Содержание материала

В связи с началом правительственной программы интеграции в мировую экономику, перед электроэнергетическими предприятиями Казахстана поставлены две основные задачи:

  1.  определение соответствующей рыночной структуры для развития электроэнергетики Казахстана;
  2. подготовка законодательной и регулятивной базы, в том числе всех законодательных актов, для создания правовой основы, на которой сможет функционировать и развиваться энергетика.

В качестве основных задач регулирования в электроэнергетике специалисты Министерства энергетики и компании Latham & Watkins ставят следующее:

  1. Способствовать эффективному функционированию электроэнергетического сектора;
  2. Обеспечивать надежность и безопасность его функционирования;
  3. Защищать права потребителей электроэнергии;
  4.  Обеспечивать создание достаточных мощностей для удовлетворения потребностей потребителей электроэнергии;
  5. Сводить к минимуму бюрократические процедуры и затраты на регулирование.

Система регулирования электроэнергетики должна:

  1. Сохранить положительные черты современной системы как единого комплекса;
  2. Поддерживать цены на социально приемлемом уровне;
  3.  Справедливо распределять прибыль от реформы энергетического сектора Казахстана;
  4. Стимулировать частные инвестиции в электроэнергетику Казахстана;
  5. Повышать роль конкуренции как фактора рыночного регулирования;
  6. Создавать экономические предпосылки для эффективного использования энергии и охраны окружающей среды.

Основными регулятивными органами станут:

  1. Республиканская комиссия по энергетическому регулированию (РКЭР) на государственном уровне;
  2. Территориальные энергетические комиссии (ТерЭК) на местах.

Основной задачей РКЭР будет регулирование оптовых операций. Дополнительно в географических регионах будут созданы ТерЭК, ответственные за регулирование энергетических операций на местах. Законодательство в области электроэнергетики определит постоянный статус РКЭР и ТерЭК, их предполагаемые регулятивные функции и полномочия.
РКЭР должна регулировать межрегиональные аспекты функционирования электроэнергетического сектора, а ТерЭК - удовлетворение местных нужд.
Рабочая группа нормативно правового закрепления (ΡΓΉΠ3) полагает, что электроэнергетика Казахстана должна в основном регулироваться РКЭР, которая будет отвечать за создание оптового рынка электроэнергии и регулирование аспектов монопольной передачи и распределения. С другой стороны ТерЭК должны быть наделены правом регулировать розничный рынок и удовлетворять местные нужды. Такое распределение полномочий между одной центральной и несколькими региональными комиссиями учитывает относительные преимущества регулирования на обоих уровнях. Разделение регулятивной ответственности на основе ее практических аспектов будет способствовать обеспечению эффективности электроэнергетического сектора.
Характер электроэнергетического сектора диктует необходимость системного подхода к некоторым аспектам отрасли. Примерами таких аспектов являются оптовый рынок электроэнергии, межрегиональная передача энергии и импорт и экспорт энергии системой. Центральная комиссия типа РКЭР является единственным реальным средством решения мультирегиональных проблем.
Наличие центральной регулятивной комиссии в Казахстане целесообразно и с практической точки зрения. Ресурсов, имеющихся в распоряжении региональных или местных органов власти, по-прежнему недостаточно для регулирования оптовых или розничных рынков электроэнергии без руководства и поддержки со стороны федерального правительства. Более того, система, построенная на основе независимых региональных комиссий представляет опасность разработки в регионах несовпадающей политики регулирования и появления потенциальной возможности неодинакового применения нормативов и механизма принуждения к их выполнению.
РКЭР должна обеспечивать гармонизацию процедур ТерЭК. Это обеспечит проведение единой регулятивной политики в различных регионах Казахстана, а также помешает искажению национального рынка электроэнергии вследствие установления тарифов, определяемых политическими, а не экономическими факторами.
Отдельным вопросом является число создаваемых ТерЭК. Предложено создание 19 отдельных ТерЭК, по одной в каждой области Казахстана.
Каким бы не было число ТерЭК, такие комиссии будут обладать уникальной возможностью регулирования розничного рынка. Кроме того, ТерЭК лучше всего справятся с решением вопросов защиты конкретных потребителей вследствие своей близости к потребителям и прямых контактов с розничными поставщиками электроэнергии.
Полномочия РКЭР должны обеспечивать устранение возможности взаимоналожения сфер деятельности.
РКЭР не должна выполнять все функции федерального регулирования. В частности, существуют различные правительственные органы Казахстана, обладающие достаточной компетенцией для возложения на них регулятивных обязанностей. Например, Министерство экологии и биоресурсов (Министерство экологии), возможно, является наиболее подходящим органом для регулирования природоохранных вопросов, а Министерство финансов (или недавно созданная Государственная комиссия по ценным бумагам) должно регулировать операции с ценными бумагами, как и в других секторах экономики Казахстана. Распределение регулятивных обязанностей между другими правительственными органами способствует сокращению нагрузки на центральный регулятивный орган, препятствует дублированию и позволяет избежать несоответствующих результатов. В число федеральных органов власти, которые могут оказать содействие в различных аспектах регулирования, входят:

  1. Минэнерго - политика в области топливно-энергетического комплекса;
  2. Министерство экономики - экономическое планирование;
  3. Министерство экологии - природоохранные вопросы;
  4. Министерство финансов (или Государственная комиссия по ценным бумагам) - операции с ценными бумагами;
  5. Государственный антимонопольный комитет - концентрация рыночной власти;
  6. Госкомимущество - приватизация.

Члены РКЭР и ТерЭК должны быть ограждены от политического давления.
Автономность и независимость РКЭР и ТерЭК должны подкрепляться определением условий их деятельности, позволяющих комитетам контролировать собственный бюджет и нанимать, увольнять и повышать в должности свои кадры.
Независимость регулятивных комиссий необходима для достижения нескольких указанных выше целей. В частности, комиссии должны принимать жесткие тарифные решения для обеспечения справедливого отношения к различным группам потребителей. Кроме того, комиссии должны обладать институциональными возможностями принуждения к выполнению лицензионных требований, в том числе нормативов безопасности.
Для обеспечения эффективности регулирования важно, чтобы народ Казахстана воспринимал его как справедливое и обоснованное. Одной из указанных выше задач электроэнергетики Казахстана является защита прав потребителей. Потребителей необходимо информировать об их правах, чтобы они мо) ли ими пользоваться. С этой целью предлагаемая правовая основа должна содержать доступные и легко понятные нормы. Кроме того, цели регулирования должны быть понятны непосвященному читателю. Важные правила и регулятивные решения следует публиковать в общенациональных и соответствующих местных средствах массовой информации.