Содержание материала

Эластичность спроса товара от цены показывает ypoвень саморегулированности рынка, но достичь этого очень сложная проблема. Проведение анализа состояния экономики в стране при общем росте (упадке) экономической стабилизации (дестабилизации), основных структурных изменений внутри экономики, реальных цен на энергию и изменений в энергоэффективности оказываемых на спрос энергии, является трехмерной задачей.
Чаще анализ начинается с оценки эластичности цен и доходов. Эластичность цены относится к способности количества товара, пользующегося спросом, отвечать данному изменению цены на этот товар, то есть в процессе ценообразования увеличение цены на энергоресурсы, позволяет определенному количеству товаров, произведенных с использованием подорожавших энергоресурсов, остаться покупаемым, востребованным, обладающим спросом потребителей.
В расчетах эластичности определяются два показателя:

  1. Изменение количества товара до и после изменения цены на фиксированные энергоресурсы, обладающие спросом, в процентном отношении;
  2. Изменение цены на фиксированный энергоресурс в процентном отношении (до и после).

Эластичность доходов, таким образом, является процентным изменением в количестве товара, пользующегося спросом, на соответствующие изменения в доходах в процентном отношении.
Оценка эластичности цен и доходов развивающихся стран определялась цифрами между -0,05 и -0,16, а также между 0,2 и 0,9 соответственно. В целом, среднесрочная и долгосрочная эластичность цен и доходов имеют более высокие величины. Диапазон для среднесрочной эластичности цен находится между -0,1 и -0,5 при соответственных значениях 0,3 и 1,5 долгосрочной эластичности дохода.
Рекомендуемая долгосрочная эластичность цен и доходов должна ограничиваться диапазоном -0,1 и -0,65 и соответственно 0,8 и 1,7.
Категории эластичности, указанные выше, рассматриваются только при общем спросе на энергию, что очень важно при стабильной и объективной экономике. Фактически при потенциальном структурном изменении в экономике Казахстана, в ее стабилизационный период, расчеты эластичности цен и доходов на дифференциальной основе (секторная структура экономики), будет особенно важными для необходимых прогнозов ценообразования.
Для обеспечения прогнозируемости, регулируемости, эффективности энергопотребления необходимо произвести ряд фундаментальных изменений в существующей практике:

  1. Разделить затраты на производство электрической и тепловой энергии при их комбинированном производстве;
  2. Стоимость покупной энергии отделить от средней стоимости производимой в стране электроэнергии;
  3. Подчинить дифференциацию стоимости электроэнергии разным категориям потребителей объективным законам экономики.

Реализация этих требований на практике начата в конце 1995 года.
Как показано в таблице 5.2.2. в период плановой экономики за исключением сельхозпотребителей схема дифференцирования отпускных цен в основном соответствовала реальным внутренним затратам. Однако в 1992 году проведена "социальная" политика в ценообразовании в энергетике. В результате то население, для кого ввели льготы, пострадало больше. Стоимость электроэнергии, переложенная на промышленность, в конечном счете возвращалась населению, но многократно обрастая разными формами налогов. Но с 1995 года это положение было выправлено также, как и популистическое сдерживание стоимости электроэнергии, что показано в таблице 5.2.2. В этой же таблице указан необходимый темп достижения мировых показателей.
Теперь уже действительно придается научный, управляемый характер ценообразованию в электроэнергетике:

  1. Правительство на год задает ожидаемый уровень инфляции;
  2. Создана база оптового рынка (таблица 5.2.5);
  3. Функционирует территориальный и розничный рынок (таблица 5.2.4);
  4. Импортная, и энергия от электростанций общего назначения продается по отдельным ценам (таблицы 5.2.6 и 5.2.7);
  5. Дифференциация отпускной цены осуществляется с учетом объема и транспорта электроэнергии (таблица 5.2.3).

Однако, действующие цены на 1996 год хотя и установлены с учетом реальных затрат, но все же еще назначенные, тому главные причины:

  1. Отсутствие связи с покупательской способностью всех структур потребителей;
  2. Отпуск без оплаты;
  3. Отсутствие конкуренции среди производителей на региональном уровне.

Эти показатели как раз и будут определять на практике стоимость и объем потребляемой энергии, т. е. эластичность цен и спроса. Это означает:

  1. Некоторое время (до середины 1997 года) будет продолжаться неоплачиваемый отпуск товара;
  2. Принудительным порядком снизится энергопотребление;
  3. Исказится стоимость произведенной электроэнергии в сторону занижения, а ее транспорт - в сторону завышения.

