Содержание материала

Энергетика Казахстана за относительно короткий срок (с 1993 года) изменилась в строну мирового стандарта. Все это очень естественно, но в то же время непросто. Пожалуй главной проблемой оказался тот факт, что все наши энергетические соседи имеют индивидуальные подходы к этой проблеме. Казахстанские энергетики сделав выбор, решительно интегрируются с мировой экономикой, испытывая при этом серьезные издержки, но и имея хорошую перспективу.
В пути дальнейшего продвижения необходимо вновь и вновь анализировать опыт энергетиков Восточной Европы и других стран с переходной экономикой.
Традиционная модель индустрии электроснабжения в Европейских странах была вертикально интегрирована с государственной монополией. Бюджет, т. е. все затраты на содержание и развитие, утверждались Министерством, а регулирование состояло в основном из проверки соответствия согласованным планам.
Описание сегодняшнего прогресса в реформировании индустрии электроснабжения в этом регионе усложнено тем фактом, что интеграция включают в себя определение структуры, владения и регулирования одновременно, а не все страны достигли одного и того же прогресса во всех трех областях.
Предварительное наблюдение говорит о том, что появилось географическое/политическое смещение между быстрыми и медленными реформами: страны, возглавляющие волну перемен в основном находятся в центральной Европе, в то время как страны бывшего Советского Союза в основном принадлежат к отстающей группе.

Структура

Реструктуризация в большинстве странах Совета Экономической Взаимопомощи: Белоруссия, Болгария, Чешская Республика, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Молдова, Польша, Румыния, Россия, Словакия и Украина) началась с отделения специализированных предприятий (обслуживание/ремонт электростанций, строительство, техническое проектирование и социальной инфраструктуры (школы, больницы и сельское хозяйство) от основной деятельности. Большинство стран трансформировали предприятия электроэнергетического сектора в акционерные общества как часть процесса отделения владения от функций управления и регулирования.

  1. Польша. Индустрия электроснабжения горизонтально и вертикально разграничена, с разделением функций между производящими компаниями (которые конкурируют на регулируемом рынке) и между производством, передачей и распределением.
  2. Венгрия установила центральную холдинговую компанию с отдельными вспомогательными компаниями по производству и распределению.
  3. Чешская Республика и Словакия удерживают производство и передачу интегрировано, в то время как распределение возлагается на отдельные компании.
  4. Румыния начала децентрализацию своего электроэнергетического сектора летом 1993 г.: только 25% генерируемой мощности должно остаться под центральным контролем, оставшихся 75 %, финансовая ответственность, включая ценообразование ложится на региональные энергетические компании и их нормативные органы.
  5. Украина выпустила президентский указ в мае 1994 г. Совету Министров разработать план реструктуризации, которые будет включать разделение функций производства, передачи и распределения.

Владение

Рассматриваемая индустрия электроснабжения является стратегически важной во всех странах региона и правительства в основном зарезервировали право владения акциями.

  1. Чешская Республика в 1993 г. установила частичную приватизацию электропроизводящей и транспортной компании CEZ. Предполагается, что вторая волна приватизации, назначенная на 1994 г. будет включать региональные распределительные компании. Однако, при любом сценарии реструктуризации и приватизации, предполагается, что Правительство останется основным управляющим органом.
  2. Польша планирует поддерживать 51% распределительных линий электропередачи во владении государства, но рассматривается приватизация электро про изводящих и распределительных компаний. Большое количество электростанций уже являются смешанными общественными/частными предприятиями.
  3. Венгрия будет периодически пересматривать размер доли Правительства в сторону ее снижения; рассматривается приватизация распределительной компании.
  4. Словакия рассматривает приватизацию электропроизводящих и распределительных компаний.
  5. Украина должна разработать план, который включает приватизацию и развитие конкуренции между 4-6 акционерными производящими компаниями.

Регулирование

Приготовления для регулирования потенциальных злоупотреблений монополии в таких областях как производство и распределение электроэнергии являются не полными во всех странах, хотя значительный прогресс был достигнут в Польше и Словакии. Между тем нормативные механизмы управления в большинстве странах осуществляются различными частями Правительства, включая министерства промышленности, экономики и финансов, в основном через механизмы ценового управления.

