В ходе структурных и экономических реформ в энергетике Казахстана в 1995 году вплотную подошли к созданию оптового и розничного рынков электроэнергии. К этому подтолкнуло:
- Концепция развития энергетики II-этапа, т.е. 1993-1996 гг.;
- Неплатежи за отпущенную электроэнергию прежде всего крупным производителям;
- Формирование групп (структур) потребителей, готовых рассчитываться деньгами;
- Объективная дифференциация стоимости электроэнергии для разных категорий потребителей;
- Закон "Об электроэнергетике".
Однако, в начале 1996 года, путем принятия необъективных и вопреки духу закона "Об электроэнергетике" и не соответствующих законам экономики решений, был разрушен элемент оптового рынка и прежде всего потребители, особенно крупные, потеряли право выбора и естественно региональные цены пошли вверх.
Однако, объективные законы экономики взяли вверх и вновь создались условия для формирования оптового и розничного рынков. Реализацию этих условий необходимо провести на качественно новом уровне, используя мировой опыт. Мировой опыт показывает, что необходимо организовать Казахстанский Энергопул с учетом сложившейся специфики:
- Существуют суперлинии, связывающие все регионы, крупные электростанции (более 50 МВт), экспортеров электроэнергии, крупных потребителей (более 5 МВт);
- Организована специальная электросетевая компания НЭС "Казахстанэнерго";
- Создана единая логика противоаварийной автоматики;
- Существует система канализации информации с выводом в ОДУ Казахстана.
Все эти особенности Казахстанской энергетики приспособлены на создание оптового рынка электроэнергии через систему оперативного планирования и тарифообразования или вкратце ЭнергоПУЛа.
Энергопул, как рыночный механизм управления энергопотреблением
Среди значений английского слова "POOL" одним из основных значений является "общий фонд, объединенный резерв". Как отмечается в Толковом юридическом словаре "ПУЛ - форма временного объединения ряда самостоятельных компаний для решения какой-либо специальной задачи".
Пулы способствуют увеличению внутренней емкости рынка электроэнергии. Соглашение о пуле является одной из форм договора о совместной деятельности и регулируется нормами гражданского права.
Введение солидарной или субсидиарной ответственности участников пула в электроэнергетике будет способствовать улучшению энергообеспеченности, повышению надежности и качества энергоснабжения, что является основной задачей в условиях переходного периода и неравномерного уровня обеспеченности электроэнергией по территории республики. Пуловая форма, кроме того, снижает вероятность монопольного влияния региональных энергопредприятий, а также будет способствовать скорейшей финансовой стабилизации деятельности предприятий электроэнергетики. Недостаточность собственных средств в условиях неплатежей сегодня ставит проблематичный выход из этого кризиса самостоятельно без ущерба для потребителей электроэнергии. Надо иметь в виду, что проблема недостаточности финансовых средств и дефицита электроэнергии - неразрешима в короткое время, а развитие экономики и подъем промышленности потребуют в дальнейшем гораздо больших объемов производства электроэнергии.
Пул в электроэнергетической отрасли можно представить как рынок, в котором производители продают, а поставщики покупают электроэнергию.
Энергопул формирует:
- Ценовую политику и среду;
- Технические правила для функционирования системы;
- Определяет права и обязанности для всех сторон.
Целями создания энергопула шляются:
- Обеспечение правил для эффективного и налаженного функционирования оптового рынка электроэнергии;
- Поощрение эффективного производства и потребления электроэнергии;
- Поощрение оптимальных инвестиций в новую станцию и выкупа существующей станции;
- Уравновешивание интересов всех участников рынка в течение последующего развития новых условий.
Энергопул создает условия:
- Для сбалансирования экономических интересов сторон-производителей и потребителей электроэнергии.
Для производителей выгоды участия в энергопуле очевидны:
- повышается эффективность деятельности;
- продажа электроэнергии будет производиться в необходимое время для системы;
- утверждает стоимость соответствующую реальной цене;
- оптимально инвестирует в предприятие;
- способствует выкупу станции;
Энергопул требует:
- Принять и соблюдать определенные правила рынка электроэнергии;
- Между участниками должно быть заключено Соглашение;
- На основе Соглашения принять Устав энергорынка;
- Заключать Соглашения по производственным мощностям производителей;
- Заключать Договор на содержание высоковольтной системы.
Участниками пула выступают:
- Энергопроизводители (ТЭЦ, ГРЭС, ГЭС, блок-станции);
- Национальная энергетическая система;
- Крупные прямые потребители;
- Региональные энергетические компании;
- Экспортеры электроэнергии.
В таблицах 4.7.1 и 4.7.2 показаны возможные варианты организации а Казахстане системы оперативного планирования и тарифообразования с разделением структурной, коммерческой и финансовой функций каждого субъекта энергопула.
