Характерными чертами энергетического сектора в Казахстане являются следующие фундаментальные проблемы, на решение которых должна быть направлена Национальная программа энергосбережения:
- Низкие субсидируемые цены на энергию;
- Слабые ведомственные и законодательные акты по энергосбережению;
Таблица 5.3.1
Эффективность использования энергии
Страны | Валовый внутренний продукт | Энергоемкость валового внутреннего продукта тут/тыс.долларов | ||
1973 | 1992 | 1973 | 1992 | |
Австралия | 113,93 | 187,90 | 0,51 | 0,48 |
Великобритания | 387,13 | 516,70 | 0,57 | 0,42 |
Германия |
| 814,96 | 0,63 | 0,42 |
Дания | 45,73 | 64,10 | 0,69 | 0,29 |
Испания | 134,11 | 214,20 | 0,75 | 0,44 |
Италия | 305,76 | 506,40 | 0,81 | 0,31 |
Канада | 231,94 | 396,60 | 0,8 | 0,54 |
США | 3086,60 | 4578.5 | 0.93 | 0,43 |
Турция | 30,83 | 75.60 | 0,99 | 0,74 |
Франция | 405,44 | 624,20 | 1,05 | 0,37 |
Швеция | 81,32 | 108,20 | 1,11 | 0,43 |
Япония | 874,00 | 1784,7 | 1,17 | 0,25 |
|
|
|
|
|
(ОЕС) - Европа | 2330,4 | 3580,9 | 0,52 | 0,4 |
- Всего | 6655,4 | 10551,9 | 0,52 | 0,39 |
Республика Казахстан |
|
|
| 1,03 |
Сравнительный расход энергоресурсов на производство отдельных энергоемких продукций
Таблица 5.3.2
Производство | Расход | Расход энергии на 1 тонну т.у.т/тыс.долларов | ||
США | Казахстан | США | Казахстан | |
Добыча медной руды | 0,87 | 1,62 | 3883,8 | 11875,5 |
Добыча свинцовой и цинковой руды | 0,13 | 064 | 491,7 | 2754,0 ' |
Выплавка меди | 0,49 | 0,99 | 491,7 | 2754,0 |
Электролиз меди | 0,036 | 0,073 | 300,0 | 600,0 |
Электролиз цинка |
| 0,97 | 3050,0 | 3115,0 |
Добыча угля открытым способом | 0,007 | 0,0014 | 11,2 | 12,1 |
Подземная добыча угля | 0,004 | 0,004 | 22,4 | 34,3 |
Производство желтого фосфора | 6,189 | 8,912 | 12843,0 | 17350,0 |
Прокат черных металлов |
|
| 123,0 | 190,0 |
Сталь |
|
| 152,0 | 650,0 |
Чугун |
|
| 240,0 | 670,0 |
Расчетный потенциал энергосбережения Республики Казахстан
Таблица 5.3.3
МЛН. T.V.T
Наименование | 1995 | 2000 | 2005 | 2010 |
Электроэнергия | 17,82 | 14,51 | 12,74 | 8,8 |
Тепловая энергия | 3,16 | 2,5 | 2,04 | 1,21 |
Уголь | 5,92 | 4,92 | 4,6 | 3,0 |
Газ | 1,79 | 1,45 | 1,24 | 0,75 |
Нефть и нефтепродукты | 13 | 11,64 | 9,85 | 7,1 |
Нетрадиционная энергетика | 3,91 | 3,58 | 2,83 | 4 |
ВСЕГО | 45,6 | 38,6 | 33,3 | 22,26 |
Расчетный потенциал энергосбережения по отдельным отраслям Республики Казахстан
Таблица 5.3.4
млн. т.у.т
Отрасли | 1995 | 2000 | 2005 | 2010 |
Электроэнергетика | 7,9 | 6,6 | 5,8 | 3,86 |
Машиностроение и металлообработка | 2,1 | 1,8 | 1,5 | 1,0 |
Нефтяная и газовая промышленность | 1,4 | 1,2 | 1,0 | 0,7 |
Нефтеперерабатывающая промышленность | 1,4 | 1,2 | 1,0 | 0,7 |
Автотранспорт общего пользования | 0,5 | 0,4 | 0,4 | 0,3 |
Черная металлургия | 4,3 | 3,6 | 3,1 | 2,1 |
Цветная металлургия | 5,9 | 5,0 | 4,3 | 2,9 |
Угольная промышленность | 4,2 | 3,5 | 3,1 | 2,0 |
Сельское хозяйство | 4,8 | 4,0 | 3,5 | 2,3 |
Прочие | 13,1 | 11,2 | 9,6 | 6,4 |
ИТОГО | 45,6 | 38,5 | 33,3 | 22,26 |
- Неудовлетворительная культура энергосбережения потребителей, благодаря низким ценам на энергию и историческом представлении об энергии, как бесплатном (госзаказ) товаре (услуге);
- Неэффективная практика энергосбережения, старое энергоемкое оборудование и технологии;
- Неадекватный доступ к капиталу.
