктурных услуг, они не имеют возможности выражать свои предпочтения или неудовлетворенность этими услугами, обратившись к другим поставщикам. В таких обстоятельствах нужны другие средства для того, чтобы создать зависимость поставщиков услуг от запросов потребителей. Используя различные механизмы для расширения участия в принятии решений, а также путем более широкого доступа к информации об инфраструктурных услугах, потребители и другие заинтересованные стороны могут быть представлены в процессе, обеспечивающем планирование,
финансирование и осуществление услуг инфраструктуры (а в некоторых случаях и брать на себя определенную степень ответственности).
Многие из вышеизложенных идей не являются новыми, а некоторые из них, в принципе, уже одобрены государственными органами, хотя, может быть, и не все из них успешно внедрены в практику. Три фактора:
- технологический прогресс;
- более прагматичный подход и внимание к воздействию инфраструктуры на положение бедного населения;
- необходимость экономической стабильности создали новый климат для реформ. Новые методы привлечения частных финансовых средств для инвестирования вытесняют традиционные способы создания инфраструктуры путем бюджетного финансирования. Многие страны сегодня пользуются этими возможностями для проверки новых идей и подходов.
Возможности конкуренции при предоставлении услуг электроэнергетики заметно различаются в зависимости от технологии. Там, где удельные издержки на обслуживание дополнительного пользователя снижаются при большом объеме производства, возникает "эффект масштаба" - важный фактор возникновения "естественной монополии". Это - общеупотребительный термин, хотя лучше использовать его с осторожностью, поскольку многие не являются в действительности естественными, а порождены скорее политикой, чем технологией. В то же время, предприятия отрасли значительно отличаются друг от друга в том, что касается масштабов, необходимых для снижения расходов. Например, оптимальные размеры высоковольтной сети электропередачи могут достигать национального масштаба, в то время как связанная с объемом экономии удельных затрат на теплоснабжение может быть достигнута на городском уровне. Даже внутри отраслей различные стадии производства имеют разные характеристики. В энергетике эффект масштаба при генерировании энергии зачастую исчерпывается при достижении мощности, незначительной по сравнению с размерами хорошо развитого рынка. Отрасли отличаются также по величине невозвратных издержек, что также может быть потенциальным фактором. При относительном отсутствии невозвратных издержек компаниям легче внедряться на рынок, прекращать деятельность, а также вступать в конкуренцию. Такие отрасли называются открытыми для конкуренции. Технологические и экономические различия в сфере производства дают возможность "дробления" - отделения компонентов отрасли, предполагающих естественную монополию, от тех, что допускают более свободную конкуренцию.
Таким образом, для повышения эффективности могут быть использованы три основных средства активизации коммерческой деятельности в государственном секторе:
- акционирование, обеспечивающее определенную независимость государственных предприятий и в то же время ограждающее предприятия энергетики от давления и ограничений некоммерческого характера;
- заключение между государством и концессионерами в государственном или частном секторе или частными предприятиями, занимающимися представлением услуг по энергообеспечению, четко сформулированных контрактов, повышающих уровень самостоятельности и ответственности посредством конкретизации задач, деятельности, отражающих установленные правительством цели;
- стратегия ценообразования, призванная обеспечить возмещение издержек производства и оптимальную форму финансовой независимости предприятий коммунального хозяйства, а в некоторых случаях - и общественных работ.