Содержание материала

В ходе структурных и экономических реформ в энергетике Казахстана в 1995 году вплотную подошли к созданию оптового и розничного рынков электроэнергии. К этому подтолкнуло:

  1. Концепция развития энергетики II-этапа, т.е. 1993-1996 гг.;
  2. Неплатежи за отпущенную электроэнергию прежде всего крупным производителям;
  3. Формирование групп (структур) потребителей, готовых рассчитываться деньгами;
  4. Объективная дифференциация стоимости электроэнергии для разных категорий потребителей;
  5. Закон "Об электроэнергетике".

Однако, в начале 1996 года, путем принятия необъективных и вопреки духу закона "Об электроэнергетике" и не соответствующих законам экономики решений, был разрушен элемент оптового рынка и прежде всего потребители, особенно крупные, потеряли право выбора и естественно региональные цены пошли вверх.
Однако, объективные законы экономики взяли вверх и вновь создались условия для формирования оптового и розничного рынков. Реализацию этих условий необходимо провести на качественно новом уровне, используя мировой опыт. Мировой опыт показывает, что необходимо организовать Казахстанский Энергопул с учетом сложившейся специфики:

  1. Существуют суперлинии, связывающие все регионы, крупные электростанции (более 50 МВт), экспортеров электроэнергии, крупных потребителей (более 5 МВт);
  2. Организована специальная электросетевая компания НЭС "Казахстанэнерго";
  3. Создана единая логика противоаварийной автоматики;
  4. Существует система канализации информации с выводом в ОДУ Казахстана.

Все эти особенности Казахстанской энергетики приспособлены на создание оптового рынка электроэнергии через систему оперативного планирования и тарифообразования или вкратце ЭнергоПУЛа.

Энергопул, как рыночный механизм управления энергопотреблением

Среди значений английского слова "POOL" одним из основных значений является "общий фонд, объединенный резерв". Как отмечается в Толковом юридическом словаре "ПУЛ - форма временного объединения ряда самостоятельных компаний для решения какой-либо специальной задачи".
Пулы способствуют увеличению внутренней емкости рынка электроэнергии. Соглашение о пуле является одной из форм договора о совместной деятельности и регулируется нормами гражданского права.
Введение солидарной или субсидиарной ответственности участников пула в электроэнергетике будет способствовать улучшению энергообеспеченности, повышению надежности и качества энергоснабжения, что является основной задачей в условиях переходного периода и неравномерного уровня обеспеченности электроэнергией по территории республики. Пуловая форма, кроме того, снижает вероятность монопольного влияния региональных энергопредприятий, а также будет способствовать скорейшей финансовой стабилизации деятельности предприятий электроэнергетики. Недостаточность собственных средств в условиях неплатежей сегодня ставит проблематичный выход из этого кризиса самостоятельно без ущерба для потребителей электроэнергии. Надо иметь в виду, что проблема недостаточности финансовых средств и дефицита электроэнергии - неразрешима в короткое время, а развитие экономики и подъем промышленности потребуют в дальнейшем гораздо больших объемов производства электроэнергии.

Пул в электроэнергетической отрасли можно представить как рынок, в котором производители продают, а поставщики покупают электроэнергию.
Энергопул формирует:

  1. Ценовую политику и среду;
  2. Технические правила для функционирования системы;
  3. Определяет права и обязанности для всех сторон.

Целями создания энергопула шляются:

  1. Обеспечение правил для эффективного и налаженного функционирования оптового рынка электроэнергии;
  2. Поощрение эффективного производства и потребления электроэнергии;
  3. Поощрение оптимальных инвестиций в новую станцию и выкупа существующей станции;
  4. Уравновешивание интересов всех участников рынка в течение последующего развития новых условий.

Энергопул создает условия:

  1. Для сбалансирования экономических интересов сторон-производителей и потребителей электроэнергии.

Для производителей выгоды участия в энергопуле очевидны:

  1. повышается эффективность деятельности;
  2. продажа электроэнергии будет производиться в необходимое время для системы;
  3. утверждает стоимость соответствующую реальной цене;
  4. оптимально инвестирует в предприятие;
  5. способствует выкупу станции;

Энергопул требует:

  1. Принять и соблюдать определенные правила рынка электроэнергии;
  2. Между участниками должно быть заключено Соглашение;
  3. На основе Соглашения принять Устав энергорынка;
  4. Заключать Соглашения по производственным мощностям производителей;
  5. Заключать Договор на содержание высоковольтной системы.

Участниками пула выступают:

  1. Энергопроизводители (ТЭЦ, ГРЭС, ГЭС, блок-станции);
  2. Национальная энергетическая система;
  3. Крупные прямые потребители;
  4. Региональные энергетические компании;
  5. Экспортеры электроэнергии.