  1. Польша планирует ввести независимые регуляторы, ответственные за выдачу лицензий на производство, передачу и распределение, определяя качество принимаемых мер и утверждая/контролируя цены. Соответствующее законодательство все еще дожидается парламентского утверждения.
  2. Словакия также ожидает парламентского утверждения подобных законов, чтобы назначить независимые регуляторы.
  3. Чешская Республика в 1993 г. установила небольшой, нормативный департамент внутри Министерства Промышленности и Торговли, в предвкушении законных рамок, которые должны быть установлены законопроектом по энергетике до Парламента.
  4. Украина регулирует цены на электричество посредством Государственного Ценового Комитета Министерства Экономики. Президентский указа, изданный в мае 1994 г. призывает к созданию нового органа по регулированию, который будет способствовать развитию конкуренции и защитит права потребителей.

Выводы

Страны СЭВ представляют целый диапазон моделей по структуре, владению и регулированию их электроснабжения. Модели действуют относительно эффективно, с определенными недостатками и преимуществами в каждом отдельном случае; следовательно Международное Энергетическое Агентство (IEA) не может выделить какую-либо модель как правильную для конкретного региона. Однако, могут быть сделаны некоторые заключения, касающиеся эффективности конкретных приближений. Например, разделение правительственной функциональных ролей в установке политики, регулирования и владения государственными предприятиями от управления является важным в любой модели. Там где роли смешаны это может привести к негативным последствиям, влияющим на эффективность индустрии электроснабжения. Перемены во владении не являются необходимым критерии для успеха; Правильно контролируемая монопольная энергетика является одним подходом для достижения правительственных целей. Однако, там где рыночные условия могут быть правильно созданы, конкуренция приведет к экономически эффективному поведению в инвестировании и потреблении. Следовательно, эффективными могут быть разнообразные подходы к владению, структуре и регулированию, хотя многие страны в основном разделяют мнение, что свободный и открытый рынок является основной точкой для формулирования энергетической политики. Страны СЭВ обращают внимание на то, что большинство стран в мире вводят конкуренцию в производство и/или поставку электричества.
Тем не менее, имеется важная последовательность, которой необходимо следовать:

  1. какая степень вертикальной и горизонтальной интеграции более эффективно достигнет целей страны.
  2. какая модель владения обеспечит правильное инвестирование, в то же время адекватно охраняя стратегические интересы.
  3. выбрать тип подхода к регулированию, который дополняет решения, принятые по первым двум вопросам.

Последовательность может изменяться при применении в каждом отдельном случае. Подход к регулированию должен стоять перед структурными переменами, которые выполняются. После этого могут быть адресованы перемены во владении.

Спрос на электроэнергию.

В 1990 г. промышленная доля общего потребления электричества было свыше 50 % в большинстве странах СЭВ, в то время как доля коммунального сектора составляла около 15 %. Промышленная и коммунальная доли были более сбалансированны около 35 % и 30 % соответственно. Так как промышленный спрос подвержен меньшему количеству пиков, чем коммунальный или коммерческий спрос, большая доля промышленности в общем спросе на электричество имеет меньшую потребность в пиковой мощности.
Спрос на все виды энергии, включая электричество, начал падать в регионе в 1989- 1940 11набирая рост в некоторых странах к концу 1993 г. За падением спроса на энергию последовало ухудшение баланса платежей и спад промышленного производства. Эти тенденции были обострены командной экономикой и традиционной торговлей, а также отношениями платежей, без адекватной рыночной системы.
Потребление электричества на единицу экономического производства вырос во всех странах с 1990 г., т. к. потребление электроэнергии имело меньший спад, чем рост валового дохода.
По оценкам Мировою Банка/Международного Энергетического Агентства, подготовленных к встрече большой семерки в Токио в июне 1993 г., предполагается, что спpoc на электричество будет продолжать падать в большинстве странах до середины десятилетия, когда падение достигнет точки, которая на 10-20% ниже уровня 1990 г. (или ниже в некоторых странах, в зависимости от предпринятого подхода к реструктуризации экономики). Предполагается, что спрос на электричество не достигнет уровня 1990 г. снова после 2000 г. Оценки Мирового Банка/Международного Энергетического Агентства в основном ниже “официальных” оценок правительств стран, хотя в большинстве случаев эти правительства пересмотрели официальные оценки в сторону снижения в свете продолжения спада.
Возможный рост спроса на электричество будет зависеть от большого количества факторов, наиболее важные из которых это рост валового дохода, экономическая и промышленная реструктуризация, регулирование цен и технологические перемены.

Рост валового дохода и реструктуризация.

