Содержание материала

Автор
Глава I
Энергопотребление и качество жизни человека
1.1 Потребление энергии и качество жизни
1.1.1 Общий обзор

Человечество, общество или народ не может отказаться от своей истории. История - это де-факто. Люди обязаны анализировать и совершенствоваться. Мы долгое время были разделены на сторонников и противников учений Адама Смита и Карла Маркса. Такое противостояние с точки зрения тактики, конечно, вредно для доверчивых и, как следствие, заблудившихся, а с точки зрения стратегии очень полезно. Судья - реальное качество жизни народа. Мы все как реалисты хотим добра для своего народа. Народы живут не всегда по своему выбору. Возьмем к примеру казахский народ. Никого не завоевывал, ничего не навязывал, доверчивый как природа.
На громадных евроазиатских просторах жили древние племена саксов, говоривших на тюркском наречии.
В эпоху первобытнообщинного строя жили охотой на животных в силу континентального расположения в глубине евроазиатского материка. В бронзовом веке переходят к кочевому скотоводству. Видимо тогда народ и получил свое название казах и что,        как утверждают ученые, от древнетюркского языка означает "вольный,
независимый кочевник". Основной пищей, средством жизни, были продукты животноводства.
В предгорьях Алтая и Алатау и в просторных долинах между ними добывали свинец, медь, серебро из которых изготовляли посуду, украшения, и другие необходимые предметы быта, они же и составляли основу меновой торговли. В силу географического расположения страны торговый путь, названный "Великий шелковый путь", связавший Китай и Византию, проходил через Казахстан и оказал свое естественное влияние. Влияние было не только торговое, но и культурное, в то время проявлявшее себя через религию и письменность. Казахи стали мусульманами и приняли арабскую письменность и культуру.
Затем известное монгольское нашествие, которое также оказало огромное влияние, в том числе в родоплеменном делении, сохранившемся до настоящего времени. Видимо этого не следует стыдиться, так как этот фактор служил как объединяющий инструмент, а не разъединяющий, как многие сегодня утверждают. Природа и законы обществоведения просто так ничего не создают и не терпят столь длительное время чуждое для народа. Есть у казахов поговорка: Куйеу жуз жылдык, куда мын жылдык". Такая поговорка не имеет исторического смысла для других народов, а для казахов эта поговорка имеет объединяющую силу и делает любые роды родственниками через будущие поколения. Поэтому видимо необходимо признавать все историческое, как необходимость своего времени.
В XVI - XVII веках территория Казахстана, поделенная на отдельные ханства, представляла нечто вроде политического образования без территориального деления, что  тоже символично и характерно для огромного пространства.
Были войны между казахами и джунгарами в XVII-XVIII веках. Силы были неравные. Казахи искали защиты у России.
Значительное влияние оказала Россия на развитие казахской культуры. Общепризнанный факт, что за годы Советской власти в Казахстане достигнуты впечатляющие успехи в области основной составляющей качества жизни образования. В конце 20-х годов казахская письменности была переведена с арабской графики на латинскую, а спустя 10 лет, с латинской - на кириллицу. Этот фактор имеет огромное значение с точки зрения изменения менталитета целого народа. Эта тема выходит за пределы задачи этой книги. Но этот краткий экскурс в историю народа имеет прямое отношение к качеству жизни. Необходимо однозначно подчеркнуть, что целый народ получил великим импульс для развития культуры, экономики, и как следствие, поднятие качества жизни. Один пример. Среди нерусских национальностей бывшего СССР удельный вес свободно владеющих русским языком казахов составлял 62,8 %, превысив даже славянские народы; украинцев - 56.2%. белорусов - 54,7 %. В сравнении с другими национальностями этот показатель был еще выше.
Все это говорит о том. что наш народ легко адаптируется в различных общественных формах. Очень часто иностранные советники, воспитанные в условиях эволюционного развития общества слабо представляют силу менталитета. Менталитет имеет знак как плюс, так и минус. Если правильно его оценить, то он будет имеет стимулирующее воздействие.
Но, в советский период упор делался на социальное развитие. преимущественно к достижениям социума, а ценность индивидуальной человеческой жизни оставалась в тени. Вступив в рыночно-ориентированную экономику необходимо рассматривать людей, как человеческий капитал. Задачей человеческого развития является предоставление каждому равных возможностей для реализации своего потенциала, обеспечение доступа к разнообразным ресурсам для развития: информационным, природным, социальным. причем не только для нынешнего поколения. Концепция человеческого развития рассматривает человека и как цель, и как средство. Это развитие, которое ставит человека в центр, требует для него и от него в равной степени возможности и ответственности.