Содержание материала

Факторы, влияющие на выбор методов приватизации, можно в целом подразделить на две группы:

  1. факторы, в основе которых лежат стимулы к приватизации;
  2. факторы, связанные с конкретными обстоятельствами.

К первой группе поэтому относится ряд направлений государственной политики, нацеленных на изменение и совершенствование характера взаимоотношений государства и промышленности, например упрочение позиций Правительства, поощрение действия рыночных сил и конкуренции в экономике, улучшение показателей деятельности предприятий, укрепление внутренних финансовых рынков и расширение хозяйственной собственности.
К числу конкретных обстоятельств, которые необходимо рассматривать параллельно с этим, относятся финансовое состояние и показатели деятельности государственного предприятия, передаваемого в частные руки, а также его нынешняя организационная форма и сектор экономической деятельности, потенциал инвестиционных ресурсов частного сектора, наличие рынков капитала и некоторые социальные соображения.
Стимулы к приватизации. Одна из основных задач - облегчение бремени, лежащего на государственной казне. Это бремя заключается в основном в предоставлении субсидий государственным предприятиям, некоторые из которых могут, будь то намеренно или нет, почти постоянно находиться в убыточном положении. Кроме того, государству больше не придется предоставлять для финансирования предприятий заемный капитал, высвобождая его для других инвестиционных целей. Затем поступления от продажи государственных активов могут использоваться для сокращения бюджетных дефицитов.
Разрыв связей и общности интересов, которые обычно формируются между курирующим министерством и государственным предприятием, должен содействовать большей объективности процесса распределения бюджетных ресурсов. Это объясняется тем, что, как только упраздняются их надзорные функции, министерства имеют гораздо меньше стимулов добиваться предоставления экономической и финансовой помощи конкретным предприятиям. Ослабление административно-финансового контроля за коммерческой деятельностью позволяет правительствам сосредоточить силы на выполнении своих основных по выработке политики и проведению ее в жизнь.
Усиление конкуренции и улучшение показателей экономической деятельности - это, конечно же, две взаимосвязанные цели. В зависимости от размеров передаваемой государственной собственности и от наличия такого фактора, как монополия, приватизация должна обеспечивать сокращение прямого участия или вмешательства государства в дела компании. Это потребует развития предпринимательских навыков управляющих, в том числе внимания к вопросам долгосрочного роста фирмы.
Финансовые и социальные условия. Чтобы можно было рассматривать возможность изменения формы собственности, предприятие должно иметь привлекательную для инвесторов историю хозяйственной деятельности или потенциал. Иначе предприятие придется готовить к рыночным условиям посредством изменения структуры его источников финансирования или коренной перестройки его деятельности.
На выбор метода приватизации в немалой степени влияют текущая организационная структура передаваемого в частные руки предприятия и сложности правовой реорганизации, а также длительность этого процесса. В случае государственного учреждения процесс отделения проходит три этапа: переход на коммерческую основу, государственное учреждение сначала преобразуется в хозрасчетное предприятие, затем в государственную корпорацию, затем в компанию частного сектора.
Когда очень крупные государственные предприятия, например, распределительные энергетические компании, занимают монопольное или почти монопольное положение, они располагают наибольшими возможностями для прироста производительности в силу по крайней мере трех благоприятствующих факторов: сокращения вмешательства в их политику; изменения структуры имущественных прав, например наличия группы акционеров, которые стимулируют управляющих к повышению эффективности своей работы; и конкуренции на рынках капитала. Однако разработка эффективной регламентирующей системы защиты интересов потребителей при минимуме потенциального неблагоприятного воздействия на возможности повышения производительности может оказаться сложным делом.
Если предложение инвестиционного капитала в частном секторе весьма ограничено, отдельные методы придется приспосабливать к конкретным ситуациям. Эти методы могут включать широкое распространение среди граждан и/или жителей бесплатных купонов с указанными привилегиями в отношении приобретаемой собственности, а также планы либерального финансирования.
Такой метод приватизации, как публичная подписка на акции, обычно предполагает наличие рынков капитала, каналов распределения и населения, готового вложить свои средства.
Помимо таких возможных финансовых ограничений, как слабость рынков капитала и нехватка внутреннего инвестиционного интереса или потенциала, Правительства могут сталкиваться с такими политическими ограничениями, как наличие идеологической оппозиции, оговорки в отношении стратегической важности предприятий, планируемых к передаче в частные руки, и опасения, высказываемые такими группами, как профсоюзы и средства массовой информации, которые кровно заинтересованы в сохранении статус-кво. Другими противодействующими силами могут быть бюрократия, которая извлекала различные выгоды из своих надзорных функций, и руководство и работники предприятия, для которых возникает угроза безработицы, сокращения привилегий и неопределенность, связанная с работой в новых условиях. Поскольку государственные предприятия помимо выполнения своих основных функций зачастую используются в качестве средств достижения различных социальных целей, широкая публика может высказывать более глубокие опасения насчет возможных социально-экономических последствий приватизации.