После крутого спада в 1989 г., валовый доход начал расти в Польше, остановился спад в Венгрии, Республики Чехия и Словакии, и продолжил падать в большинстве других странах. Путь роста валового дохода будет связан с путем экономических реформ, а также с различными факторами, над которыми страны СЭВ практически не имеют контроля, такими как состояние экономики за пределами их регионов, что в свою очередь будет влиять на спрос на экспорт.
Так как структуры региона подвержены реконструированию в течении следующего десятилетия, энергетическое потребление имеет большое сходство со структурами в OECD странах. Это подразумевает рост доли общего потребления электричества в некоторых секторах (а именно коммерческий и коммунальный) и спад в других секторах (а именно индустрия). Так как выживание многих крупных, энергетически зависимых индустрий под сомнением, доля промышленности в общем потреблении электричества, так же как и ее общее использование электричества вероятно идет на спад. Однако, в отношении долгосрочных прогнозов, доля электричества вероятно будет возрастать за счет адаптации конкретных современных, электрически зависимых промышленных процессов (включая автоматизацию).
Использование электричества в коммунальном секторе не имело спада в большинстве странах и даже в некоторых странах возросло.
Коммерческий сектор и сектор услуг обеспечивают быстрее растущий рынок для электроэнергии. Однако, его абсолютное влияние на общий спрос вероятно остается меньшим, чем влияние коммунального сектора.

Регулирование цен.

Традиционно, цена на электроэнергию в странах была ниже, при рассмотрении как процент общих производственных затрат на товары или процент семейного бюджета. Таким образом не было необходимости инвестировать в энергосберегающее оборудование.
Целью большинства стран является поднять цены на электричество и другие виды энергии до уровня покрытия затрат. Многое уже было сделано относительно повышения тарифов для промышленности, надо отметить, что Казахстан отказался от такой практики. Однако, правительства считают, что в промышленностях потребляющих электричество, намерения сберегать энергию вероятно остаются низкими по нескольким причинам. Например, предприятия являющиеся монополистами всегда имеют возможность получить выгодные займы от правительства, чтобы покрыть потери. Более того, оплата счетов является проблемой практически во всех странах и предприятия часто имеют возможность избежать угрозы отключения электроэнергии.

Большинство тарифов на электричество в бытовом секторе остаются ниже затрат (исключениями являются Польша, Латвия и Казахстан ). Растущие цены будут иметь небольшой эффект там где они основаны не на потребленном электричестве, что является характерным для большинства стран, где не распространено измерительное оборудование для отдельных домов.

Технологические изменения.

Спрос на потребительские товары может привести к некоторому росту спроса на электричество в бытовом секторе “при любой цене”. В промышленном секторе, введение эффективных процессов увеличит роль электричества в смешивании топлива и в то же время снизит общее использование энергии на единицу продукции.

Усовершенствования эффективности.

Большинство оценок спроса на электричество в регионе в будущем предполагают снижение интенсивности электричества из-за технологически основанных усовершенствований эффективности; рынок будет стимулировать более эффективное использование существующего оборудования, так же как и приобретение и производство энергетически эффективных моделей. Однако, имеются следующие причины, препятствующие развитию рыночных отношений:

  1. недостаток измерительного и контрольного оборудования;
  2. недостаток информации и опыта, необходимых для менеджеров потребителей, для инвестирования в новое энергосберегающее оборудование;
  3. отсутствие рыночных цен на энергию и другие вложения, которые могут использоваться для сравнения затрат инвестиций;
  4. сложная экономическая ситуация;
  5. ограниченный доступ к капиталу, дотациям и мягким займам;
  6. старые привычки (менталитет), прежде всего у руководителей энергетических предприятий, которые как правило рассматривают реструктуризацию вкупе с собственным социальным положением.

Имеются различные проактивные меры, которые могут быть предприняты властями (включая правительства и внешние доноры) для того чтобы:

  1. ускорить влияние рынка;
  2. захватить те возможности, которые рынок обычно не захватывает, но которые тем не менее являются эффективными относительно установки и эксплуатации новых дополнительных электростанций.

Подходы с наибольшей вероятностью успеха это те, которые основываются на двух ключевых особенностях экономической деятельности в регионе стран СЭВ:

  1. процесс преобразования экономики, который приводит к менее энергетически интенсивным (хотя возможно более электрически интенсивным) видам деятельности;
  2. относительно сконцентрированная промышленная структура должна оставаться на месте в течении нескольких следующих лет, представляя редкую возможность повлиять на энергетические потребительские характеристики как потребительских товаров, так и промышленных процессов посредством кооперации с относительно малым числом ответственных игроков.

Большое количество исходящих видов деятельности поможет более ясно определить объем энергетически эффективных возможностей.

    1. Развитие реформирования хозяйственной структуры Топливно-энергетического комплекса (ТЭК)