В таблицах 4.7.1 и 4.7.2 показаны возможные варианты организации а Казахстане системы оперативного планирования и тарифообразования с разделением структурной, коммерческой и финансовой функций каждого субъекта энергопула.

Принципы работы компании POOLKO

Выработка электроэнергии

  1. Диспетчеризация вырабатываемой электроэнергии по наилучшему предложению;
  2. Регулирование закупок, управление частотой. Оперативный резерв;
  3. Сбалансированность нагрузок и ресурсов, надежность;

Таблица 4.7.1

Схема движения товара и финансовых средств

ЦИКЛ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЭНЕРГОБАЛАНСА

Таблица 4.7.2

  1. Установление оперативных ритмичных рыночных ставок;
  2. Устанавливаемые разовые ритмичные ставки на основе рыночных спросов позволяют устранить дисбаланс.

Передача

  1. Контракт на передачу;
  2. Продажа доступа к сетям поставщикам и потребителям;
  3. Прямое управление системами передачи;
  4. Выявление узких мест.

Управление

  1. Цены рынка разовых сделок; затраты в случае нехватки электроэнергии или транспортных услуг; обслуживание контролируемой территории;
  2. Определение разовых ритмичных ставок на 24 часа вперед;
  3. Услуги поставщиков электроэнергии, транзита оплачиваются по ценам рынка разовых сделок;
  4. Потребители платят по ценам рынка разовых сделок;
  5. Выплаты: поставщики и потребители.

Цели создания оптового и розничного рынков электроэнергии

  1. Возмещение затрат:

Связанные с издержками производства и развития отрасли.

  1. Возможности:

Возможность конкурентной борьбы на всех сегментах рынка.

  1. Справедливость:

Все потребители получают выгоду от конкуренции.

Характерные черты компании POOLCO

  1. Разделение финансовых и эксплуатационных операций;
  2. Эффективное управление;
  3. Открытый доступ к системам передачи;
  4. Надежность предоставляемых услуг;
  5. Предоставление права выбора потребителю;
  6. Преимущества, обеспечиваемые конкуренцией;
  7. Цены рынка разовых сделок.

Обзор системы оперативного планирования и тарифообразования

Зарубежные страны. Энергосистемы общественного пользования различных стран мира находятся на разных стадиях внедрения новых организационных, эксплуатационных, нормативных структур и структур совместного владения. Эти изменения предназначены для предоставления потребителям большого количества альтернативных вариантов, снижения затрат и государственного контроля, создания большей конкуренции на энергетическом рынке. В настоящее время рассматривается множество альтернативных вариантов достижения этих целей оптимальным способом.
В последние годы произошло ослабление государственного регулирования авиатранспортной, железнодорожной и телекоммуникационной отраслей, нефтяной и газовой промышленности и их опыт служит в качестве руководящих принципов для процесса, протекающего в настоящее время в энергетике. Среди факторов, лежащих в основе оценки альтернативных вариантов, можно выделить: неопределенность, затраты на переход к новой структуре, занятость, финансовые средства, нормативный контроль, надежность, социальные программы и т. д.
США. ПУЛКО-предложение, сделанное несколькими электростанциями общественного пользования Калифорнии, о реконструкции отрасли с одновременным сохранением некоторых элементов вертикальной интеграции. Хотя предложение было выдвинуто для решения проблем, связанных с энергоснабжением штата Калифорния, его авторы ищут способы расширения структуры за границы штата для создания полностью взаимосвязанных систем в западной части США.
ПУЛКО предлагает создание единой системы управления всеми сетями электропередачи большой пропускной способности, обеспечение условий покупки электроэнергии у владельцев энергоустановок общественного пользования на конкурентной основе и продажу электроэнергии компаниям, распределяющим ее своим потребителям.
Владельцы электростанций общественного пользования, входящих в ПУЛКО, сохраняют право собственности на свои системы производства, передачи и распределения электроэнергии и получают платежи от ПУЛКО за использование их сетей электропередачи большой пропускной способности. Владельцы этих электростанций также продолжают нести свои обязательства по энергоснабжению потребителей в своих районах, хотя электроэнергия покупается потребителями у ПУЛКО.
Англия. До 1990 года CEGB владела и эксплуатировала электростанции и основную взаимосвязанную систему электропередачи и отвечала за обеспечение требований к системе. Местные органы власти владели и эксплуатировали систему распределения, получая электроэнергию для своих потребителей от системы CEGB.
Эта система была реорганизована для разделения системы производства и распределения электроэнергии, и в настоящее время активами совместно владеют множество различных компаний. Торговля электроэнергией происходит напрямую между компаниями, вырабатывающими электроэнергию, и потребителями через энергетический ПУЛ. Владельцы линий электропередачи для межсистемной связи также участвуют в торговле в рамках ПУЛа, выступая в качестве лиц, вырабатывающих энергию, когда они поставляют электроэнергию, и в качестве потребителей, когда они получают электроэнергию.