Эластичность спроса товара от цены показывает ypoвень саморегулированности рынка, но достичь этого очень сложная проблема. Проведение анализа состояния экономики в стране при общем росте (упадке) экономической стабилизации (дестабилизации), основных структурных изменений внутри экономики, реальных цен на энергию и изменений в энергоэффективности оказываемых на спрос энергии, является трехмерной задачей.
Чаще анализ начинается с оценки эластичности цен и доходов. Эластичность цены относится к способности количества товара, пользующегося спросом, отвечать данному изменению цены на этот товар, то есть в процессе ценообразования увеличение цены на энергоресурсы, позволяет определенному количеству товаров, произведенных с использованием подорожавших энергоресурсов, остаться покупаемым, востребованным, обладающим спросом потребителей.
В расчетах эластичности определяются два показателя:
- Изменение количества товара до и после изменения цены на фиксированные энергоресурсы, обладающие спросом, в процентном отношении;
- Изменение цены на фиксированный энергоресурс в процентном отношении (до и после).
Эластичность доходов, таким образом, является процентным изменением в количестве товара, пользующегося спросом, на соответствующие изменения в доходах в процентном отношении.
Оценка эластичности цен и доходов развивающихся стран определялась цифрами между -0,05 и -0,16, а также между 0,2 и 0,9 соответственно. В целом, среднесрочная и долгосрочная эластичность цен и доходов имеют более высокие величины. Диапазон для среднесрочной эластичности цен находится между -0,1 и -0,5 при соответственных значениях 0,3 и 1,5 долгосрочной эластичности дохода.
Рекомендуемая долгосрочная эластичность цен и доходов должна ограничиваться диапазоном -0,1 и -0,65 и соответственно 0,8 и 1,7.
Категории эластичности, указанные выше, рассматриваются только при общем спросе на энергию, что очень важно при стабильной и объективной экономике. Фактически при потенциальном структурном изменении в экономике Казахстана, в ее стабилизационный период, расчеты эластичности цен и доходов на дифференциальной основе (секторная структура экономики), будет особенно важными для необходимых прогнозов ценообразования.
Для обеспечения прогнозируемости, регулируемости, эффективности энергопотребления необходимо произвести ряд фундаментальных изменений в существующей практике:
- Разделить затраты на производство электрической и тепловой энергии при их комбинированном производстве;
- Стоимость покупной энергии отделить от средней стоимости производимой в стране электроэнергии;
- Подчинить дифференциацию стоимости электроэнергии разным категориям потребителей объективным законам экономики.
Реализация этих требований на практике начата в конце 1995 года.
Как показано в таблице 5.2.2. в период плановой экономики за исключением сельхозпотребителей схема дифференцирования отпускных цен в основном соответствовала реальным внутренним затратам. Однако в 1992 году проведена "социальная" политика в ценообразовании в энергетике. В результате то население, для кого ввели льготы, пострадало больше. Стоимость электроэнергии, переложенная на промышленность, в конечном счете возвращалась населению, но многократно обрастая разными формами налогов. Но с 1995 года это положение было выправлено также, как и популистическое сдерживание стоимости электроэнергии, что показано в таблице 5.2.2. В этой же таблице указан необходимый темп достижения мировых показателей.
Теперь уже действительно придается научный, управляемый характер ценообразованию в электроэнергетике:
- Правительство на год задает ожидаемый уровень инфляции;
- Создана база оптового рынка (таблица 5.2.5);
- Функционирует территориальный и розничный рынок (таблица 5.2.4);
- Импортная, и энергия от электростанций общего назначения продается по отдельным ценам (таблицы 5.2.6 и 5.2.7);
- Дифференциация отпускной цены осуществляется с учетом объема и транспорта электроэнергии (таблица 5.2.3).
Однако, действующие цены на 1996 год хотя и установлены с учетом реальных затрат, но все же еще назначенные, тому главные причины:
- Отсутствие связи с покупательской способностью всех структур потребителей;
- Отпуск без оплаты;
- Отсутствие конкуренции среди производителей на региональном уровне.
