Содержание материала

Характерными чертами энергетического сектора в Казахстане являются следующие фундаментальные проблемы, на решение которых должна быть направлена Национальная программа энергосбережения:

  1. Низкие субсидируемые цены на энергию;
  2. Слабые ведомственные и законодательные акты по энергосбережению;

Таблица 5.3.1
Эффективность использования энергии

Страны

Валовый внутренний продукт
Млрд. долларов

Энергоемкость валового внутреннего продукта тут/тыс.долларов

1973

1992

1973

1992

Австралия

113,93

187,90

0,51

0,48

Великобритания

387,13

516,70

0,57

0,42

Германия

 

814,96

0,63

0,42

Дания

45,73

64,10

0,69

0,29

Испания

134,11

214,20

0,75

0,44

Италия

305,76

506,40

0,81

0,31

Канада

231,94

396,60

0,8

0,54

США

3086,60

4578.5

0.93

0,43

Турция

30,83

75.60

0,99

0,74

Франция

405,44

624,20

1,05

0,37

Швеция

81,32

108,20

1,11

0,43

Япония

874,00

1784,7

1,17

0,25

 

 

 

 

 

(ОЕС) - Европа

2330,4

3580,9

0,52

0,4

- Всего

6655,4

10551,9

0,52

0,39

Республика Казахстан

 

 

 

1,03

Сравнительный расход энергоресурсов на производство отдельных энергоемких продукций
Таблица 5.3.2


Производство

Расход
энергоресуряов на 1 тонну т.у.т

Расход энергии на 1 тонну т.у.т/тыс.долларов

США

Казахстан

США

Казахстан

Добыча медной руды

0,87

1,62

3883,8

11875,5

Добыча свинцовой и цинковой руды

0,13

064

491,7

2754,0 '

Выплавка меди

0,49

0,99

491,7

2754,0

Электролиз меди

0,036

0,073

300,0

600,0

Электролиз цинка

 

0,97

3050,0

3115,0

Добыча угля открытым способом

0,007

0,0014

11,2

 12,1

Подземная добыча угля

0,004

0,004

22,4

34,3

Производство желтого фосфора

6,189

8,912

12843,0

17350,0

Прокат черных металлов

 

 

123,0

190,0

Сталь

 

 

152,0

650,0

Чугун

 

 

240,0

670,0

Расчетный потенциал энергосбережения Республики Казахстан
Таблица 5.3.3
МЛН. T.V.T


Наименование

1995

2000

2005

2010

Электроэнергия

17,82

14,51

12,74

8,8

Тепловая энергия

3,16

2,5

2,04

1,21

Уголь

5,92

4,92

4,6

3,0

Газ

1,79

1,45

1,24

0,75

Нефть и нефтепродукты

13

11,64

9,85

7,1

Нетрадиционная энергетика

3,91

3,58

2,83

4

ВСЕГО

45,6

38,6

33,3

22,26

Расчетный потенциал энергосбережения по отдельным отраслям Республики Казахстан
Таблица 5.3.4
млн. т.у.т


Отрасли

1995

2000

2005

2010

Электроэнергетика

7,9

6,6

5,8

3,86

Машиностроение и металлообработка

2,1

1,8

1,5

1,0

Нефтяная и газовая промышленность

1,4

1,2

1,0

0,7

Нефтеперерабатывающая промышленность

1,4

1,2

1,0

0,7

Автотранспорт общего пользования

0,5

0,4

0,4

0,3

Черная металлургия

4,3

3,6

3,1

2,1

Цветная металлургия

5,9

5,0

4,3

2,9

Угольная промышленность

4,2

3,5

3,1

2,0

Сельское хозяйство

4,8

4,0

3,5

2,3

Прочие

13,1

11,2

9,6

6,4

ИТОГО

45,6

38,5

33,3

22,26

  1. Неудовлетворительная культура энергосбережения потребителей, благодаря низким ценам на энергию и историческом представлении об энергии, как бесплатном (госзаказ) товаре (услуге);
  2. Неэффективная практика энергосбережения, старое энергоемкое оборудование и технологии;
  3. Неадекватный доступ к капиталу.