Принципы работы компании POOLKO
Выработка электроэнергии
- Диспетчеризация вырабатываемой электроэнергии по наилучшему предложению;
- Регулирование закупок, управление частотой. Оперативный резерв;
- Сбалансированность нагрузок и ресурсов, надежность;
Таблица 4.7.1
Схема движения товара и финансовых средств
ЦИКЛ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЭНЕРГОБАЛАНСА
Таблица 4.7.2
- Установление оперативных ритмичных рыночных ставок;
- Устанавливаемые разовые ритмичные ставки на основе рыночных спросов позволяют устранить дисбаланс.
Передача
- Контракт на передачу;
- Продажа доступа к сетям поставщикам и потребителям;
- Прямое управление системами передачи;
- Выявление узких мест.
Управление
- Цены рынка разовых сделок; затраты в случае нехватки электроэнергии или транспортных услуг; обслуживание контролируемой территории;
- Определение разовых ритмичных ставок на 24 часа вперед;
- Услуги поставщиков электроэнергии, транзита оплачиваются по ценам рынка разовых сделок;
- Потребители платят по ценам рынка разовых сделок;
- Выплаты: поставщики и потребители.
Цели создания оптового и розничного рынков электроэнергии
- Возмещение затрат:
Связанные с издержками производства и развития отрасли.
- Возможности:
Возможность конкурентной борьбы на всех сегментах рынка.
- Справедливость:
Все потребители получают выгоду от конкуренции.
Характерные черты компании POOLCO
- Разделение финансовых и эксплуатационных операций;
- Эффективное управление;
- Открытый доступ к системам передачи;
- Надежность предоставляемых услуг;
- Предоставление права выбора потребителю;
- Преимущества, обеспечиваемые конкуренцией;
- Цены рынка разовых сделок.
Обзор системы оперативного планирования и тарифообразования
Зарубежные страны. Энергосистемы общественного пользования различных стран мира находятся на разных стадиях внедрения новых организационных, эксплуатационных, нормативных структур и структур совместного владения. Эти изменения предназначены для предоставления потребителям большого количества альтернативных вариантов, снижения затрат и государственного контроля, создания большей конкуренции на энергетическом рынке. В настоящее время рассматривается множество альтернативных вариантов достижения этих целей оптимальным способом.
В последние годы произошло ослабление государственного регулирования авиатранспортной, железнодорожной и телекоммуникационной отраслей, нефтяной и газовой промышленности и их опыт служит в качестве руководящих принципов для процесса, протекающего в настоящее время в энергетике. Среди факторов, лежащих в основе оценки альтернативных вариантов, можно выделить: неопределенность, затраты на переход к новой структуре, занятость, финансовые средства, нормативный контроль, надежность, социальные программы и т. д.
США. ПУЛКО-предложение, сделанное несколькими электростанциями общественного пользования Калифорнии, о реконструкции отрасли с одновременным сохранением некоторых элементов вертикальной интеграции. Хотя предложение было выдвинуто для решения проблем, связанных с энергоснабжением штата Калифорния, его авторы ищут способы расширения структуры за границы штата для создания полностью взаимосвязанных систем в западной части США.
ПУЛКО предлагает создание единой системы управления всеми сетями электропередачи большой пропускной способности, обеспечение условий покупки электроэнергии у владельцев энергоустановок общественного пользования на конкурентной основе и продажу электроэнергии компаниям, распределяющим ее своим потребителям.
Владельцы электростанций общественного пользования, входящих в ПУЛКО, сохраняют право собственности на свои системы производства, передачи и распределения электроэнергии и получают платежи от ПУЛКО за использование их сетей электропередачи большой пропускной способности. Владельцы этих электростанций также продолжают нести свои обязательства по энергоснабжению потребителей в своих районах, хотя электроэнергия покупается потребителями у ПУЛКО.
Англия. До 1990 года CEGB владела и эксплуатировала электростанции и основную взаимосвязанную систему электропередачи и отвечала за обеспечение требований к системе. Местные органы власти владели и эксплуатировали систему распределения, получая электроэнергию для своих потребителей от системы CEGB.
Эта система была реорганизована для разделения системы производства и распределения электроэнергии, и в настоящее время активами совместно владеют множество различных компаний. Торговля электроэнергией происходит напрямую между компаниями, вырабатывающими электроэнергию, и потребителями через энергетический ПУЛ. Владельцы линий электропередачи для межсистемной связи также участвуют в торговле в рамках ПУЛа, выступая в качестве лиц, вырабатывающих энергию, когда они поставляют электроэнергию, и в качестве потребителей, когда они получают электроэнергию.