Содержание материала

Назначение и конструкция.

Ленточный конвейер предназначен для приема топлива от питателя при перемещении его на другой конвейер и в конечном счете в бункере парогенераторного цеха. Устройство ленточного конвейера показано на рис. 153.
Тяговым и несущим элементом ленточного конвейера является движущаяся лента, натянутая вокруг двух или нескольких вращающихся барабанов. Загружаемое на ленту топливо перемещается к месту подачи.
Топливо с ленты выгружают в любом месте при помощи специальных устройств. Ленточными конвейерами перемещают топливо в горизонтальном направлении или наклонно. Возможно также перемещение попеременно в две противоположные стороны (реверсивные конвейеры).
На электростанциях применяют только конвейеры с текстильными прорезиненными лентами.

Рис. 153. Ленточный конвейер:
1 — концевой барабан, 2 — загрузочная воронка, 3 — верхняя роликовая опора, 4 — опорная металлическая конструкция (каркас), 5 — нижние роликовые опоры, 6 — бесконечная лента, 7 — головной барабан, 8 — разгрузочная головная воронка, 9 — щетка для очистки верхней рабочей поверхности ленты, 10 — редуктор, 11 — электродвигатель

Ленточный конвейер состоит из следующих основных узлов (см. рис. 153): опорной металлической конструкции (станины) 4, на одном конце которой установлен приводной (головной) барабан 7, а на другом — концевой барабан 1 с натяжным устройством. Вдоль опорной конструкции размещены верхние 3 и нижние 5 роликовые опоры, поддерживающие натянутую бесконечную ленту 6, огибающую головной и концевой барабаны. Приводной барабан вращается электродвигателем через редуктор 10, выходной вал которого соединен муфтой с валом приводного барабана.
Верхняя ветвь ленты является рабочей, несущей топливо. Топливо на ленту загружается через воронку 2 и перемещается по направлению к приводному барабану, где выгружается в головную воронку 8 при проходе ленты через барабан. При необходимости выгрузка топлива с ленты выполняется в любом промежуточном участке при помощи простых устройств, о которых рассказано ниже.
Очистка верхней рабочей поверхности ленты от налипших на нее мелких частиц топлива производится скребком или вращающейся щеткой 9.

Ремонт конвейерной ленты.


Рис. 154. Роликовые опоры для текстильной прорезиненной ленты:
а — желобчатая трехроликовая опора, б — прямая нижняя опора; 1 — ролик, 2 — пресс-масленка, 3 — кронштейн, 4 — опорная балочка

В первую очередь подготавливают к осмотру обе поверхности ленты (рабочую и нерабочую). Для этого рабочую поверхность ленты очищают при ее медленном движении от привода, а затем тщательно осматривают, отмечая видимые дефекты и повреждения. Затем ленту местом сшивки концов подводят под устройство для вытягивания ленты с роликоопор. Один конец ленты в месте сшивки зажимают в захваты, разрезают сшивку и лебедкой вытаскивают ленту за захваты при помощи стального каната и раскатывают ее на чистом настиле нерабочей поверхностью вверх. В таком положении ленту очищают, тщательно осматривают, отмечая и здесь видимые дефекты, и повреждения.
Ремонт ленты выполняют с применением вулканизации по специальной инструкции.

Ремонт роликоопор и металлоконструкций.

На рис. 154 а, б, представлены роликовые опоры, установленные на ленточных конвейерах топливоподач. Верхние опоры обычно трехроликовые, они поддерживают рабочую ветвь ленты, придавая ей желобчатую форму. Нижние опоры, поддерживающие обратную (нерабочую) ветвь ленты, выполняют из одного ролика, так как здесь не требуется придавать ленте желобчатую форму и обратная ветвь представляет плоскую ленту. Конструктивное выполнение опорных роликов показано на рис. 155 а, б.

