Содержание материала

Работа объединенных энергосистем стран СНГ в период переходной экономики
Обзор ситуации
В период перехода экономики от централизованной к рыночной в электроэнергетике стран СНГ, ранее работавших в общей параллельной объединенной энергосистеме, в значительной мере характерны одинаковые проблемы и трудности:

  1. проблема неплатежей за электроэнергию;
  2. спад в производстве и потреблении электроэнергии;
  3. трудности с поставками топлива для электростанций;
  4. износ основного оборудования электростанций;
  5. снижение оперативной дисциплины под влиянием администраций регионов;
  6. некоординированные действия стран как по времени, так и по схеме либерализации экономики энергетики;
  7. дефицит технической информации о современных технологиях.

Кардинальное решение этих проблем зависит от общего состояния экономики и
политики в области энергетики в странах СНГ. При этом фактор политических решений играет весьма существенную роль. Так, например, в России в четвертом квартале 1995 года произошла некоторая стабилизация общеэкономических показателей. Однако, в результате решения правительства о замораживании цен на электроэнергию до конца года и жестком контроле над тарифами, в 1996 году финансовое положение электроэнергетических предприятий ухудшилось. Напротив, в Казахстане цены на электроэнергию электростанций общего пользования начали отпускать, оставив регулируемыми стоимость затрат на транспорт и розничные цены.
Развитие электроэнергетики в странах СНГ также характеризуется трудностями, вызванными:

  1. процессами изменений в структуре управления электроэнергетикой;
  2. процессом приватизации в отрасли;
  3. становлением оптового рынка электроэнергии;
  4. недостатками процедур взаимодействия между параллельно работающими энергосистемами стран СНГ, из-за разного подхода и разной скорости либерализации экономики.

Переход от централизованной экономики к рыночной требует перехода от централизованной системы управления к системе децентрализованного принятия решений. Эти изменения, с другой стороны, создают трудности в процессе поддержания и повышения надежности и устойчивости энергосистем в государствах, а также в процессе сотрудничества между ними.

Потребление электроэнергии.

Во всех странах СНГ высший уровень производства электроэнергии зафиксирован в 1990-1991 годах. С тех пор выработка и потребление электроэнергии постоянно снижаются. В настоящее время в электроэнергетике России, Беларуси, Узбекистана, Грузии и некоторых других стран появились признаки стабилизации уровня электропотребления. В Киргизии, где спад потребления в
промышленности компенсировался увеличением потребления в непромышленном секторе, потребление электроэнергии даже увеличивается в основном из-за применения ее в отоплении жилых и промышленных зданий. В Казахстане этот показатель еще не стабилизирован в основном из-за принципиальных позиций приватизированных предприятий - производителей электрической энергии. Конкретные показатели подробнее изложены в таблице 2.1.8. Можно полагать, что стабилизацию производства и потребления электроэнергии следует ожидать в 1996-1998 годах. При этом однозначно, стабилизация произойдет на уровне более низком, чем уровень 1990-1991 годов и ее абсолютная величина будет характеризоваться платежеспособностью промышленности и населения.

Проблемы неплатежей.

Неплатежи потребителей за уже поставленную энергию имеют место во всех странах СНГ. В 1995 году потребителями было оплачено примерно 65% и полученной электроэнергии. На Украине, в Грузии, Армении и в других странах оплачена еще меньшая часть электроэнергии. При этом надо иметь ввиду, что подавляющая часть оплаты за электроэнергию поступает не деньгами, а в виде бартерных поставок, вексельных обязательств и т. д. К сожалению, в 1996 г. положение в основном осталось таким же, а в некоторых странах даже ухудшилось. Это создает значительные трудности в работе электроэнергетических предприятий, не дает возможности осуществлять закупки и создавать запасы топлива в необходимых объемах, выделять средства на инвестирование нового строительства, модернизацию и ремонт оборудования.
Проблема неплатежей внутри каждой страны и особенно в межгосударственных расчетах может быть решена за счет приватизации энергопроизводящих предприятий, которые должны привести в соответствие объем выпуска товара с уровнем его реализации. Следует полагать, что по мере улучшения общего экономического положения в странах неплатежи начнут постепенно снижаться. Необходимо отметить, что первичным как раз должна являться стабилизация экономики энергетики как отрасли, владеющей товаром, определяющим паритет цен на все виды внутренней валовой продукции (ВВП).

Снабжение топливом.

 В России и Казахстане недостатка в производстве топлива нет. Проблема в отсутствии средств у энергетиков на приобретение топлива и очень высокие ставки кредита. Электростанции Западных стран СНГ - Беларуси, Молдовы и Украины, работают на топливе, поставляемом в основном из России. В связи с недостатком средств на закупку энергоносителей и проблемой Неплатежей электростанции этих стран, особенно Молдовы и Украины, испытывают постоянный дефицит топлива.
Так на Украине, ежедневно по этой причине простаивает примерно 10% мощностей электростанций, что вызывает ограничения на поставку электроэнергии потребителям на 3000-3500 МВт. По этой же причине в 1995-1996 гг. ОЭС Украины и энергосистема Молдовы несколько раз отделялись от ЕЭС России. Следует заметить, что в самой России, имеющей достаточно топлива, из-за отсутствия финансовых средств на Севере, на Дальнем Востоке и в некоторых других регионах периодически возникают кризисы с выработкой электроэнергии.
Особенно тяжелое положение с обеспечением электростанций топливом сложилось в Грузии и Армении. В этих странах импорт энергоносителей осложняется не только нехваткой средств, но и политической обстановкой в регионе.
Проблема топливообеспечения, как и проблема неплатежей, в значительной мере является следствием трудностей переходного периода экономики стран СНГ. По мере улучшения экономического положения трудности в поставках топлива для электростанций уменьшаются. Объемы потребления топлива указаны в таблице 3.8.1. Однако, улучшение экономических условий - это достаточно длительный процесс.

