Одной из наиболее важных задач РКЭР и ТерЭК является разрешение некоторых споров. Учитывая их роль в регулировании и контроле операций в сфере электроэнергетики, РКЭР и ТерЭК должны получать исключительное право разрешения споров между участниками электроэнергетического сектора, особенно связанных с конфликтами по таким вопросам, как тарифообразование и сервисные обязательства. В то же время право принятия окончательных решений при разрешении споров должно быть предоставлено судебной системе Казахстана.
ТерЭК должна быть наделена юрисдикцией первой инстанции при разрешении споров между потребителями и Энерго.
ТерЭК должны выполнять одну из основных функций разрешения споров. Они должны рассматривать споры между потребителями и Энерго, а также между двумя Энерго, находящимися на территории обслуживания ТерЭК.
РКЭР должны быть наделены юрисдикцией первой инстанции и правом рассмотрения апелляций по определенным спорам между участниками рынка.
РКЭР должны обладать юрисдикцией первой инстанции и правом рассмотрения апелляций. Юрисдикция РКЭР должна носить "административный" характер, то есть она должна распространяться на споры между конкретными участниками, связанными с вопросами, не относящимися к исключительной компетенции казахстанских судов. В целом РКЭР должна быть судом первой инстанции для споров между:
- ТерЭК и потребителем;
- ТерЭК и Энерго;
- двумя Энерго;
- двумя ТерЭК;
- КЭ и компанией по производству электроэнергии или Энерго;
- компанией по производству электроэнергии и Энерго по поводу оптовых операций (если таковые будут разрешены).
Кроме того, РКЭР должна быть наделена правом рассматривать апелляции по решениям ТерЭК, поданные потребителями или Энерго.
Структура регулятивных органов
Для решения регулятивных задач, должна быть обеспечена внутренняя эффективность регулятивных органов. Эффективная внутренняя организация означает меньшие затраты на регулирование и быстрое и эффективное выполнение регулятивных функций. Кроме того, внутренняя структура регулятивных органов оказывает влияние на их способность совместно работать в рамках общей системы регулирования. В таблице 4.6.1систематизирован опыт зарубежных стран. Приведенные далее рекомендации должны помочь правительству в создании внутренне эффективных и четко взаимодействующих регулятивных органов. В частности, ими предлагается структура РКЭР и ТерЭК.
Схема регулирования в электропотреблении
Таблица 4.6.1
Страна | Регулирующий орган | Преимущества | Недостатки |
Нидерланды | Правительственное | Прямой контроль за политикой | Политическое вмешательство. Риск проведения противоречивой политики |
Великобритания | Независимый государственный орган подчиненный парламенту | Широкие полномочия. | Нет надобности в утверждении (в отличие от Федеральной Комиссии по регулированию в области энергетики) (FERS). Ведет к возникновению конфликтов |
США | Федеральные государственные органы и государственные органы на уровне штатов | Широкие полномочия назначения. Специализированный орган | Политические назначения. Весьма бюрократично |
Бельгия | Многочисленные агентства (правительство/ частный сектор/ | Достижение единого мнения | Недостаточная независимость |
Германия | Конкурирующие правительственные органы | Независимость. Исключает излишнее регулирование | Недостаточная власть. Отсутствие специализации |
Мексика | Независимые подразделения. Министерства энергетики | Широкие полномочия. | Политическое вмешательство. Эффективная власть. Смешанная реакция отрасли |
Республиканская комиссия по энергетическому регулированию
В рамках описанной регулятивной структуры на РКЭР возлагаются шесть основных функций:
- регулирование тарифов;
- лицензирование;
- разработка и утверждение кодексов и нормативов обслуживания;
- сбор и распространение информации и планирование ресурсов;
- разрешение споров;
- правоприменение.
Для эффективного выполнения этих функций РКЭР должна быть подготовлена к сбору и анализу огромного количества информации, при необходимости - в короткий срок. Кроме того, она должна обладать институциональной волей к реализации своей регулятивной роли в условиях существования крупных и мощных институтов.
Для обеспечения выполнения этих функций РКЭР представляла собой небольшую комиссию в составе нескольких членов, по крайней мере частично представленных техническими экспертами. Председатель РКЭР должен иметь широкие права делегирования заданий и возможность найма многочисленного персонала. Кроме того, предлагаемая структура РКЭР предусматривает ежегодное представление бюджета и подготовку материалов, информирующих население Казахстана о деятельности РКЭР. Учет этих рекомендаций позволит сделать РКЭР независимым и работоспособным регулятивным органом.
РКЭР должна состоять из нескольких членов.
Существуют две альтернативные структуры регулятивных органов: один администратор или комиссия из нескольких членов. Обычно наличие одного администратора считается более эффективным, чем комиссии из нескольких членов. Администратор в большей степени контролирует персонал и может быстрее принимать решения. С другой стороны, комиссия из нескольких членов считается политически более нейтральной, ее решения принимаются и функции РКЭР выполняются большим числом людей, и она менее подвержена постороннему влиянию и политическому вмешательству.