Кризис неплатежей в значительной степени ограничивает финансовые возможности отрасли для решения сложных проблем.
Для достижения высокого эффекта Национальная программа энергосбережения Казахстана должна в начале осуществить меры, которые принесут незамедлительные результаты в сфере энергосбережения (предпочтительно в течение 3-х лет), как при минимальных капитальных затратах, так и минимальном административном давлении Правительства в ходе реализации программы. В конечном итоге, необходимо разработать законодательство в области энергосбережения, которое будет реализовано своевременно эффективным образом при низких затрата, в переходный период рыночных отношений.
Несмотря на первоначальную направленность на Программы, которые решают краткосрочные проблемы энергосбережения, не следует устраняться от рассмотрения долгосрочных и более капиталоемких проектов снижения энергоемкости на вышеуказанную продукцию ряда отраслей промышленности. В переходный период необходимо избегать те Программы и проекты энергосбережения, которые способствуют злоупотреблениям и коррупции. После основного завершения переходного периода и восстановления экономического роста, а также после укрепления ведомственных структур, основное внимание должно быть обращено на Программы, которые окажут положительное влияние в долгосрочный период.
В разработке Национальной программы энергосбережения необходимо отдать приоритет нижеуказанным мероприятиям:

  1. Ускорение экономических реформ;
  2. Увеличение цен для потребителей энергии в соответствии с принципами рыночных отношений;
  3. Создание стимулов для энергоснабжающих организаций и потребителей энергии установки измерительных приборов учета и измерительного оборудования;
  4. Создание Департамента энергосбережения при Министерстве экономики Республики Казахстан в качестве координатора политики Правительства в области энергосбережения и создание Агентства энергосбережения для осуществления программ и проектов, связанных с данной политикой; привлечение различных организаций, особенно частного сектора, для реализации политики энергосбережения;
  5. Проведение оценки различных финансовых альтернатив в краткосрочный период, уделяя особое внимание "демонстрационным" зонам, фонду энергосбережения и проектам, финансируемым многими финансовыми организациями;
  6. Первоначально фокусировать внимание на проектах энергосбережения в промышленном секторе, а также на энергосберегающих инвестициях, расходы по которым окупаются менее чем за 1 год. Обеспечить, чтобы промышленные предприятия, которые проводят энергосберегающие инвестиции являлись экономически жизнеспособными и смогли выжить в долгосрочный период;
Первоначально концентрировать внимание на политику, программы энергосбережения, которые реализуются в сроки, не превышающие 3 года. По мере осуществления реформ рыночной экономики, приступить к рассмотрению и осуществлению долгосрочных программ энергосбережения.

Энергосберегающие принципы ценообразования

По мере продвижения экономики к более открытым, ориентированным на рынок формам, необходимо считать приоритетным вопрос принятия следующих основных принципов ценообразования:

  1. Уровень цен на энергию должен быть установлен на (х%) выше, чем затраты на производство энергии; где (х) представляет необходимый уровень возврата от инвестиций для удовлетворения прогнозируемого спроса. Затраты должны покрывать внешние издержки, такие, как расходы на защиту экологии. Такой подход к ценообразованию гарантирует энергетический сектор быть способным получать определенный уровень рентабельности от инвестиций, необходимых для удовлетворения будущего спроса;
  2. Уровень розничных цен на энергию должен быть установлен на (х%) выше, чем затраты, также для достижения целей и задач общества (Правительства), включая вклад прибыли, необходимой для финансирования субсидий в энергетическом секторе и стимулирующие меры энергосбережения;
  3. Уровень цен на энергию должен быть установлен таким образом, чтобы он способствовал полному восстановлению предельных затрат на производство и доставку энергии; в краткосрочный период необходимо включить все переменные производственные затраты, в долгосрочный период - включить фиксированные затраты;
  4. При продаже на мировых рынках цены на энергоносители должны отражать полный пограничный эквивалент, существующий на экспортных рынках, с полным покрытием транспортных расходов и разницы в качестве;
  5. Тарифы должны отражать затраты на услуги для различных групп потребителей, например, бытовых, сельскохозяйственных, промышленных потребителей;
  6. Региональные цены на энергию должны отражать разницу в расходах на транспортировку и распределение, а также давление со стороны регионального спроса;
  7. При рассмотрении налогового законодательства должное внимание должно быть уделено задачам в области политики энергосбережения;
  8. Характерной особенностью цен на энергию должна быть их прозрачность с тем, чтобы потребители и производители могли принимать экономически правильные решения.