Ощутимое и многостороннее потенциальное воздействие электроэнергетики на развитие экономики вытекает из некоторых технических и экономических характеристик, которые отличают ее от большинства других товаров и услуг. Именно эти
характеристики привлекают к энергоснабжению особое внимание государства.
Успешная работа предприятий энергетики, как в государственном, так и в частном секторах, определяется, как правило, коммерческими принципами и отражает следующие основные характеристики:
- наличие ясных и логически связанных целей, ориентированных на оказание услуг;
- независимое управление, при котором и руководители, и работники отвечают за результаты деятельности;
- финансовая независимость.
Принципы, лежащие в основе этих характеристик, естественны для частного предприятия, но далеко не всегда - для организаций в государственном секторе экономики. Государственные ведомства вынуждены добиваться сбалансированного подхода ко множеству различных экономических, социальных и политических задач, и то, что решение этих задач отражается на деятельности всех структур государственного сектора, включая предприятия энергетики, - обычное явление. Точно также управлению работой персонала в государственном секторе часто мешают многочисленные ограничения, относящиеся к обеспечению ответственности и вознаграждения за хорошие показатели. Кроме того, во многих случаях финансовое положение государственных организаций и предприятий зависит от бюджетных мер, принимаемых без учета результатов деятельности, и от решений в области ценообразования, при выработке которых определяющую роль играют политические соображения. Названные факторы часто препятствуют рациональной организации производства.
Акционирование. Четкое отделение предприятий энергетики от государства начинается с преобразования государственного ведомства в государственное предприятие в целях повышения административной самостоятельности. Во многих странах этот переход уже произошел.
Акционирование предприятия - это следующий шаг, дающий государственному предприятию независимое положение и устанавливающий для него тот же самый правовой режим, который распространяется на частные компании. Акционирование означает, что предприятие попадает под действие типового торгового и налогового законодательства, принципов ведения отчетности, правил конкурентной борьбы и трудового законодательства и в меньшей степени подвергается вмешательству государства. На практике такое преобразование не всегда бывает полным, потому что государственные предприятия не сталкиваются с адекватной конкуренцией и не имеют исключительно коммерческих целей. Например, акционирование подразумевает переход работников, имевших статус государственных служащих, к работе по контракту, положения которого подчиняются действию обычного трудового законодательства. Но и в рамках корпоративной организационной структуры государственные предприятия неохотно сокращают число работников. Опыт развивающихся стран показывает, что осуществление обычного трудового законодательства и сокращение кадров, необходимые для успешной реорганизации, более приемлемы в политическом отношении, а следовательно, и более терпимы в тех случаях, когда увольнение сопровождается выплатой выходного пособия.
Четкие цели и ответственность руководителей. Акционирование приводит к созданию организационной структуры, но, помимо этого, превращает проблему государственного управления в более ясную, хотя и достаточно трудную задачу управления корпорацией. Одни лишь организационные изменения не приводят к появлению ясных целей и не создают у руководителей заинтересованности стремиться к их достижению. Во многих странах государственные ведомства и предприятия уже работают на основе коммерческих принципов, но деятельность руководителей не стала от этого эффективнее. Многие руководители утверждают, что предоставленная им независимость слишком ограничена, чтобы обеспечить эффективность, и что в любой момент они могут ее потерять. Многие работники утверждают, что у них слишком мало стимулов, чтобы эффективно работать, потому что и за хорошую, и за плохую работу полагается одно и тоже вознаграждение. А многие пользователи могли бы заявить, что
акционирование не обеспечило повышения качества услуг или расширения сферы обслуживания.
Если использование рыночного варианта решения проблем управления предприятиями в государственном секторе невозможно, следовало бы рассмотреть три других метода организации отношений между государством и предприятиями энергетики.
- Договора о повышении эффективности производства оставляют право на принятие всех решений за государственным сектором. Они представляют собой попытку усилить ответственность работников и руководителей за результаты деятельности и добиться более строгой направленности работы посредством точного определения ожидаемых показателей, а также функций, обязанностей и видов вознаграждения всех участников процесса.
- Контракты на организацию производства возлагают на частных поставщиков услуг ответственность за управление предприятием, например ТОО, ремонтным или энергетическим предприятием. Эти контракты повышают самостоятельность руководства и снижают риск государственного вмешательства в текущую деятельность государственного предприятия.
- Контракты на производство работ возлагают на частных поставщиков услуг ответственность за поставку конкретного вида услуг при меньшей стоимости или привлечение конкретного профессионального опыта и знаний, которые отсутствуют в государственном секторе, например, в области проектирования.
Политика цен и финансовая независимость. Третьим фактором успешной организации услуг по энергоснабжению на коммерческой основе является создание надежных источников прибыли, дающих предприятиям-поставщикам больше финансовой самостоятельности. Принципы ценообразования ориентированы на возмещение издержек в размере, достаточном для обеспечения финансовой независимости предприятий. Такая политика ценообразования сосредоточена на возмещение трех основных компонентов расходов: расходов на подключение, пользование и обеспечение максимальной производственной мощности.