Содержание материала

Регулирование тарифов будет играть важную роль в развитии электроэнергетики Казахстана как на оптовом, так и на розничном уровне. На оптовом уровне регулирование должно способствовать созданию эффективного, надежного и основанного на реальных затратах оптового рынка энергии. Оно также должно способствовать развитию конкуренции. Иными словами, регулирование должно обладать достаточной гибкостью для обеспечения его модификации по мере развития рынка.
На розничном уровне органы тарифного регулирования должны ставить задачу ограничения монополистических, тенденций распределительных франшиз и защиты потребителей энергии. Как на оптовом рынке, розничное тарифное регулирование должно быть направлено на эффективное использование фондов и продажу энергии по экономически оправданной цене. На обоих уровнях тарифное регулирование должно быть прозрачным и понятным населению и электроэнергетике.
Рекомендуя изменения для системы Казахстана, следует иметь в виду генеральные цели тарифного регулирования, которые включают: (1) разрешение продавцам окупать свои затраты на оказание услуг, в том числе получать достаточную прибыль для финансирования капитальных усовершенствований и нового строительства; (2) защиту потребителей от неоправданно высоких цен; (3) стимулирование эффективности за счет определения зависимости рентабельности компании от ее способности сокращать затраты; (4) стимулирование эффективного потребления электроэнергии за счет определения тарифов, реагирующих ценами на относительную доступность электроэнергии. В конечном счете тарифы на снабжение электроэнергией должны отражать стоимость оказания услуг. Такие тарифы, очевидно, будут отличаться по времени, классам потребителей и видам услуг.

Современный порядок тарифообразования должен быть пересмотрен для устранения политического влияния.
Современная систему определения тарифов предусматривает значительный вклад других правительственных органов Казахстана: Государственный комитет Казахстана по ценовой политике и Министерство экономики по-прежнему производят основные тарифные расчеты. В результате этого тарифообразование испытывает существенное политическое влияние. Для привлечения частных инвесторов на рынок Казахстана современная система решений должна быть пересмотрена для устранения такого политического влияния. Кроме того, экономическое регулирование в Казахстане должно стать значительно более прозрачным.
РКЭР должна устанавливать тарифы для следующих операций в сфере электроэнергетики:

  1. Оптовые закупки энергии у производящих ее компаний;
  2. Оптовая продажа энергии Энерго;
  3. Услуги КЭ по передаче и управлению распределением энергии;
  4. Прямая продажа энергии крупным потребителям Системы электроэнергетики (если это разрешено);
  5. Продажа энергии за границу;
  6. Ценовой энергетический ПУЛ.

Каждая ТерЭК должна устанавливать тарифы на следующие операции в сфере электроэнергетики:

  1. Продажа Энерго энергии розничным потребителям;
  2. Услуги по "низковольтной передаче" энергии на региональном уровне;
  3. Определение потребностей в приобретении энергии поставщиков за пределами Системы электроэнергетики (в пределах допустимого).

На розничном рынке ТерЭК должны использовать тарифообразование на основе стоимости оказания услуг.
На розничном рынке ТерЭК должны нести основную ответственность за утверждение тарифов. Существуют две основных модели тарифообразования на розничном уровне: на основе стоимости оказания услуг и индексации.
В рамках модели стоимости оказания услуг регулятивный процесс начинается с просьбы Энерго к ТерЭК утвердить тарифы на электроэнергию. Первоначально ТерЭК разрешит Энерго взимать с потребителей суммы, выплачиваемые КЭ за оптовые услуги. Затем ТерЭК проанализируют эксплуатационные расходы Энерго и примут решение о том, какие из них допустимы. Затем ТерЭК установят "тарифную базу" путем определения чистых капитальных инвестиций, производимых Энерго. Капитальные инвестиции включают осязаемое имущество, такое как установки и оборудование, а также неосязаемое имущество, например, оборотный капитал и аренду.
Существуют альтернативные варианты оценки капитальных инвестиций. В частности, установки и оборудование могут оцениваться по своей первоначальной стоимости. Однако, учитывая возможные инфляционные тенденции в Казахстане, более рациональным может быть вариант оценки по восстановительной стоимости.
Затем эти сведения используются при определении Энерго "стоимости оказания услуг" (денежной суммы, необходимой для покрытия ими переменных и постоянных издержек, в том числе справедливой нормы прибыли на инвестицию). Такие расчеты обычно производятся на основе затрат и объема продаж Энерго за определенный "испытательный период", то есть выбирается определенный прошедший или перспективный период, и определяются доходы, необходимые для покрытия предполагаемых затрат Энерго за этот "испытательный период".
Окончательным этапом является определение тарифов. Подлежащая восстановлению стоимость оказания услуг умножается на предполагаемый объем продаж и подытоживается, при этом ожидаемые итоговые доходы равны стоимости оказания услуг. Эти тарифы остаются в силе до производства следующих расчетов. Расчет тарифов должен производится регулярно.
Тарифы не должны быть низкими, чтобы носить конфискационный характер. Поскольку в Казахстане отсутствуют конституционные или судебные прецеденты обеспечения неконфискационного характера тарифов, Законодательство в области электроэнергетики должно устанавливать основные критерии, которые должны соблюдать ТерЭК во избежание конфискационных результатов. Кроме того, Энерго должны иметь возможность прекращать обслуживание потребителей, не оплативших счета на электроэнергию за определенный срок.
РКЭР должна заставить всех участников рынка использовать единую систему учета обеспечения справедливого тарифообразования.

Допуская применение модели стоимости оказания услуг, отметим, что одним из краеугольных камней успешного тарифообразования является создание единой системы учета для всех участников рынка. РКЭР и каждая ТерЭК должны считать одной из своих основных задач создание единых правил учета для использования во всех расчетах затрат на оптовом и розничном уровнях. Такой порядок должен использоваться КЭ в системе учета, а также при подготовке данных об оптовых ценах, представляемых в РКЭР.
РКЭР должна регулировать тарифы для энергетических пулов и контрактов на производственные мощности.
Производители энергии должны получать отдельную плату за энергию и производственные мощности. Энергия должна оплачиваться производителям при ее отпуске по наивысшей цене предложения за каждый час отпуска. Каждый производитель энергетического пула должен получать плату, равную наивысшей цене предложения в пуле. Учитывая, что на завершающем этапе еще будут работать "старые станции", они должны продолжать получать плату на основе реальных издержек. Оплата КЭ производственных мощностей должна осуществляться в соответствии с индивидуальными контрактами. Все подобные контракты подлежат регулированию со стороны РКЭР.
Кроме того, все контракты между ЕЭ и Энерго должны определять цену передачи энергии по национальной сети. РКЭР должна регулировать такую цену, включающую затраты КЭ на передачу и управление распределением, а также регулируемую маржу, позволяющую КЭ получать справедливую прибыль.