Рис. 155. Конструктивные выполнения опорных роликов:
а — с лабиринтно-войлочным уплотнением, б — с точеным лабиринтом, в — с уплотнением резиновым кольцом; 1 — корпус ролика, 2 — подшипник, 3 — уплотнение, 4 — пресс-масленка, 5 — ось ролика, 6, 7 — уплотнения

Обычные роликовые опоры состоят (рис. 154) из стоек (кронштейнов) 3, корпуса (обечайки) ролика 1, его оси 5 (рис. 155), подшипника 2, уплотнений 3 и опорной балочки 4 (рис. 154). Смазка подшипников роликов выполняется от пресс-масленки 4 (рис. 155).
Важное значение имеет защита подшипников роликов от проникновения грязи и пыли с наружной стороны. Для этой цели создано много различных уплотнений. Наиболее надежной является конструкция с точеным лабиринтом (рис. 155, б). Уплотнения из фетровых, кожаных или резиновых манжет, колец и т. п. не надежны.
После снятия конвейерной ленты металлоконструкцию (каркас) с роликовыми опорами очищают и осматривают, нет ли повреждений и дефектов. Вскрывают и проверяют подшипники опор и их оси. При необходимости подшипники промывают бензином и осматривают. Годные к работе до следующего ремонта подшипники заправляют смазкой, устанавливают на них пресс-масленки и ставят на свои места.

Рис. 156. Центрирующая роликовая опора:
1 — опорная балочка, 2 — рама роликовой опоры, 3 — дефлекторный ролик, 4 — несущие роликовые опоры, 5 — кронштейн

Роликовые опоры, требующие замены подшипников или осей, отправляют в ремонтную мастерскую, а на их место устанавливают новые комплекты роликовых опор из числа запасных или отремонтированных ранее. Особое внимание уделяют ремонту уплотнений подшипников, заменяя изношенные детали.
Если потребуется заменить некоторые узлы каркаса роликовых опор, то это делают, не нарушая конфигурации металлоконструкций, и проверяют по струне положение роликовых опор на заменяемых узлах.
При работе ленточного транспортера имеет место сбегание ленты в сторону из-за доброкачественного изготовления самой ленты (ее серповидности), налипания угля на ленту, барабаны, ролики.
Для автоматического выправления сбегающей ленты устанавливают центрирующие роликовые опоры (рис. 156) приблизительно через 20—25 м, а также у приводных и натяжных барабанов. При сбегании ленты в сторону она нажимает своей кромкой на дефлекторный ролик и центрирующая опора соответственно поворачивается на некоторый угол. Новое положение центрирующей опоры при возникшем трении ленты о ролик возвращает ее на центральное положение, т. е. возвращает ленту в правильное положение. 
Дефлекторные ролики расположены позади опорных роликов (по отношению движения ленты).
Если после смены старой ленты новая постоянно сбегает в каком-либо месте конвейера, то причиной этого являются поддерживающие (опорные) ролики, расположенные до места сбегания ленты. Необходимо края этих поддерживающих роликов повернуть по направлению движения ленты.
При сбегании ленты у приводных и натяжных барабанов сначала регулируют нижние, а затем верхние роликоопоры.

Ремонт сбрасывателей.

Топливо с конвейерной ленты разгружают на любом участке установкой на ленте сбрасывающей барабанной тележки (рис. 157, а) или плужкового сбрасывателя (рис. 157, б).


Рис. 157. Сбрасыватели: а — барабанный тележечный, б — плужковый; 1 — лента, 2 — сбрасыватель плужковый, 3 — роликовые опоры, 4 — разгрузочный рукав, 5 — сбрасывающая барабанная тележка (стрелками показано движение ленты)

Сбрасыватели устанавливают на горизонтальных участках конвейера. Барабанный сбрасыватель состоит из тележки (рис. 157, а), которая может перемещаться по рельсовым путям (треку), укрепленным на опорных конструкциях (каркасе) конвейера. На тележке на специальной раме установлены два барабана, огибаемые лентой. Перемещение тележки осуществляется от установленного на ней электродвигателя.
Выгрузка топлива выполняется в момент огибания лентой верхнего барабана тележки. В зависимости от выполнения пересыпного рукава и шиберов топливо сбрасывается на обе стороны ленты или вперед опять на ту же ленту, если выгрузка данной сбрасывающей тележкой в месте ее нахождения не требуется.