Эти показатели как раз и будут определять на практике стоимость и объем потребляемой энергии, т. е. эластичность цен и спроса. Это означает:
- Некоторое время (до середины 1997 года) будет продолжаться неоплачиваемый отпуск товара;
- Принудительным порядком снизится энергопотребление;
- Исказится стоимость произведенной электроэнергии в сторону занижения, а ее транспорт - в сторону завышения.
Эти плановые необъективные взаимоотношения между производителями и потребителями приведут к оздоровлению пропорции между производством, ценами, потреблением. Этот уровень цен и объем потребления электроэнергии необходимо брать как базовые для дальнейшего прогнозирования развития электроэнергетики, что и отражено в таблице 5.2.5.
Динамика планируемого отпускного тарифа на электроэнергию (абсолютные цены - центы)
Таблица 5.2.2.
Таблица 5.2.3
Тарифы на электрическую энергию
1996 год (тенге)
Таблица 5.2.4
Пример расчета оптового тарифа
Таблица 5.2.S
| 1997 | 1998 | 1999 | 2000 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Запланированная норма прибыли | 20,0% от балансовой стоимости |
| ||
| основного капитала после переоценки | |||
Ежегодный процент от запланированной |
|
|
|
|
нормы прибыли | 100% | 100% | 100% | 100% |
Обменный курс - тенге/$ | 74 |
|
|
|
Затраты на покупку электроэнергии |
|
|
|
|
Чистая выработка генерирующими компаниями общего назначения, млрд. кВт.ч |
| |||
Экибастузская ГРЭС-1 | 6967 | 6967 | 6967 | 8000 |
Экибастузская ГРЭС-2 | 2968 | 3864 | 3414 | 2514 |
Карагандинская ГРЭС-2 | 3120 | 3120 | 3120 | 3120 |
Жамбылская ГРЭС | 5583 | 5583 | 5583 | 5583 |
Итого | 18638 | 19534 | 19084 | 19217 |
Покупной тариф на единицу продукции, тенге/кВт. ч |
|
|
| |
Экибастузская ГРЭС-1 | 2,63 | 2,574 | 2,519 | 2,377 |
Экибастузская ГРЭС-2 | 3,994 | 3,05 | 3,286 | 4,108 |
Карагандинская ГРЭС-2 | 1,261 | 1.297 | 1,332 | 1,34 |
Жамбылская ГРЭС | 1,612 | 1,599 | 1,587 | 1,575 |
Усредненный тариф | 2,313 | 2,186 | 2,19 | 2,202 |
Затраты на покупку э/энергии, млн тенге |
|
|
|
|
Экибастузская ГРЭС-1 | 18323 | 17936 | 17550 | 19014 |
Экибастузская ГРЭС-2 | 11856 | 11785 | 11216 | 10329 |
Карагандинская ГРЭС-2 | 3934 | 4045 | 4157 | 4180 |
Жамбылская ГРЭС | 8998 | 8930 | 8861 | 8793 |
Итого | 43109 | 42696 | 41785 | 42316 |
Чистая выработка станциями, интегрированными с промышленностью Казахстана. | ||||
млрд. кВт. ч |
|
|
|
|
Актурбо | 775 | 775 | 775 | 775 |
Аксуйская ЭС | 10323 | 10323 | 10323 | 10323 |
Бухтарминская ГЭС | 2849 | 2849 | 2849 | 2849 |
Капчагайская ГЭС | 866 | 866 | 866 | 866 |
Итого | 14813 | 14813 | 14813 | 14813 |
Покутит тариф на единицу продукции, тенге/кВт. ч |
|
|
| |
Актурбо | 1,626 | 1,626 | 1,626 | 1,626 |
Аксуйская ЭС | 1,591 | 1,636 | 1,68 | 1,703 |
Бухтарминская ГЭС | 0,65 | 1,300 | 1,300 | 1,300 |
Капчагайская ГЭС | 0,65 | 1,300 | 1,300 | 1,300 |
Усредненный тариф | 1,357 | 1,551 | 1,582 | 1,598 |
Затраты на покупку э/энергии, млн тенге |
|
|
|
|
