Содержание материала

В Англии программа предусматривала дерегулирование за счет создания в промышленном секторе условий для конкуренции между государственными и частными компаниями и денационализацию путем выпуска большого числа акций и объявления в них открытой подписки. Вследствие того, что национальный и международный рынки капитала в Англии характеризуется высокой степенью развития, выпуск акций не создал существенных проблем для правительства. Вместе с тем, поскольку одна из преследуемых целей заключалась в обеспечении распространения этих акций среди большого числа собственников, была развернута широкая рекламно-пропагандистская кампания. Для успешного проведения подписки правительству было необходимо принять меры к тому, чтобы значительным образом перестроить структуру задолженности компаний, а также покрыть связанные с этим расходы и взять на себя обязательства по выплате пенсий для обеспечения экономической жизнеспособности приватизированных предприятий. Проблемы учета возникали в тех случаях, когда планировалось приватизировать лишь часть того или иного государственного предприятия. Предметом тщательного анализа стал вопрос о распределении доходов и расходов между соответствующими отчетными периодами. Во многих случаях отсутствовала надлежащая учетная документация. Кроме того, когда при оценке стоимости активов использовались обычные коммерческие стандарты, необходимо было производить корректировку для изменения сроков амортизации, а также списания одних и капитализации других расходов прошлых периодов.
Франция. Приватизация осуществлялась главными образом путем размещения акций на биржах и их продажи служащим. Для обеспечения результативности этого процесса требовались значительное усилия в области планирования и контроля. Наиболее крупной из возникших проблем явился выбор предположений и основ, наиболее подходящих для оценки предприятий. Проблемы в области бухгалтерского учета и отчетности во многих случаях практически не возникали, поскольку французские предприятия используют коммерческие системы финансового учета. Однако значительные проблемы могут возникнуть при выборе компонентов предприятий, подлежащих передаче в частные руки. Счета и операции зачастую отражают одновременно деятельность различных сегментов крупных предприятий, и поэтому на них нельзя опираться при оценке прошлой или планировании будущей деятельности отдельного компонента предприятия.
Венгрия. До настоящего времени приватизация в большинстве случаев осуществлялась за счет создания совместных предприятий, спонтанной приватизации, публичной подписи и проведения торгов. Обеспечить соблюдение поставленных правительством сжатых сроков было сложно по причине отсутствия капитала, неясности в отношении прав собственности, неадекватности учета и финансовой информации, а также негибкого характера мер государственного регулирования. Несмотря на нехватку капитала, правительство возражало против введения в действие систем купонных инвестиций, которые применяются в других странах Центральной и Восточной Европы, опасаясь того, что права собственности на предприятия могут приобрести слишком "размытый характер". Это решение, по-видимому, несколько слабеет, потому что, хотя программа Венгрии осуществлялась быстрее и дальше, чем где-либо, предстоит еще многое сделать, чтобы достичь цели, поставленной правительством и заключающейся в приватизации половины экономики. Новое законодательство и, в частности, новый закон об учете должны позволить улучшить положение. В отношении финансовых отчетов за периоды, предшествующие приватизации, используются данные за прошлые годы за исключением случаев, связанных с привлечением иностранного капитала. В этих случаях Управление государственного имущества требует представления независимой оценки текущей рыночной стоимости. Законом также предписывается проведение ревизий независимыми бухгалтерами.
Германия является единственной в своем роде страной, имеющей опыт приватизации в условиях двух существенным образом отличающихся друг от друга макроэкономических структур: рыночной экономики бывшей Федеративной Республики

Германии и планового хозяйства бывшей Германской Демократической Республики, которое в настоящее время быстрыми темпами преобразуется в экономику рыночного типа. До объединения Германии явилось стремление сократить объем государственных субсидий в тех секторах экономики, в которых сохранение государственной собственности утратило практический смысл. Для достижения этой цели были приняты меры по размещению большого числа акций через национальный и международный рынки капитала, которые в бывшей Федеративной Республике Германии были хорошо развиты. После проведенной 1 июля 1990 года в бывшей Германской Демократической Республике валютной реформы осуществляемая федеральным правительством программа приватизации стала важным элементом процесса перехода от планового хозяйства к рыночной экономике. Правительство пришло к выводу о том, что наиболее быстрым путем проведения приватизации является продажа мелких предприятий их управляющим и работникам, а более крупных предприятий - другим действующим компаниям. Одну из важных проблем представляет собой адекватность фондов приватизируемых предприятий в бывшей Германской Демократической Республике, и правительство решает эту проблему, используя прочно сложившуюся финансовую инфраструктуру Германии и субсидируя инвестиции. До начала приватизации того или иного предприятия бывшей германской Демократической Республики составляется начальная балансовая ведомость, в которой активы учитываются как активы действующего предприятия с пересчетом показателей стоимости в ценах приобретения в показатели стоимости в текущих ценах, как того требует германское законодательство. При подготовке начальных балансовых ведомостей в силу ряда проблем в области учета, особенно в том, что касается оценки стоимости, имели место значительные задержки.