Эти плановые необъективные взаимоотношения между производителями и потребителями приведут к оздоровлению пропорции между производством, ценами, потреблением. Этот уровень цен и объем потребления электроэнергии необходимо брать как базовые для дальнейшего прогнозирования развития электроэнергетики, что и отражено в таблице 5.2.5.

Динамика планируемого отпускного тарифа на электроэнергию (абсолютные цены - центы)

Таблица 5.2.2.

Таблица 5.2.3
Тарифы на электрическую энергию

1996 год (тенге)

Таблица 5.2.4

Затраты на содержание энергосистем (1996 год)

Пример расчета оптового тарифа
Таблица 5.2.S

 

1997

1998

1999

2000

1

2

3

4

5

Запланированная норма прибыли

20,0% от балансовой стоимости

 

 

основного капитала после переоценки

Ежегодный процент от запланированной

 

 

 

 

нормы прибыли

100%

100%

100%

100%

Обменный курс - тенге/$

74

 

 

 

Затраты на покупку электроэнергии

 

 

 

 

Чистая выработка генерирующими компаниями общего назначения, млрд. кВт.ч

 

Экибастузская ГРЭС-1

6967

6967

6967

8000

Экибастузская ГРЭС-2

2968

3864

3414

2514

Карагандинская ГРЭС-2

3120

3120

3120

3120

Жамбылская ГРЭС

5583

5583

5583

5583

Итого

18638

19534

19084

19217

Покупной тариф на единицу продукции, тенге/кВт. ч

 

 

 

Экибастузская ГРЭС-1

2,63

2,574

2,519

2,377

Экибастузская ГРЭС-2

3,994

3,05

3,286

4,108

Карагандинская ГРЭС-2

1,261

1.297

1,332

1,34

Жамбылская ГРЭС

1,612

1,599

1,587

1,575

Усредненный тариф

2,313

2,186

2,19

2,202

Затраты на покупку э/энергии, млн тенге

 

 

 

 

Экибастузская ГРЭС-1

18323

17936

17550

19014

Экибастузская ГРЭС-2

11856

11785

11216

10329

Карагандинская ГРЭС-2

3934

4045

4157

4180

Жамбылская ГРЭС

8998

8930

8861

8793

Итого

43109

42696

41785

42316

Чистая выработка станциями, интегрированными с промышленностью Казахстана.

млрд. кВт. ч

 

 

 

 

Актурбо

775

775

775

775

Аксуйская ЭС

10323

10323

10323

10323

Бухтарминская ГЭС

2849

2849

2849

2849

Капчагайская ГЭС

866

866

866

866

Итого

14813

14813

14813

14813

Покутит тариф на единицу продукции, тенге/кВт. ч

 

 

 

Актурбо

1,626

1,626

1,626

1,626

Аксуйская ЭС

1,591

1,636

1,68

1,703

Бухтарминская ГЭС

0,65

1,300

1,300

1,300

Капчагайская ГЭС

0,65

1,300

1,300

1,300

Усредненный тариф

1,357

1,551

1,582

1,598

Затраты на покупку э/энергии, млн тенге

 

 

 

 

Актурбо

1259

1259

1259

1259

Аксуйская ЭС

16422

16884

17346

17577

Бухтарминская ГЭС

1852

3704

3704

3704

Капчагайская ГЭС

563

1126

1126

1126

Итого

20096

22973

23435

23666

1

2

3

4

5

Покупка электроэнергии у других стран, млрд./квт.ч Россия

 

4600

4600

4600

4600

Туркменистан

1405

1405

1405

1405

Узбекистан

400

400

400

400

Кыргызстан

935

935

935

935

Итого

7340

7340

7340

7340

Покупной тариф на единицу продукции, цент/кВт.ч Россия

 

3,300

3,300

3,300

3,300

Туркменистан

4.000

4,000

4,000

4,000

Узбекистан

4,500

4,500

4,500

4.500

Кыргызстан

3,000

3,000

3,000

3,000

Плата за транзит, цент/кВт.ч/1000 км
Через Узбекистан из Туркменистана

0,500

0,500

0,500

0,500

Через Узбекистан из Кыргызстана

0,500

0,550

0,500

0.500

Усредненный покупной тариф, цент/кВт

3,556

3,556

3,556

3.556

Усредненный покупной тариф, тенге/кВт

2,311

2,311

2,311

2,311

Затраты на покупку электроэнергии, млн. тенге Россия

9867

9867

9867

9867

Туркменистан

3653

3653

3653

3653

Узбекистан

1170

1170

1170

1170

Кыргызстан

1823

1823

1823

1823

Плюс: плата за транзит ч/з Узб. из Турк.