Актурбо | 1259 | 1259 | 1259 | 1259 |
Аксуйская ЭС | 16422 | 16884 | 17346 | 17577 |
Бухтарминская ГЭС | 1852 | 3704 | 3704 | 3704 |
Капчагайская ГЭС | 563 | 1126 | 1126 | 1126 |
Итого | 20096 | 22973 | 23435 | 23666 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Покупка электроэнергии у других стран, млрд./квт.ч Россия |
4600 | 4600 | 4600 | 4600 |
Туркменистан | 1405 | 1405 | 1405 | 1405 |
Узбекистан | 400 | 400 | 400 | 400 |
Кыргызстан | 935 | 935 | 935 | 935 |
Итого | 7340 | 7340 | 7340 | 7340 |
Покупной тариф на единицу продукции, цент/кВт.ч Россия |
3,300 | 3,300 | 3,300 | 3,300 |
Туркменистан | 4.000 | 4,000 | 4,000 | 4,000 |
Узбекистан | 4,500 | 4,500 | 4,500 | 4.500 |
Кыргызстан | 3,000 | 3,000 | 3,000 | 3,000 |
Плата за транзит, цент/кВт.ч/1000 км | 0,500 | 0,500 | 0,500 | 0,500 |
Через Узбекистан из Кыргызстана | 0,500 | 0,550 | 0,500 | 0.500 |
Усредненный покупной тариф, цент/кВт | 3,556 | 3,556 | 3,556 | 3.556 |
Усредненный покупной тариф, тенге/кВт | 2,311 | 2,311 | 2,311 | 2,311 |
Затраты на покупку электроэнергии, млн. тенге Россия | 9867 | 9867 | 9867 | 9867 |
Туркменистан | 3653 | 3653 | 3653 | 3653 |
Узбекистан | 1170 | 1170 | 1170 | 1170 |
Кыргызстан | 1823 | 1823 | 1823 | 1823 |
Плюс: плата за транзит ч/з Узб. из Турк. | 368 | 368 | 368 | 368 |
ч/з Узб. | 84 | 84 | 84 | 84 |
Итого | 16966 | 16966 | 16966 | 16966 |
Минус: НДС на покупную энергию | 6177 | 6656 | 6734 | 6772 |
(Независимые станции + другие страны) Общий объем покупной энергии, млрд. кВт. ч | 40791 | 41687 | 41237 | 41370 |
Средняя стоимость энергии, тенге/кВт. ч | 1814 | 1823 | 183 | 1841 |
Суммарные затраты на покупку электроэнергии | 73994 | 75978 | 75452 | 76176 |
Основные средства после переоценки на 1 января | 996 года 9504 | 9504 | 9504 | 9504 |
Аккумулированные списания | 741 | 1483 | 2224 | 2965 |
Чистая балансовая стоимость | 8763 | 8021 | 7280 | 6539 |
Расходы сетей НЭС | 68,9 | 68,9 | 68,9 | 68,9 |
Вспомогательные материалы | 127,2 | 127,2 | 127,2 | 127,2 |
Энергия | 158,5 | 158,5 | 158,5 | 158,5 |
Оплата труда | 147.9 | 147,9 | 147,9 | 147,9 |
Отчисления на социальные нужды | 54,4 | 54,4 | 54.4 | 54,4 |
Фонд социального развития Ремонтный фонд | 1000,4 | 1000,4 | 1000,4 | 1000.4 |
Плата за выбросы | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 |
Прочие денежные расходы | 71,7 | 71,7 | 71,7 | 71,7 |
Налоги на землю и на имущество | 74,5 | 74,5 | 74,5 | 74,5 |
Общие затраты (исключая амортизацию) | 1703,6 | 1703,6 | 1703,6 | 1703,6 |
Продолжение Таблицы 5.2.5
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Расходы межсистемных сетей | 29 | 29 | 29 | 29 |
Вспомогательные материалы | 15,6 | 15,6 | 15,6 | 15,6 |
Энергия | 181,1 | 181,1 | 181,1 | 181,1 |
Оплата труда | 108,1 | 108,1 | 108,1 | 108,1 |
Отчисления на социальные нужды | 34,4 | 34,4 | 34,4 | 34,4 |
Фонд социального развития | 16,0 | 16,0 | 16,0 | 16,0 |
Ремонтный фонд | 277,0 | 277,0 | 277,0 | 277,0 |