Чехословакия. Наиболее важной чертой этого перехода является стремление обеспечить быструю передачу собственности из государственного сектора в частный. Мелкие предприятия приватизируются быстрыми темпами, фактически в течение одного года, а приватизацию средних и крупных государственных предприятий планируется осуществить в течение следующих пяти лет. Для распоряжения активами как мелких, так и крупных приватизируемых предприятий, был создан Национальный фонд собственности, являющийся самостоятельным юридическим лицом. Для передачи активов в частные руки используются такие методы, как проведение открытых аукционов, объявление публичной подписки на акции или создание акционерных компаний. Из-за нехватки капитала в частном секторе иностранным инвесторам разрешается вкладывать капитал в крупные приватизируемые предприятия, а для того, чтобы возможность вкладывать капитал в бывшие государственные предприятия имелась у населения, была разработана система купонов. Система учета, использовавшаяся при централизованном планировании, модернизируется для удовлетворения потребностей экономики рыночного типа. Для составления вступительных балансов производится оценка стоимости осязаемых и неосязаемых активов, а также пассивов предприятий, отобранных для приватизации. Общей проблемой при проведении стоимостной оценки является нехватка как качественных данных, так и данных за прошлые периоды для целей сопоставления.
Польша. Быстрыми темпами идет процесс продажи мелких и средних предприятий или их сдачи в краткосрочную или долгосрочную аренду предпринимателям. Крупные предприятия реорганизуются и распродаются местным и иностранным инвесторам путем объявления публичной подписки на акции или их продажи на аукционах. Как и в других станах, осуществляющих переход к экономике рыночного типа, в Польше ощущается нехватка отечественного капитала для вложения в торгово-промышленные предприятия, и процесс привлечения иностранного капитала очень затруднен. Ограничения на иностранные инвестиции и нестабильная политическая обстановка препятствуют значительному притоку нового капитала в Польшу, однако новый законодательный акт, недавно принятый парламентом должен изменить эту ситуацию. Хотя объем операций на новой фондовой бирже ограничен, он постепенно расширяется.
Предоставление надлежащей финансовой информации инвесторам и управляющим в условиях рыночной экономики является проблемой для всех стран, в которых системы бухгалтерского учета обслуживали потребности центральных плановых органов. В Польше формируется соответствующая система бухгалтерского учета и осуществляется подготовка преподавателей и бухгалтеров. На стадии организационного становления находится ассоциация дипломированных бухгалтеров. В этих условиях стоимостная оценка активов и обязательств предприятий затруднена, поскольку данные за прошлые годы мало чем помогают прогнозированию будущих результатов хозяйственной деятельности. Процесс стоимостной оценки еще более осложняют высокие темпы инфляции.
Мексика. Основные методы, которыми правительство пользовалось до сих пор в достижении своих целей, заключались в проведении торгов и объявлении открытой подписки на акции. Конкретные сделки осуществляются одним из коммерческих банков страны по поручению министерства финансов и государственного кредита. В Мексике хорошо налажена система стандартов учета и бухгалтерское дело. Однако ввиду гиперинфляции в последние годы возникла необходимость корректировки на основе общих индексов цен и оценок экспертов финансовой информации за истекший период, использовавшейся для оценки деятельности компаний. Банки и другие финансовые учреждения в Мексике используют отвечающие требованиям правительства в отношении их соответствующих отраслей промышленности принципы учета, которые не совпадают с международными стандартами. Эту проблему еще предстоит решить. Кроме того, необходимо рассматривать в каждом случае при приватизации предприятия вопросы соответствующего начисления расходов в связи с обязательствами по охране окружающей среды и потенциальными обязательствами в отношении увольняемого персонала.
Судан. Суданская экономика испытывала трудности в течение продолжительного периода времени. Большинство проблем было результатом чрезмерного контроля и вмешательства в деятельность находящихся во владении государства предприятий, которые действовали практически в каждом секторе экономики. В 1990 году правительство начало программу полной перестройки налоговой и денежной политики страны, включая приватизацию большинства крупнейших государственных предприятий страны. Оценка стоимости была главной проблемой в операциях приватизации, главным образом из-за очень высокой инфляции и отсутствия достаточного числа квалифицированных специалистов по финансовой отчетности в государственном и частном секторах экономики. В предыдущие годы бухгалтерская отчетность государственных предприятий зачастую не соответствовала международным стандартам, что еще больше затрудняло оценку. В настоящее время правительство широко пользуется услугами международных консультантов и профессиональных бухгалтеров в стране для оценки стоимости предприятий. Оно считает свои экономические программы успешными, поскольку с момента начала осуществления программы валовой внутренний продукт ежегодно увеличивался на 9,6%, объем сельскохозяйственного производства возрос на 90% и излишки продукции экспортируются, государственные предприятия в настоящее время функционируют рентабельно и национальный бюджет сбалансирован.