Численность современной РКЭР должна быть невелика.
Большая РКЭР позволяет обеспечить представление интересов различных групп и специалистов. С другой стороны, излишне большая РКЭР могла бы оказаться неповоротливой и испытывать трудности при принятии решений. Более того, большой состав комиссии может способствовать принятию "политических", а не "практических" решений.
Было бы оптимально, чтобы в ее состав входило пять членов. Такая численность представляется обоснованной рядом причин:
- Небольшая комиссия значительно повысит эффективность РКЭР и сократит сроки принятия решений. В то же время группа из пяти членов достаточно велика для представления интересов различных групп;
- Небольшой состав комиссии будет способствовать внесению каждым членом вклада в ее работу. Большая комиссия привела бы к распылению обязанностей ее членов, если не к принятию поверхностных решений. Небольшая численность группы обеспечит возможность содержательного диалога между ее членами, что было бы невозможно в большой группе. Поскольку в рамках предлагаемой регулятивной структуры на РКЭР возлагаются важные задачи контроля и стимулирования развития электроэнергетики, ее размер должен ограничиваться определенными пределами. Такие пределы позволят обеспечить согласие и единство цели между членами РКЭР и одновременно достаточные кадры для выполнения регулятивных функций.
РКЭР должна частично состоять из специалистов в важных технических областях.
Структура РКЭР должна определяться функциональной экспертизой, а не интересами различных групп. Хотя представление интересов различных групп в РКЭР. безусловно, имеет большое значение, законодательно должно быть предусмотрено представление определенных видов технической экспертизы, в число которых входят экономика, право, финансы/бухгалтерский учет, проектирование и управление. Естественно, что одно лицо может быть специалистом в нескольких подобных областях. Законодательство в области электроэнергетики должно требовать учета этих пяти функциональных направлений при отборе членов комиссии.
Членов РКЭР должен назначать премьер-министр.
Поскольку РКЭР создается в соответствии с федеральным законом, ее членов должен назначать член ПК высокого уровня. Наиболее уместным для этой цели представляется премьер-министр. Разумеется, все члены комиссии должны обладать минимальной квалификацией, установленной законом.
Члены РКЭР должны назначаться на определенный срок, и такие сроки должны быть дифференцированными.
Члены РКЭР должны назначаться на определенный срок и работать только в составе комиссии. Для обеспечения создания РКЭР как политически независимого органа ее членов следует назначать на срок в пять лет, и такие сроки должны быть дифференцированными. Так, ежегодно должен назначаться один новый член или повторно назначаться один из действующих членов. Рекомендуется, чтобы для первых членов комиссии были установлены различные сроки деятельности, обеспечивающие такую дифференциацию.
Также рекомендуется, чтобы каждый член имел право пребывать в составе комиссии не более двух пятилетних сроков. Первоначально назначенные члены смогут исполнять свои обязанности в течение первого срока плюс дополнительных пяти лег. Это преследует важную цель помешать возникновению постоянных союзов и влияния заинтересованных групп. В частности, ограничение пребывания в комиссии двумя сроками не позволит ее членам рассматривать эту работу как средство сделать карьеру. Кроме того, периодический приток новых управленческих кадров будет полезен для РКЭР.
Председатель КРЭР должен назначаться премьер-министром и наделяться правом делегирования полномочий и назначения должностных лиц.
Премьер-министр должен назначить одного из членов РКЭР Председателем и Исполнительным директором комиссии. Остальные четыре члена подотчетны Председателю. Председатель должен иметь право делегировать отдельным членам комиссии принятие решений, которые считаются решениями комиссии. Однако такое право не должно распространяться на определение тарифов и требований, предъявляемых к франшизам. Кроме того, решения отдельных членов комиссии, принятые в силу реализации права делегирования полномочий, могут быть обжалованы в комиссии. Наконец, Председатель должен иметь право найма и увольнения персонала.
Председатель РКЭР не подвергается ротации. На время своего отсутствия Председатель назначает одного из членов комиссии исполняющим обязанности Председателя, наделенного всеми его полномочиями.
На каждого члена комиссии должна быть возложена ответственность за выполнение определенного регулятивного задания.
Для каждого члена комиссии Председателем должна быть определена основная область его ответственности, например, реформа тарифов, нормативы функционирования, сервисные франшизы и нормативы бухгалтерского учета. Мы полагаем, что в этом случае эксперты будут отчитываться перед и работать непосредственно с отдельными членами комиссии. Через определенные промежутки времени должна производится ротация ответственности членов комиссии для расширения их знаний и опыта. Порядок распределения и ротации ответственности определяется РКЭР.
Каждый член РКЭР должен отвечать минимальным профессиональным критериям.
Члены РКЭР должны быть высококвалифицированными профессионалами, минимальные квалификационные требования к которым должны устанавливаться Законодательством в области электроэнергетики. Мы рекомендуем предъявлять в каждом случае следующие требования:
- наличие не менее десяти лет опыта работы в сфере управления, государственных органов или бизнеса;
- выдающиеся знания в области, которой занимается данный член комиссии;
- не менее пяти лет практического опыта в области, которой занимается данный член комиссии;
- соответствующий опыт работы в Казахстане;
- "чистое" личное дело, отражающее лояльность и честность.