Плата за выбросы Прочие денежные расходы | 29,0 | 29,0 | 29,0 | 29,0 |
Налоги на землю и на имущество | 50,2 | 50,2 | 50,2 | 50,2 |
Общие затраты (исключая амортизацию» | 740,4 | 740,4 | 740,4 | 740,4 |
Суммарные расходы по сетям | 2444,0 | 2444,0 | 2444,0 | 2444,0 |
Расчет тарифов | 20,0% |
20,0% | 20,0% | 20,0% |
Балансовая стоимость основного капитала | 22501 | 20598 | 18694 | 16791 |
(НЭС плюс межсистемн.) Необходимая чистая прибыль | 4500 | 4,120 | 3,739 | 3,358 |
Начисления на износ после переоценки основных средств | 1904 | 1904 | 1904 | 1904 |
Прогнозные расходы | 2444 | 2444 | 2444 | 2444 |
Суммарные расходы на покупку энергии | 73994 | 75978 | 75452 | 76176 |
Суммарный необходимый доход | 82842 | 84446 | 83539 | 83882 |
Минус: доход от теплоэнергии | 82842 | 84446 | 83539 | 83882 |
Чистый доход НЭС от покупки э/энергии, млрд. кВт. ч | 40791 | 41687 | 41237 | 41370 |
Минус: потери при передачи, % | 3,35% | 3,35% | 3,35% | 3,35% |
| 1367 | 1397 | 1381 | 1386 |
Чистая сумма продаж НЭС, млрд. кВт. ч | 39425 | 40290 | 39855 | 39984 |
Необходимый тариф, тенге/кВт. ч | 2,101 | 2,096 | 2,096 | 2,098 |
Необходимый тариф, цент/кВт.ч | 3,23 | 3,22 | 3,22 | 3,22 |
Таблица 5.2.6
Прогноз стоимости покупной энергии
Расчет тарифов на 19% г., сделанный КЭ в 1995 г. | Тарифы | Проект тарифов на 1997 г. | 1998 | 1999 | 2000 | |
Цены на э/энергию, продаваемую генерирующими станциями |
|
|
| |||
в центах за кВт. ч |
|
|
|
|
|
|
Экибастузская ГРЭС-1 |
| 2,80 | 4,11 | 4,11 | 4,11 | 4,11 |
Экибастузская ГРЭС-2 |
| 2,24 | 4,11 | 4,11 | 4,11 | 4,11 |
Жамбылская ГРЭС |
| 1,89 | 4,11 | 4,11 | 4,11 | 4,11 |
Карагандинская ГРЭС-2 |
| 1,32 | 4,11 | 4,11 | 4,11 | 4,11 |
Аксуйская ЭС | 1,28 | 0,97 | 4,11 | 4,11 | 4,11 | 4,11 |
Бухтарминская ГЭС | 0.12 | 0,22 | 1,00 | 1 30 | 1,00 | 1,00 |
Капчагайская ГЭС | 0,19 | 0,19 | 1,00 | 1 00 | 1,00 | 1,00 |
в тыинах за кВт ч |
|
|
|
| ||
Экибастузская ГРЭС-1 |
| 184,8 | 271 | 271 | 271 | 271 |
Экибастузская ГРЭС-2 |
| 148 | 271 | 271 | 271 | 271 |
Жамбылская ГРЭС |
| 125 | 271 | 271 | 271 | 271 |
Карагандинская ГРЭС-2 |
| 87 | 271 | 271 | 271 | 271 |
Аксуйская ЭС | 83,05 | 63,75 | 271 | 271 | 271 | 271 |
Бухтарминская ГЭС | 8,12 | 14,5 | 66 | 66 | 66 | 66 |
Капчагайская ГЭС | 12,55 | 12,55 | 66 | 66 | 66 | 661 |
Цены на импортируемую энергию, в центах за кВт. ч | ||||||
Россия | 3,3 | 3,3 | - 3,3 | 3,3 | 3,3 | 3,3 |
Туркменистан | 4,0 | 4,0 | 4,0 | 4,0 | 4,0 | 4,0 |
Узбекистан | 4,5 | 4,5 | 4,5 | 4,5 | 4,5 | 4,5 |
Кыргызстан | 3,0 | 3,0 | 3,0 | 3,0 | 3,0 | 3,0 |
Таджикистан | 3,0 | 3,0 | 3,0 | 3,0 | 3,0 | 3,0 |
Плата за транзит импорта |
|
| ||||
ч/з Узбек, из Туркмении | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 |
ч/з Узбек, из Кыргыз. | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 |
Обменный курс, тенге/$ | 65 | 66 | 66 | 66 | 66 | 66 |
НДС | 20% | 20% | 20% | 20% | 20% | 20% |
Цены на э/энергию, продаваемую блок-станциями, в центах за кВт. ч | ||||||
Актурбо | 2,5 | 2,5 | 4,0 | 4,0 | 4,0 | 4,0 |