Кризис неплатежей в значительной степени ограничивает финансовые возможности отрасли для решения сложных проблем.
Для достижения высокого эффекта Национальная программа энергосбережения Казахстана должна в начале осуществить меры, которые принесут незамедлительные результаты в сфере энергосбережения (предпочтительно в течение 3-х лет), как при минимальных капитальных затратах, так и минимальном административном давлении Правительства в ходе реализации программы. В конечном итоге, необходимо разработать законодательство в области энергосбережения, которое будет реализовано своевременно эффективным образом при низких затрата, в переходный период рыночных отношений.
Несмотря на первоначальную направленность на Программы, которые решают краткосрочные проблемы энергосбережения, не следует устраняться от рассмотрения долгосрочных и более капиталоемких проектов снижения энергоемкости на вышеуказанную продукцию ряда отраслей промышленности. В переходный период необходимо избегать те Программы и проекты энергосбережения, которые способствуют злоупотреблениям и коррупции. После основного завершения переходного периода и восстановления экономического роста, а также после укрепления ведомственных структур, основное внимание должно быть обращено на Программы, которые окажут положительное влияние в долгосрочный период.
В разработке Национальной программы энергосбережения необходимо отдать приоритет нижеуказанным мероприятиям:
- Ускорение экономических реформ;
- Увеличение цен для потребителей энергии в соответствии с принципами рыночных отношений;
- Создание стимулов для энергоснабжающих организаций и потребителей энергии установки измерительных приборов учета и измерительного оборудования;
- Создание Департамента энергосбережения при Министерстве экономики Республики Казахстан в качестве координатора политики Правительства в области энергосбережения и создание Агентства энергосбережения для осуществления программ и проектов, связанных с данной политикой; привлечение различных организаций, особенно частного сектора, для реализации политики энергосбережения;
- Проведение оценки различных финансовых альтернатив в краткосрочный период, уделяя особое внимание "демонстрационным" зонам, фонду энергосбережения и проектам, финансируемым многими финансовыми организациями;
- Первоначально фокусировать внимание на проектах энергосбережения в промышленном секторе, а также на энергосберегающих инвестициях, расходы по которым окупаются менее чем за 1 год. Обеспечить, чтобы промышленные предприятия, которые проводят энергосберегающие инвестиции являлись экономически жизнеспособными и смогли выжить в долгосрочный период;
Энергосберегающие принципы ценообразования
По мере продвижения экономики к более открытым, ориентированным на рынок формам, необходимо считать приоритетным вопрос принятия следующих основных принципов ценообразования:
- Уровень цен на энергию должен быть установлен на (х%) выше, чем затраты на производство энергии; где (х) представляет необходимый уровень возврата от инвестиций для удовлетворения прогнозируемого спроса. Затраты должны покрывать внешние издержки, такие, как расходы на защиту экологии. Такой подход к ценообразованию гарантирует энергетический сектор быть способным получать определенный уровень рентабельности от инвестиций, необходимых для удовлетворения будущего спроса;
- Уровень розничных цен на энергию должен быть установлен на (х%) выше, чем затраты, также для достижения целей и задач общества (Правительства), включая вклад прибыли, необходимой для финансирования субсидий в энергетическом секторе и стимулирующие меры энергосбережения;
- Уровень цен на энергию должен быть установлен таким образом, чтобы он способствовал полному восстановлению предельных затрат на производство и доставку энергии; в краткосрочный период необходимо включить все переменные производственные затраты, в долгосрочный период - включить фиксированные затраты;
- При продаже на мировых рынках цены на энергоносители должны отражать полный пограничный эквивалент, существующий на экспортных рынках, с полным покрытием транспортных расходов и разницы в качестве;
- Тарифы должны отражать затраты на услуги для различных групп потребителей, например, бытовых, сельскохозяйственных, промышленных потребителей;
- Региональные цены на энергию должны отражать разницу в расходах на транспортировку и распределение, а также давление со стороны регионального спроса;
- При рассмотрении налогового законодательства должное внимание должно быть уделено задачам в области политики энергосбережения;
- Характерной особенностью цен на энергию должна быть их прозрачность с тем, чтобы потребители и производители могли принимать экономически правильные решения.