Прежде чем начинать программу приватизации, необходимо разработать общий генеральный план, соответствующий долгосрочным целям Правительства в политической, экономической и социальной областях. Затем на основе этого генерального плана разрабатываются планы действий с учетом последствий для ресурсов, а также величины капитальных расходов и расходов на потребление. Третьим этапом является разработка плана приватизации конкретного государственного предприятия или группы таких предприятий.
Процесс планирования и проведения приватизации конкретного предприятия состоит, как правило, из трех этапов:
- оценка целесообразности;
- подготовка;
- практическое поведения.
Схема проведения всех трех этапов показана в таблице.
На первоначальном этапе выбирается целевое предприятие и определяется метод приватизации. На промежуточном, подготовительном, этапе осуществляются подготовка целевого государственного предприятия, разработка нормативных основ, производятся первоначальные оценки принимаются некоторые ключевые решения, например, в отношении соответствующей капитальной структуры, а для предприятий, действующих в условиях монополии, в отношении процессов отмены регулирования. После начала процесса приватизации на этапе практического проведения происходят различные другие, зачастую взаимосвязанные, события, в связи с чем чрезвычайно важно уделять внимание определению сроков и последовательности событий.
Процесс проведения приватизации
Оценка целесообразности.
Выбор соответствующего целевого предприятия является наиболее важным и, как правило, наиболее сложным первым главным решением, особенно в том случае, когда программа приватизации только начинается. Для создания благоприятных условий последующей передачи права собственности первое целевое предприятие должно быть возможно более привлекательным. После определения одного или нескольких подходящих целевых предприятий проводится оценка вероятности успешного результата в каждом случае с учетом общих и конкретных целей правительства, а также любых конкретных преимуществ или проблем. К их числу относятся общие условия деловой активности, характер соответствующего сегмента рынка, уровень заинтересованности потенциальных инвесторов, наличие финансовых ресурсов, а также финансовые и оперативные характеристики целевых предприятий. Эта оценка должна давать два результата: окончательный выбор целевого предприятия для приватизации и определение наиболее подходящего метода приватизации.
Подготовительный этап. После выбора целевого предприятия оно должно быть подготовлено к передаче права собственности. Это может потребовать разработки конкретных нормативных положений, или же такая передача может быть осуществлена в рамках общего закона о приватизации. Необходимые в дальнейшем нормативные аспекты будут определяться выбранным методом приватизации и существующими на соответствующем рынке условиями. Если, например, передача права собственности на государственное предприятие или на поддающуюся отчуждению часть его связана с сохранением его статуса действующего предприятия, то в соответствии с торговым кодексом потребуется изменение правового характера этого предприятия, предполагающее его преобразование в компанию открытого типа. Если рынку товаров или услуг подлежащего приватизации предприятия присущи монопольные характеристики, необходимо создать новую нормативную основу и учредить орган надзора, уполномоченный защищать интересы потребителей и в то же время ограничивать возможные угрозы нормативного характера для результативности деятельности предприятия.
Может возникнуть необходимость решать разнообразные конфликтные ситуации, которые зачастую связаны с интересами работающих на предприятии. К ним относятся уменьшение числа увольнений, справедливое обращение с избыточными работниками и учет выслуги лет тех работников, которых оставляет на предприятии новый работодатель.
Последним основным мероприятием, осуществляемым на подготовительном этапе, является первоначальная стоимостная оценка. Двумя ключевыми определяющими факторами стоимостной оценки являются потенциальная реакция рынка и рентабельность предприятия в прошлые годы. Анализ потенциальной реакции рынка охватывает не только уровень спроса, но и его источники. Будет необходимо провести обзор государственной политики в отношении потенциальных покупателей, а также условий продажи. Установление справедливой цены, отвечающей возможностям целевой группы покупателей, будет сложной задачей в том случае, если рентабельность предприятия в прошлые годы низка, поскольку цены связаны с возможностью получения потенциальных доходов. Если структурная реорганизация в целях улучшения финансового положения не является приемлемым вариантом, разумная альтернатива предложению с жесткой ценой заключается в определении цены на основе действия рыночных сил путем организации торгов или аукционов как в случае проведения публичной подписки на акции, так и в случае их размещения без обращения к публике. Проведение торгов не является предпочтительным подходом в том случае, если главная цель заключается в поощрении широкого публичного участия ввиду относительной неопределенности и сложностей. Один из возможных вариантов заключается в продаже первоначального блока акций на торгах с последующим объявлением жесткой цены.