368

368

368

368

ч/з Узб.

84

84

84

84

Итого

16966

16966

16966

16966

Минус: НДС на покупную энергию

6177

6656

6734

6772

(Независимые станции + другие страны) Общий объем покупной энергии, млрд. кВт. ч

40791

41687

41237

41370

Средняя стоимость энергии, тенге/кВт. ч

1814

1823

183

1841

Суммарные затраты на покупку электроэнергии

73994

75978

75452

76176

Основные средства после переоценки на 1 января
Первоначальная стоимость активов

996 года 9504

9504

9504

9504

Аккумулированные списания

741

1483

2224

2965

Чистая балансовая стоимость

8763

8021

7280

6539

Расходы сетей НЭС
Услуги производственного характера

68,9

68,9

68,9

68,9

Вспомогательные материалы

127,2

127,2

127,2

127,2

Энергия

158,5

158,5

158,5

158,5

Оплата труда

147.9

147,9

147,9

147,9

Отчисления на социальные нужды

54,4

54,4

54.4

54,4

Фонд социального развития Ремонтный фонд

1000,4

1000,4

1000,4

1000.4

Плата за выбросы

0,1

0,1

0,1

0,1

Прочие денежные расходы

71,7

71,7

71,7

71,7

Налоги на землю и на имущество

74,5

74,5

74,5

74,5

Общие затраты (исключая амортизацию)

1703,6

1703,6

1703,6

1703,6

Продолжение Таблицы 5.2.5


1

2

3

4

5

Расходы межсистемных сетей
Услуги производственного характера

29

29

29

29

Вспомогательные материалы

15,6

15,6

15,6

15,6

Энергия

181,1

181,1

181,1

181,1

Оплата труда

108,1

108,1

108,1

108,1

Отчисления на социальные нужды

34,4

34,4

34,4

34,4

Фонд социального развития

16,0

16,0

16,0

16,0

Ремонтный фонд

277,0

277,0

277,0

277,0

Плата за выбросы Прочие денежные расходы

29,0

29,0

29,0

29,0

Налоги на землю и на имущество

50,2

50,2

50,2

50,2

Общие затраты (исключая амортизацию»

740,4

740,4

740,4

740,4

Суммарные расходы по сетям

2444,0

2444,0

2444,0

 2444,0

Расчет тарифов
При наличии постоянных цен,без начисления налогов на прибыль
Запланированная норма прибыли

20,0%

 

20,0%

20,0%

20,0%

Балансовая стоимость основного капитала

22501

20598

18694

16791

(НЭС плюс межсистемн.) Необходимая чистая прибыль

4500

4,120

3,739

3,358

Начисления на износ после переоценки основных средств

1904

1904

1904

1904

Прогнозные расходы

2444

2444

2444

2444

Суммарные расходы на покупку энергии

73994

75978

75452

76176

Суммарный необходимый доход

82842

84446

83539

83882

Минус: доход от теплоэнергии
Чистый необходимый доход от э/энергии

82842

84446

83539

83882

Чистый доход НЭС от покупки э/энергии, млрд. кВт. ч

40791

41687

41237

41370

Минус: потери при передачи, %

3,35%

3,35%

3,35%

3,35%

 

1367

1397

1381

1386

Чистая сумма продаж НЭС, млрд. кВт. ч

39425

40290

39855

39984

Необходимый тариф, тенге/кВт. ч

2,101

2,096

2,096

2,098

Необходимый тариф, цент/кВт.ч

3,23

3,22

3,22

3,22

Примечание: Годовая норма амортизации принята равной 0,07

Таблица 5.2.6
Прогноз стоимости покупной энергии

Расчет тарифов на 19% г., сделанный КЭ в 1995 г.

Тарифы
на 19% г. (реструк. отрасли)

Проект тарифов на 1997 г.