Покупка э/энергии у генерирующих станций |
|
|
|
| ||
Покупка э/энергии, млрд. кВт. ч |
|
|
|
|
| |
Экибастузская ГРЭС-1 |
| 5521 | 5521 | 5521 | 5521 | 8000 |
Экибастузская ГРЭС-2 |
| 3307 | 3424 | 3832 | 4884 | 3630 |
Жамбылская ГРЭС |
| 4109 | 3973 | 4331 | 4230 | 4233 |
Карагандинская ГРЭС-2 |
| 2472 | 2472 | 2472 | 2472 | 2472 |
Аксуйская ЭС | 10323 | 10323 | 10323 | 10323 | 10323 | 10323 |
Бухтарминская ГЭС | 2849 | 2849 | 2849 | 2849 | 2849 | 2849 |
Капчагайская ГЭС Стоимость, тыс. тенге | 866 | 866 | 866 | 866 | 866 | 866 |
Экибастузская ГРЭС-1 | 0 | 10203150 | 14962412 | 14962412 | 14962412 | 21680000 |
Экибастузская ГРЭС-2 | 0 | 4893842 | 9280060 | 10385634 | 13235383 | 9836268 |
Жамбылская ГРЭС | 0 | 5136835 | 10767839 | 11736056 | 11463817 | 11471558 |
Карагандинская ГРЭС-2 | 0 | 2151066 | 6700446 | 6700446 | 6700446 | 6700446 |
Аксуйская ЭС | 8573252 | 6580913 | 27975330 | 27975330 | 27975330 | 27975330 |
Бухтарминская ГЭС | 231339 | 413105 | 1880340 | 1880340 | 1880340 | 1880340 |
Капчагайская ГЭС | 108683 | 108683 | 571560 | 571560 | 571560 | 571560 |
Итого | 8913273 | 29487593 | 72137987 | 74211777 | 76789287 | 80115502 |
Таблица 5.2.7
Прогноз стоимости покупной энергии
5.3 Энергосбережение
Кабинет Министров Республики Казахстан принял решение в 1994 году создать Национальную программу энергосбережения. Данная программа будет являться всеобъемлющей и ее масштаб охватит каждый сектор экономики Республики Казахстан.
По Просьбе правительства Республики Казахстан, Агентство США по Международному развитию (ЮСАИД), его отдел по развитию энергетической инфраструктуры СНГ, согласилось содействовать в разработке подобной программы посредством обеспечения технической помощи в определенных областях энергосбережения.
При разработке программы основные задачи должны разделиться на две главные категории:
- задачи, ассоциируемые с экономическими и законодательными мерами в области энергосбережения;
- задачи по техническим мерам реализации энергосбережения.
Главными задачами экономической и законодательной категорий являются:
- Обсуждение роли ценообразования, при которой основным определяющим фактором является рынок, как главный экономический стимул, посредством которого поощряется энергосбережение;
- Разработка принципов для будущего ценообразования и тарифов;
- Обзор и оценка правительственных программ и политики энергосбережения, а также организационных вопросов;
- Обсуждение потенциальных организационных структур.
Главными задачами технической категории являются:
- Описание основных функций по управлению и контролю за энергией в промышленном секторе и рекомендации по организационной работе в сфере энергосбережения;
- Провести сравнительный анализ энергопотребления в промышленном секторе.
- Определение возможностей по быстрой окупаемости, а также долгосрочных проектов энергосбережения;
- Выяснение потенциальных источников финансирования мер и проектов энергосбережения.