Еще один аспект рыночной реакции заключается в учете настроения покупателей, особенно в свете конкретных рыночных условий, а также общих условий предпринимательской деятельности. Более высокие цены могут быть получены в том случае, если покупатели рассчитывают на возможности повышения результативности деятельности предприятия, а также на установление определенной степени влияния на рынке при минимальном нормативном вмешательстве. Если же деловая обстановка нестабильна, покупатели будут отдавать предпочтение таким вариантам, как, например, совместные предприятия в сфере услуг, где капитальные расходы могут быть сведены к минимуму, а периоды окупаемости относительно коротки. Следовательно, заинтересованность покупателя необходимо стимулировать путем специальных налоговых и финансовых уступок, например налоговых льгот, низких процентных ставок и т. д. Поэтому координация государственной налоговой политики и политики в области приватизации в рамках упомянутого выше генерального плана имеет чрезвычайно важное значение.
Этап практического проведения. Именно на этапе практического проведения оценки и стоимость фондов, пересмотра планов может оказаться чрезвычайно важным для основной координации деятельности людей, мероприятий и событий в целях логичного и своевременного прохождения процесса. Сама по себе разработка такого документа может способствовать уменьшению неправильного понимания и путаницы, которые неизбежно возникают при осуществлении сложной задачи. Он также выполняет роль существенно важного инструмента управленческого контроля, позволяя сопоставлять вводимые ресурсы и получаемые результаты на протяжении допустимого и фактического периодов времени. Хотя в каждом случае процесс приватизации может иметь неповторимый характер, между разными методами имеются определенные сходные черты: выбор формы или масштаба процесса передачи права собственности, поиск и определение покупателей, изучение возможностей финансирования, выход на рынок с предложением, оценка ответов, ведение переговоров или иные методы заключения соглашений и окончательное оформление сделки.
Правовые рамки приватизации. Приватизация на уровне предприятий осуществляется в национальных правовых рамках в соответствии с национальными стратегиями экономического развития в странах централизованной плановой экономики правовые рамки и стратегии неодинаковы.
Особое значение для вновь создаваемых частных предприятий имеет конституционная и основная правовая структура страны. Эта структура определяет, гарантированы ли государством некоторые основные права и свободы для частных лиц (и корпораций), такие как верховенство закона, право на получение возмещения, обращение в суды и не дискриминацию и право на защиту интересов частной собственности. Другой существенной гарантией для частных предприятий (как правило предоставляемой конституцией или основными законами странами) является защита от произвольной национализации или экспроприации и гарантия того, что в случае экспроприации будет выплачена справедливая компенсация.
Следующая категория норм, затрагивающих частные предприятия, включает общие касающиеся торговли и коммерческой деятельности законы, применяемые к рыночной экономике, которые регулируют интересы собственности, договорные коммерческие отношения и законы о корпорациях. В этих законах оговариваются права и обязательства владельцев, держателей акций, покупателей, продавцов, кредиторов, финансовых посредников, потребителей, администрации, работников и т. д. возникающие в начале работы коммерческого предприятия или в течение его срока эксплуатации, а также по завершении его деятельности или ликвидации его активов.
Таким образом, в контрактах оговаривают требования к формированию различных видов коммерческих предприятий (как правило, по меньшей мере, собственный капитал в деле, партнерство и корпорации), обеспечение капитала, регистрацию предприятия, основную структуру собственности и управления и требования отчетности.