Решение проблем энергоснабжения требует гораздо большего, чем простые расчеты фондов инфраструктуры и планирование необходимых инвестиций на основании прошлых тенденций. Речь идет о решении проблем неэффективного и расточительного использования ресурсов, как в отношении инвестиций, так и на уровне предоставления услуг, а также о более эффективном удовлетворении спроса потребителей. Во многих странах, в том числе и в Казахстане, простаивает в среднем 40 % генерирующих мощностей, что вдвое больше, чем оптимальные показатели в энергетике. Иными словами, следует перейти от увеличения объема фондов инфраструктуры к повышению качества услуг.
Капиталовложения в инфраструктуру не оказывали в прошлом ожидаемого воздействия на развитие. Необходимо повысить эффективность инвестиций и качество предоставляемых услуг.
Появление новых способов предоставления услуг инфраструктуры наряду с техническими достижениями указывает на решения, способные улучшить показатели работы.
Хорошая инфраструктура способствует росту производительности и сокращению производственных затрат, но темпы ее развития должны соответствовать экономическому росту. Точная взаимосвязь между инфраструктурой и развитием до сих пор остается предметом споров.
Результаты исследований производительности инфраструктуры
Таблица 1.1.1
Регионы | Эластичность * | Предполагаемый уровень отдачи ** | Элементы инфраструктуры |
США | 0,34 | 60 | Государственный капитал |
5 городских районов. США | 0,08 | — | Государственный капитал |
Регионы Японии | 0,20 | 96 | Промышленная инфраструктура |
Регионы Франции | 0,08 | 12 | Государственный капитал |
Тайвань. Китай | 0,24 | 77 | Транспорт и связь |
Корея | 0,19 | 51 | Транспорт и связь |
Израиль | 0,40 | 60 | Транспорт и энергетика |
Мексика | 0,05 | 6 | Энергетика и связь |
Страны ОЭСР | 0.07 | 19 | Транспорт |
Развивающиеся страны | 0,07 | 95 | Транспорт |
Страны ОЭСР | 0,15 | — | Акционерный капитал |
Развивающиеся страны | 0,16 | 63 | Транспорт и связь |
* Процентная изменения производительности при однопроцентном изменении уровня инфраструктуры
** Отношение дисконтированной стоимости прироста зависимой переменной к дисконтированной стоимости инвестиций в инфраструктуру
Однако, расширение материальной базы инфраструктуры идет нога в ногу с ростом экономического производства - увеличение фондов инфраструктуры на 1 процент соответствует однопроцентному росту валового внутреннего продукта (BВП) во всех странах. По мере развития страны инфраструктура должна меняться, соответствуя динамике спроса и pocту доли энергетики, дорожного хозяйства, связи в общем фонде инфраструктуры по сравнению с такими базовыми услугами, как водоснабжение и ирригация
Однако, на практике в нашей стране эти показатели оставляют желать лучшего. Нередко наблюдается нерациональное распределение капиталовложений в энергетику: и последние годы централизованного планирования чрезмерные инвестиции в новое строительство наряду с нехваткой средств на ремонт и обслуживание существующих объектов, привели к резкому снижению коэффициента использования установленного оборудования. Ценовая политика, проводимая первые годы либерализованном экономики, усугубила эту обстановка. Регулирующие органы, в частности Комитет по ценовой и антимонопольной политики вообще не предусматривал средства на замену морально и физически устаревшего оборудования.
Недостаточный уровень ремонта и обслуживания является практически повсеместной и дорогостоящей проблемой систем инфраструктуры в стране
Инфраструктура способна ощутимо повлиять на экономический рост и экологическую устойчивость, однако лишь при условии, что услуги инфраструктуры достаточно эффективны и отвечают реальному спросу. Уровень обслуживания является одновременно целью и показателем развития инфраструктуры. Стоимость потерь, выражающихся в нереализованном экономическом росте и в упущенных возможностях улучшения уровня жизни и состояния окружающей среды, непомерно высока и неприемлема.
