Содержание материала

Одной из важных функций системы регулирования является контроль за финансовой деятельностью и ценными бумагами участников электроэнергетического сектора. Здесь следует решить две существенные проблемы регулирования:

  1. инвестиций в неосновные виды деятельности (например, не связанные с энергоснабжением);
  2. сочетания видов деятельности.

РКЭР должна иметь право регулировать инвестиции в неосновные виды деятельности посредством лицензирования.
РКЭР должна иметь право утверждать сочетание видов деятельности, которые не составляют технического нарушения антимонопольного законодательства.
РКЭР не должна принимать непосредственное участие в природоохранном регулировании в сфере электроэнергетического сектора, так как это является прерогативой Министерства экологии и биоресурсов.
Для обеспечения соблюдения электроэнергетикой природоохранных нормативов лицензии РКЭР, выдаваемые КЭ и Энерго, должны включать условие, требующее соблюдения всех действующих правил и нормативов Министерства экологии и соответствующих местных органов. Кроме того, Министерство экологии должно иметь право потребовать отзыва лицензии РКЭР, если будет установлено, что производитель энергии или Энерго не соблюдают природоохранные нормативы.
РКЭР должна отвечать за разработку и утверждение нормативов безопасности и надежности для строительных предприятий.
В прошлом строительство электростанций осуществлялось государственными предприятиями согласно нормативам, установленным государственными органами, которым они были подведомственны, и некоторыми другими основными организациями. Сейчас отсутствует система лицензирования или выдача разрешений фирмам, осуществляющим строительство в сфере электроэнергетики.
РКЭР должна отвечать за безопасность и надежность эксплуатантов и потребителей.
В настоящее время нормативы безопасности работы электростанций определяются подразделениями МЭУП и КЭ. Эти подразделения устанавливают нормативы безопасности и технической эксплуатации, в том числе используемые потребителями частоты и напряжения и режим потребления энергии, а также критерии безопасности и технической эксплуатации организаций, отвечающих за обеспечение энергией.

РКЭР должна определить единые нормативы безопасности и надежности потребления электроэнергии.
Несмотря на то, что лицензирование всех потребителей электроэнергии представляется практически неосуществимым, РКЭР должна представлять себе причины озабоченности безопасностью и надежностью, существующие на уровне потребления электроэнергии.

РКЭР должна контролировать деятельность оптового рынка.
РКЭР должна быть наделена правоприменительными правами в отношении участников оптового рынка и осуществляемых на нем операций. Правоприменительные меры могут применяться по жалобам частных сторон, просьбам местных органов власти или соответствующего государственного органа или по инициативе РКЭР или ТерЭК. Штрафы должны налагаться только после того, как обвиняемой стороне будет предоставлена возможность высказаться. Для обеспечения эффективности правоприменительных мер они должны соответствовать серьезности нарушения. Правоприменительные меры должны включать денежные штрафы, такие санкции, как изъятие активов, а также отзыв лицензии. В случаях подлога или коррупции может применяться привлечение к уголовной ответственности.