1998

1999

2000

Цены на э/энергию, продаваемую генерирующими станциями

 

 

 

в центах за кВт. ч

 

 

 

 

 

 

Экибастузская ГРЭС-1

 

2,80

4,11

4,11

4,11

4,11

Экибастузская ГРЭС-2

 

2,24

4,11

4,11

4,11

4,11

Жамбылская ГРЭС

 

1,89

4,11

4,11

4,11

4,11

Карагандинская ГРЭС-2

 

1,32

4,11

4,11

4,11

4,11

Аксуйская ЭС

1,28

0,97

4,11

4,11

4,11

4,11

Бухтарминская ГЭС

0.12

0,22

1,00

1 30

1,00

1,00

Капчагайская ГЭС

0,19

0,19

1,00

1 00

1,00

1,00

в тыинах за кВт ч

 

 

 

 

Экибастузская ГРЭС-1

 

184,8

271

271

271

271

Экибастузская ГРЭС-2

 

148

271

271

271

271

Жамбылская ГРЭС

 

125

271

271

271

271

Карагандинская ГРЭС-2

 

87

271

 271

271

271

Аксуйская ЭС

83,05

63,75

271

271

271

271

Бухтарминская ГЭС

8,12

14,5

66

66

66

66

Капчагайская ГЭС

12,55

12,55

66

66

66

661

Цены на импортируемую энергию, в центах за кВт. ч

Россия

3,3

3,3

- 3,3

3,3

3,3

3,3

Туркменистан

4,0

4,0

4,0

4,0

4,0

4,0

Узбекистан

4,5

4,5

4,5

4,5

4,5

4,5

Кыргызстан

3,0

3,0

3,0

3,0

3,0

3,0

Таджикистан

3,0

3,0

3,0

3,0

3,0

3,0

Плата за транзит импорта

 

 

ч/з Узбек, из Туркмении

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

ч/з Узбек, из Кыргыз.

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

Обменный курс, тенге/$

65

66

66

66

66

66

НДС

20%

20%

20%

20%

20%

20%

Цены на э/энергию, продаваемую блок-станциями, в центах за кВт. ч

Актурбо

2,5

2,5

4,0

4,0

4,0

4,0

Покупка э/энергии у генерирующих станций

 

 

 

 

Покупка э/энергии, млрд. кВт. ч

 

 

 

 

 

Экибастузская ГРЭС-1

 

5521

5521

5521

5521

8000

Экибастузская ГРЭС-2

 

3307

3424

3832

4884

3630

Жамбылская ГРЭС

 

4109

3973

4331

4230

4233

Карагандинская ГРЭС-2

 

2472

2472

2472

2472

2472

Аксуйская ЭС

10323

10323

10323

10323

10323

10323

Бухтарминская ГЭС

2849

2849

2849

2849

2849

2849

Капчагайская ГЭС Стоимость, тыс. тенге

866

866

866

866

866

866

Экибастузская ГРЭС-1

0

10203150

14962412

14962412

14962412

21680000

Экибастузская ГРЭС-2

0

4893842

9280060

10385634

13235383

9836268

Жамбылская ГРЭС

0

5136835

10767839

11736056

11463817

11471558

Карагандинская ГРЭС-2

0

2151066

6700446

6700446

6700446

6700446

Аксуйская ЭС

8573252

6580913

27975330

27975330

27975330

27975330

Бухтарминская ГЭС

231339

413105

1880340

1880340

1880340

1880340

Капчагайская ГЭС

108683

108683

571560

571560

571560

571560

Итого

8913273

29487593

72137987

74211777

76789287

80115502

Таблица 5.2.7


Прогноз стоимости покупной энергии

5.3 Энергосбережение
Кабинет Министров Республики Казахстан принял решение в 1994 году создать Национальную программу энергосбережения. Данная программа будет являться всеобъемлющей и ее масштаб охватит каждый сектор экономики Республики Казахстан.
По Просьбе правительства Республики Казахстан, Агентство США по Международному развитию (ЮСАИД), его отдел по развитию энергетической инфраструктуры СНГ, согласилось содействовать в разработке подобной программы посредством обеспечения технической помощи в определенных областях энергосбережения.
При разработке программы основные задачи должны разделиться на две главные категории:

  1. задачи, ассоциируемые с экономическими и законодательными мерами в области энергосбережения;
  2. задачи по техническим мерам реализации энергосбережения.

Главными задачами экономической и законодательной категорий являются:

  1. Обсуждение роли ценообразования, при которой основным определяющим фактором является рынок, как главный экономический стимул, посредством которого поощряется энергосбережение;
  2. Разработка принципов для будущего ценообразования и тарифов;
  3. Обзор и оценка правительственных программ и политики энергосбережения, а также организационных вопросов;
  4. Обсуждение потенциальных организационных структур.

Главными задачами технической категории являются:

  1. Описание основных функций по управлению и контролю за энергией в промышленном секторе и рекомендации по организационной работе в сфере энергосбережения;
  2. Провести сравнительный анализ энергопотребления в промышленном секторе.
  3. Определение возможностей по быстрой окупаемости, а также долгосрочных проектов энергосбережения;
  4. Выяснение потенциальных источников финансирования мер и проектов энергосбережения.