Причины столь таких показателей в прошлом, так же как и факторы более эффективного функционирования заключаются в стимулах предлагаемых поставщикам услуг. Для обеспечения эффективного и адекватного предоставления услуг инфраструктуры следует изменить существующие стимулы посредством трех инструментов - управления на основе коммерческих принципов, конкуренции и участия заинтересованных сторон. Также требуется пересмотреть роль государственного и частного секторов. Технические достижения и опыт использования альтернативных способов организации инфраструктуры указывают на следующие принципы проведения реформы:
- Управление электроэнергетикой как коммерческим предприятием. а не как административной структурой. Обеспечение услуг энергетики должно соответствовать концепции отрасли обслуживания, реагирующей на спрос потребителей. Предприятия с низкими показателями обычно не имеют четко обозначенных целей, лишены финансовой самостоятельности, не соблюдают финансовой дисциплины. а также не имеют стандартных показателей, измеряемых степенью удовлетворенности потребителей. Тот факт, что даже население с готовностью платит за электроэнергию, открывает широкие возможности для повышения уровня предоставляемых услуг. Для обеспечения коммерческой ориентации в энергетике во многих случаях потребуется участие частного сектора в управлении, финансировании или владении объектами инфраструктуры:
- Развитие конкуренции: непосредственными мерами - где это возможно, косвенными - где это не представляется возможным. Конкуренция предлагает потребителям выбор вариантов, наиболее удовлетворяющих их потребности, и заставляет поставщиков работать более эффективно, с учетом пожеланий пользователей. Конкуренция может быть внедрена в результате таких непосредственных мер, как либерализация доступа к видам деятельности, не имеющих технологических препятствий, а также косвенным образом - путем проведения конкурсных торгов на получение исключительного права обслуживания там. где присутствуют условия естественной монополии, и путем либерализации деятельности по предоставлению альтернативных услуг:
- Предоставление пользователям и другим заинтересованным сторонам возможности выразить свое мнение и передача им реальной ответственности. В тех случаях, когда деятельность энергоснабжающих организаций влечет за собой важные внешние последствия - положительные или отрицательные - или когда отсутствует достаточная рыночная дисциплина, необходимая для обеспечения ответственности поставщиков перед потребителями, эти проблемы приходится решать административными способами. Потребители и другие заинтересованные стороны должны участвовать в ходе разработки, планирования, развития и регулирования деятельности энергопредприятий, а в некоторых случаях они должны иметь возможность выступать с инициативой разработки, эксплуатации и финансирования проектов.
Партнерство государственного и частного секторов в финансировании развития энергетики представляется многообещающим. Международный опыт показывает рост участия частного сектора в финансировании новых объектов энергетики. Имеющийся опыт говорит о том, что частные инвесторы должны начинать с простых проектов и постепенно набирать опыт, прибыль инвесторов должна быть связана с показателями функционирования проекта, а все необходимые государственные гарантии должны подвергаться пристальному изучению.
Роль государства в инфраструктуре сохранится, хотя и в измененном виде. Помимо принятия мер по улучшению показателей работы систем инфраструктуры, находящихся под непосредственным государственным контролем, государство также отвечает за выработку политики и создание базы нормативного регулирования, призванных защищать интересы потребителей, способствовать улучшению состояния окружающей среды и координировать межотраслевую деятельность, как в случае предоставления услуг государственными предприятиями, так и в случае частных компаний. Государство также несет ответственность за разработку правовой и нормативной базы, обеспечивающей участие частного сектора в предоставлении услуг по энергоснабжению потребителей.
Неправильное распределение капиталовложений приводит к созданию инфраструктуры, не отвечающей потребностям, и к предоставлению услуг, не отвечающим принятым нормам. Наглядный пример тому существующая диспропорция между электрическими сетями и источниками электроэнергии.
Уровень функционирования энергетических предприятий зависит не от общих условий экономического роста и развития, а от организационной среды.
Для правильной оценки факторов, определяющих высокие и низкие показатели, требуется понимание значения организационной базы электроэнергетики и стимулов, регулирующих их предоставление. В настоящем разделе указываются три причины низких показателей.
• Предоставление услуг инфраструктуры обычно осуществляется на рынке, характерной чертой которого является отсутствие конкуренции. Ярким примером служит обстановка, которая сложилась в Алматинской и Алтайской энергосистемах, где в ходе акционирования и приватизации государственной собственности сложились местные монопольные энергоснабжающие компании. Не существует здесь никакого рыночного механизма, ограничивающего рост стоимости товара, а также стимулирующего рост качества услуг. К тому же именно эти регионы самобалансированы, имеют в составе гидравлические электростанции с низкой себестоимостью продукции. То есть, рыночный процесс, который происходит вне этих энергосистем, не оказывает на них никакого влияния.
Потребители, в силу своего положения, лишены возможности реальным образом выражать свои требования. Когда цены отражают затраты, уровень потребительского спроса служит конкретным сигналом для поставщиков. При помощи механизма цен потребители могут добиться, чтобы решения об инвестициях и производстве принимались с учетом их пожеланий. Однако, цены на электроэнергию обычно не отражают затрат, и. таким образом, пропадает ценный источник информации о нуждах потребителей. Например, цены на электроэнергию зачастую не покрывают реальных издержек производства, не говоря о реконструкции, развитии и компенсации экологического ущерба. В таких случаях адекватной обратной реакции ждать не приходится.
Энергоснабжение представляет собой если не двигатель, то, по крайней мере, "колеса" экономической активности.
Нет необходимости доказывать о роли энергетического потенциала природных ресурсов в повышении производительности труда. Речь может идти о количественном показателе влияния на качество жизни через развитие экономического роста страны.
В таблице 1.1.2 приведена мировая статистика взаимосвязи между доходом стран и приоритетные направления инвестиций в инфраструктуру.
В таблице 1.1.3 схематично показана организационная связь между экономическим ростом и развитием человеческого потенциала. Поэтому в следующих главах рассмотрим пути обеспечения устойчивого развития человеческого потенциала через устойчивое развитие электроэнергетической отрасли.
Связь между экономическим ростом и развитием человеческого потенциала
Таблица 1.1.3