Председатель РКЭР должен являться квалифицированным профессионалом, имеющим опыт работы в области управления.
Председатель РКЭР должен являться уважаемым и признанным лицом, обладающим не менее чем пятнадцатилетним опытом работы на высоких управленческих должностях. Председатель РКЭР должен иметь ранг главы Государственного комитета и обладать необходимой бухгалтерской/финансовой, инженерной, правовой или экономической подготовкой. Более того, Председатель РКЭР должен отвечать следующим минимальным квалификационным требованиям:
- не менее пятнадцати лет опыта работы в сфере управления, правительстве или бизнесе;
- выдающиеся знания в области управления, инжиниринга, финансов/бухгалтерии, права или экономики;
- не менее пяти лет опыта работы в Казахстане;
- "чистое" личное дело, отражающее лояльность и честность.
Законодательство в области электроэнергетики должно предусматривать постоянный профессиональный персонал РКЭР.
Большое значение имеет обеспечение РКЭР достаточным персоналом. РКЭР потребуется высококвалифицированный профессиональный персонал, обладающий определенными знаниями и опытом.
Мы предполагаем, что его численность должна составлять от ста до двухсот человек, по 30 профессиональных специалистов для каждого из функциональных отделов РКЭР. Этим профессионалам должен быть придан квалифицированный вспомогательный персонал для выполнения различных необходимых функций, таких как бухгалтерский учет, исследование человеческих ресурсов, ведение библиотеки, выполнение секретарских обязанностей и других административных функций.
Одним из важнейших вопросов, связанных с членами комиссии и профессиональным персоналом, является оплата труда. Для обеспечения эффективного функционирования предлагаемой структуры их труд должен оплачиваться. Кроме того, оплата должна быть достаточно высокой, чтобы привлекать необходимых талантливых людей и специалистов к работе РКЭР. В частности, членам комиссии должна выплачиваться заработная плата в размере, ограждающем их от финансового давления и подкупа со стороны различных заинтересованных групп. Профессиональный персонал должен получать вознаграждение, соразмерное его способностям и знаниям.
Членам и персоналу РКЭР должно быть запрещено владеть акциями предприятия по производству, передаче, распределению электроэнергии или оказанию посреднических услуг. Такой запрет должен распространяться на владение какими-либо родительными или дочерними компаниями организаций, входящих в состав электроэнергетической отрасли.
Региональные энергетические комиссии (ТерРЭК)
За определенными исключениями внутренняя структура ТерЭК должна совпадать с предложенной выше структурой РКЭР. Ниже приводится перечень тех аспектов рекомендуемой структуры ТерЭк, которые отличаются от структуры РКЭР.
- Кандидатов в члены ТерЭК должны назначать местные органы власти.
- Члена ТерЭК должны проживать в регионе, обслуживаемом данной ТерЭК.
- Председателя каждой ТерЭК должен назначать Председатель РКЭР.
- Профессиональный персонал каждого отдела ТерЭК должен составлять примерно 10 человек.
- Бюджеты ТерЭК должны представляться в РКЭР для утверждения до включения в государственный бюджет.
- Разделение полномочий между субъектами регулирования Полномочия правительства:
- Разработка политики в области газовой промышленности;
- Все вопросы, связанные с разведкой и добычей;
- Налоги и субсидии;
- Технические вопросы, а также вопросы безопасности и экологии.
Полномочия нормативных органов:
- Выпуск разрешений и условий для их выдачи (например, лицензий);
- Разработка механизмов контроля за ценами и наблюдения за ними, а также обеспечения правоохраны;
- Разработка и правоохрана других условий и стандартов на поставку;
- Общее наблюдение за условиями и общая правоохрана
Нормативы на производство электроэнергии:
- Получение блоков земельных участков под строительство или расширение производства;
- Условия и требования к производству электроэнергии;
- Оценка и утверждение технических предложений на инфраструктуру;
- Финансовые условия, объемы поставки товара в рынок электроэнергии;
- Стандарты в области:
- безопасности,
- эксплуатации,
- экологии.
Нормативы для транспорта электроэнергии:
- Разрешение на эксплуатацию линий электропередачи и определение условий доступа к ним;
- Система налогообложения;
- Стандарты в области:
- безопасности,
- эксплуатации,
- экологии.
Нормативы для потребителей:
- Доступ и разрешение;
- Разрешение на поставку электроэнергии;
- Политика в области использования электроэнергии, энергосбережение;
- Стандарты в области:
- безопасности,
- эксплуатации.
- экологии.
Охрана здоровья и окружающей среды:
- Укрепление социального климата в организации;
- Политика в области экологии;
- Законодательство и нормативы в области обеспечения безопасности, здоровья и окружающей среды, правоохрана их выполнения;
- Концепция наилучшего практически возможного в области экологии.