Содержание материала

По данным анализа западных экспертов различных электроэнергетических систем в условиях рыночной экономики в большинстве развитых стран (все страны Западной Европы, некоторые страны Восточной Европы, Северной Америки, Бразилия и Аргентина, Япония, Китай, Индонезия) наблюдается одинаковая логика функционирования электроэнергетики. Это:

  1. Прежде всего, сильная координация производства и передачи на обширных территориях с единой эксплуатирующей организацией системы производства и передачи в каждой зоне в целях эффективности экономики, обеспечения снабжения и качества обслуживания;
  2. Монополия транспортного обслуживания и снабжения:
  3. Особые отношения с поставщиками оборудования и топлива, с финансовым миром, так как именно здесь определяется стоимость киловатт-часа;
  4. Доминирующее вмешательство государственных властей, контролирующих использование общественного достояния и оказывающих сильное воздействие на выбор капитальных вложений и уровень тарифов. Одновременно существует некоторая конкуренция с самопроизводством и с другими видами энергии на уровень окончательного использования.

Структура энергетической отрасли в различных странах мира выглядит следующим образом.
США. Производство, распределение и сбыт электроэнергии находится в руках одной компании, обслуживающей определенный район - несколько штатов, один штат, часть штата в зависимости от истории развития. Кроме того в состав энергокомпаний входят и газотранспортные предприятия, поэтому часть их называется газоэлектрокомпанией. Намечается перестройка административно-хозяйственного управления
электроэнергетикой, предусматривающая усиление роли Федеральной комиссии по регулированию в энергетике и потерю позиций соответствующих комиссий на уровне штатов, которым инкриминируется местнический подход.
Канада. Производство, транспорт, распределение электроэнергии находится в руках региональных акционерных компаний, действующих в рамках штатов (провинций). Например компания “Саскнауэр”, действующая в провинции Саскагеван имеет 2750 МВт установленной мощности и 13,16 млрд. кВт. ч выработки.
Франция. Электроэнергетика национализирована, а государственное электроэнергетическое объединение Электрисите де Франс (ЭдФ) по существу является энергетическим управлением Франции. ЭдФ принадлежит 90% (по мощности) электрических станций страны, все магистральные линии электропередачи 400. 225 и 1 50 кВ и распределительные сети 15, 20, 45, 90 кВ.
Бельгия. Две энергокомпании, объединяющие производителей электроэнергии- электростанции, частная компания - 95% производства и государственная - 5% производства, частные промышленные электростанции. Государственная компания образовалась в результате слияния трех мелких компаний. Две транспортные компании, 90% акций которых принадлежит производящим компаниям в соответствии принадлежности мощности. Распределением электроэнергии занимаются мелкие местные компании.
Дания. Производством электроэнергии занимаются 11 независимых электрогенерирующих компаний, объединенных в две не связанных юридически между собой ассоциации. Распределением электроэнергии занимаются около 110 различных компаний, самая крупная из них обслуживает 460 тыс. абонентов в районе Северо-Запада от Копенгагена.
Голландия. Электростанции объединены в четыре электропроизводящих компании (ассоциации). Каждая электростанция имеет законченный финансовый баланс, расчетный счет и т. д. Распределением электроэнергии занимаются самостоятельные распределительные компании, обслуживающие определенную территорию.
Испания. Электростанции находятся во владении пяти электропроизводящих компаний различных форм собственности. Законодательно определено, что транспорт электроэнергии осуществляет Национальная энергетическая компания, осуществляющая покупку электроэнергии у электропроизводящих компаний, импорт электроэнергии из Франции и продажу ее распределительным компаниям. Распределением электроэнергии занимаются около 100 самостоятельных распределительных компаний.
Финляндия. Производством электроэнергии занимаются несколько акционерных компаний и отдельные частные электростанции. Крупнейшая компания “Иматраи Войма Ой” - 44% от установленной мощности электростанций Финляндии, 35% выработки электроэнергии от всей потребляемой в стране. Транспорт электроэнергии осуществляют несколько акционерных компаний, крупнейшая из которых “Иматраи Войма Ой” 52% от всех ВЛ 400/220/110 кВ. Распределением электроэнергии занимаются около 160 распределительных частных акционерных компаний.
Англия и Уэльс. Три основные компании производители: Нэшнл Пауэр - владеет 35 электростанциями общей мощностью 26623 МВт, Пауэт Джен - владеет 17 электростанциями установленной мощностью 16552 МВт, Нуклеар Электрик - владеет 12 ядерными электростанциями установленной мощностью 8363 МВт. Национальная сетевая компания (NGC) владеет и управляет работой системы электропередач, координирует работу основных электростанций Англии и Уэльса, ей принадлежат электрические сети напряжением 275-400 кВ с понижающими трансформаторами, питающие сети региональных энергокомпаний (REC) и крупных потребителей, межсистемные связи с Францией и Шотландией, гидроаккумулирующие электростанции. Распределением электроэнергии занимается 12 региональных энергокомпаний (REQ.
Шотландия. Скотиш Гидро-электрик - Северная Шотландия, интегрированная компания, занимающаяся производством, передачей, распределением и поставкой электроэнергии. Компания владеет гидро- и гидроаккумулирующими станциями, станциями на природном топливе с мощностью 1789 МВт, а также имеет контрактный доступ к 1256 МВт; 25% от мощности Скотиш Нуклеар и долю от мощности электростанции на угольном топливе, принадлежащей Скотиш Пауэр.
Во всех станах Европы есть Национальная энергетическая система с диспетчерским центром, который управляет не только надежностью и устойчивостью энергосистемы страны, но и, главным образом, определяет стоимость закупаемой у производящих компаний электроэнергию. Диспетчерские центры компаний осуществляют такие же функции относительно своих энергопредприятий. Естественно, что электростанции с дорогой электроэнергией будут вытесняться в пиковую часть, если и там им найдется место. Чтобы удержать сбыт электростанциям приходится изыскивать меры по снижению себестоимости. Отсутствие сбыта - финансовый крах для предприятия.
Таким образом, высшей целью деятельности всех вышеописанных структур является достижение максимально возможной прибыли в рамках жесточайших ограничений, устанавливаемых регулятивными органами за счет снижения себестоимости своих действий.
При этом независимо от того государственные или приватизированные (а это определяется лишь долей акций, находящихся в руках государства) составляющие структуры в каждой стране установлены единые правила хозяйствования.
Каждая из названных систем организации управления и функционирования энергетики имеет определенные достоинства. Североамериканская исторически сложившаяся система с единым циклом производства, транспорта и распределения в одних руках, но с различными тарифами предопределяет размещение энергоемких производств. Они создавались ранее и в настоящее время там, где есть источники дешевой энергии и в требуемых количествах. А образование таких источников связано с наличием в каких-либо районах дешевых источников энергоресурсов - либо гидравлических, либо дешевых энергетических углей открытой добычи. Там широко развиты связки: угольный карьер - тепловая электростанция, действующие в составе одного предприятия. Поэтому в одних энергосистемах отпускной тариф на уровне 10 цент/кВт.ч, в других не более 1 цента/кВт.ч.
Следует отметить, что в этом американцы не следуют своим советам нам в том, что стоимость товара определяется только его потребительскими свойствами, а не издержками на его производство. В этом коренное отличие всех других, где дифференциация отпускных тарифов проводится только по категориям потребителей, а не по месту их размещения.
В странах Европы, как видно из вышеприведенного, преобладает тенденция разделения функций производства, транспорта и распределения электроэнергии, даже если и функциональные компании действуют в рамках одного концерна.
При этом наличие всего одной, а чаще двух-трех энергопроизводящих компаний, продающих электроэнергию электрическому ПУЛу (транспортная компания) при возможности ПУЛа закупать более дешевую электроэнергию в соседних государствах, создают достаточно напряженную конкуренцию среди производителей. В условиях конкуренции руководство компаний вместе с руководством отдельных электростанций принимают все возможные меры для снижения себестоимости производства.
И как видно из приведенного краткого обзора, во всех странах существуют те или иные формы объединения производителей электроэнергии. В то же время существуют отдельные независимые производители электроэнергии, промышленные электростанции. Но такие формы являются не правилом, а исключением.
Руководство объединениями производителей-компаний осуществляется за счет собственных и привлеченных средств:

  1. строительство новых электростанций;
  2. реконструкция действующих;
  3. реализация топливной политики на принадлежащих компаниям электростанциях;
  4. все другие функции централизованного управления.

Трудно выяснить правила игры (принципы взаимодействия) между компанией и ее субъектами-электростанциями. В частности о количестве (доле) средств перечисляемых электростанциями в распоряжение руководства компании и наоборот, а также о принципах компенсации финансовых инвестиций электростанциям. Все это является, по заверениям зарубежных гостей, коммерческой тайной.
Обзор зарубежного опыта показывает следующие тенденции структуризации энергетики:

  1. Разделение функций производства, передачи и распределения электроэнергии.
  2. Создание нескольких производящих компаний, объединяющих производителей либо по виду топлива (ядерной, гидравлической), либо по территориальному признаку, либо рассеянных по методу случайных чисел (как в Англии тепловые электростанции);
  3. Совладение производящими компаниями электростанциями других компаний или государств (покупка части пакета акций электростанций). Такие примеры известны в Финляндии, Голландии, Англии;
  4. Частичный перенос деятельности производящих компаний в другие страны за счет создания объектов по формуле “BOOT” - строю, владею, продаю. Пример фирма “Трактебель”, “Литвин Коджен технолоджес”;
  5. Создание ограниченного числа транспортных компаний;
  6. Создание множества самостоятельных распределительных муниципальных компаний не объединенных между собой, но в какой-то мере (в виде проданных акций), зависящих от транспортных и производящих компаний.