Потребление топлива электростанциями в государствах СНГ
Таблица 3.8.1

Примечание. Данные по состоянию на 1994 год.\

* электростанциями Минэнерго

**   без выработки ТЭЦ сах. заводов

** * суммарная выработка теплоэнергии ТЭЦ и Районными котельными

Производственные и передающие мощности.

Эксплуатационные условия, структура собственности изменились, так как единая система была разделена на национальные системы, и взаимодействие между энергетическими секторами стало собственной задачей каждой из стран.
Тепловые и атомные электростанции нуждаются в современном техническом обслуживании, которое может осуществляться только специалистами. Ранее это не являлось проблемой, так как одни и те же группы специалистов последовательно обслуживали все электростанции Союза путем централизованного финансирования. В настоящее время электростанции самостоятельно отвечают за свое экономическое состояние и обязаны платить, часто в иностранной валюте, за предоставленные услуги. Вследствие неплатежей за произведенную и проданную электроэнергию, многие электростанции имеют серьезные проблемы в экономическом состоянии. Это особенно было отмечено у нас, где в энергетическом секторе переносились сроки технического обслуживания вследствие дефицита финансовых средств. Также, эксплуатация тепловых и атомных станций требует значительных технических знаний, поэтому необходимость повышения квалификации персонала электростанций путем различных видов обучения является важной. Этому вопросу ниже посвящена специальная глава, как наиболее важной проблеме в энергетике Казахстана.
Значительная часть тепловых производственных мощностей является устаревшей. В настоящее время, это означает низкий уровень надежности, высокий уровень потребления топлива и выбросов. В структуру некоторых систем входят электростанции, производящие совместно электроэнергию и тепловую энергию, что значительно ограничивает возможность производства электроэнергии в летнее время.
В новых странах уже не существует сбалансированного сочетания атомных, тепловых и гидравлических станций (таблица 3.8.2), а в некоторых местах электростанция и ее бывшие потребители разделены границей; ранее сбалансированное наличие электроэнергии обернулось сейчас дефицитом в одних регионах и избытком в других. Для обеспечения эффективной эксплуатации энергосистемы сегодня совместно с несколькими независимыми энергетическими системами необходимо плановое взаимодействие с плановым совместным использованием ресурсов, практически достигнутым через оптимизацию производства и энергообмена.

Таблица 3.8.2
Структура генерирующих мощностей в государствах СНГ
МВт

Передающие системы Западных стран СНГ работают в настоящее время параллельно, как это и было в период существования СССР. Устойчивость системы обеспечивается путем отключения нагрузки. Вследствие низкого уровня потребления электроэнергии загрузка линий передач значительно ниже, что вызывает проблемы с высоким напряжением во время периодов низкой нагрузки (см. табл. 3.8.3). Для преодоления этого должны быть предприняты шаги по установлению большого количества шунтирующих реакторов. Данная проблема для Казахстана является особенно яркой, и кроме привлечения большой группы реакторов приходится разделять энергосистемы в целях вывода участков линий, генерирующих напряжения. Казахстан с начала 1996 года работает изолировано от энергосистем России в основном из-за огромных долгов, которые составили к этому времени 314 млн.$ США.
Протяженность линий электропередачи в государствах СНГ
тыс. км

Примечание. на Украине линии 800 кВ отнесены в состав 750 кВ, 400 кВ - в состав 330 кВ. 154 кВ - в состав 110 кВ
Таблица 3.8.3

Обмен мощностью.

В основном, контракты об обмене электроэнергии с соседними странами подписываются на уровне ЦДУ и республиканских государственных ведомств. Продажа электроэнергии основывается не на экономической оптимизации, то есть производить там, где дешевле, а на необходимости организации поставок в те регионы, где производство отсутствует или его недостаточно. Таким образом, обмен энергией имеет место там, где:

  1. формирование новых независимых республик привело к тому, что производственные мощности и потребители оказались в различных странах;
  2. дефицит топлива и невозможность техобслуживания собственных электростанций сделали приобретение электроэнергии более удобным, чем организация собственного производства.

Многие страны СНГ планируют начать развитие энергорынка, но при этом делается слишком мало для расширения ответственности и полномочий эксплуатационного персонала, диспетчерских центров. Сегодня ситуация такова, что ни один энергообмен не может быть осуществлен в масштабе реального времени в результате, например, переговоров по телефону между диспетчерами двух соседних энергосистем как это делается в национальных диспетчерских центрах Запада. Исключением являются аварийные ситуации, когда диспетчера имеют право оговаривать краткосрочные отклонения от запланированного графика энергообмена. Расчет стоимости производства осуществляется для каждой электростанции, но эта информация не используется диспетчерскими центрами для оптимизации загрузки электростанций на межсистемном уровне.
Страны СНГ не имеют достаточного опыта в осуществлении межгосударственной продажи электроэнергии, особенно на краткосрочной основе. Двухсторонняя продажа, оговоренная диспетчерами на почасовой основе с целью компенсации малых отклонений от ожидаемой кривой нагрузки или просто для компенсации более дорогостоящего производства, к сожалению, невозможна вследствие недостаточной уполномоченности, однако, при этом министерства обсуждают и планируют деятельность на ежедневных энергорынках, участие в которых намного сложнее, чем участие в пуловых соглашениях.
Еще одной проблемой энергообмена между странами СНГ является оплата за поставленную энергию. Сложность экономической ситуации во всех странах СНГ приводит к отсрочке или даже неуплате по счетам. Долгосрочные контракты могут быть основаны на бартере, но краткосрочные, текущие - только на оплате в денежном выражении.