Плужковый сбрасыватель представляет собой стальной щит, установленный поперек хода ленты под некоторым углом а к продольной оси транспортера (рис. 157, б). В рабочем положении щит прижимается к ленте. Находящееся на движущейся ленте топливо, встречая на своем пути щит сбрасывателя, отводится в стороны и ссыпается с ленты в разгрузочные рукава. Чтобы не портить ленту в период прижатия к ней, к нижней кромке щита прикреплена резиновая полоса. В нерабочем положении щит поднимается над лентой и не касается топлива.
Для ремонта сбрасывающая тележка отводится в удобное место, где очищается от остатков топлива и грязи, а затем осматривается. Меняются изношенные детали сбрасывающей тележки — подшипники барабанов, подшипники колес, роликоопоры ленты, зачистное устройство ленты на тележке. Отремонтированная сбрасывающая тележка устанавливается на рельсовый путь.
Ремонт плужкового сбрасывателя прост и заключается в замене изношенной резиновой пластины, ремонте подъемного механизма — эксцентрика, рычагов и рукоятки.

Ремонт приводной станции и натяжного устройства.

Назначение приводной станции — обеспечить движение ленты, назначение натяжного устройства — обеспечить постоянное натяжение ленты, чтобы способствовать надежному сцеплению ленты с приводным барабаном.
Приводное устройство современного ленточного конвейера состоит из барабана, редуктора и электродвигателя. Наиболее компактный редуктор имеет коническо-цилиндрические зубчатые передачи.
Вал электродвигателя соединен с валом редуктора упругой муфтой, вал редуктора и вал барабана зубчатой муфтой.
В наклонных ленточных конвейерах на приводах устанавливаются тормоза, чтобы предупредить обратное движение нагруженной ленты.
В некоторых случаях для лучшего сцепления поверхности приводного барабана с лентой барабан футеруется листовой резиной.
Натяжное устройство является обязательным для всякого ленточного конвейера.
На топливоподачах электростанций применяется грузовое тележечное натяжное устройство. Концевой барабан является натяжным и устанавливается на специальной тележке, которая может передвигаться по направляющим путям вдоль продольной оси конвейера. Тележка оттягивается грузом при помощи стального каната и отклоняющих роликов.

Ремонт.

После снятия ленты приводной барабан осматривают, производят смену его футеровки. Вскрывают подшипники барабана, осматривают их и шейки вала и ремонтируют по указаниям § 57 с учетом того, что рабочей частью подшипников барабана являются их боковые части, нагруженные натяжением ленты.
Осматривают и проверяют крепления подшипников к раме и при необходимости усиливают его.
В таком же порядке ремонтируют и натяжной (концевой) барабан конвейера и проверяют его крепления к натяжной тележке.
Осматривают тележку и путь ее перемещения, отмечают требующие ремонта участки и выполняют ремонт. Проверяют крепление канатов к тележке, состояние самих канатов, их завязку и состояние отклоняющих блоков и роликов. Заменяют или ремонтируют изношенные детали и узлы.
По окончании ремонта по натянутым струнам контролируют положение барабанов, роликовых опор и при необходимости еще раз уточняют, памятуя, что неточности положения приводят к сползанию ленты.
Ремонтируют загрузочные короба, приемные лотки, узлы пересыпки, боковые направляющие лотки с резиновыми обкладками по всему конвейеру.
Ремонтируют упругую и зубчатую соединительные муфты по указаниям § 59.
Осматривают устройство для останова при обратном движении нагруженной наклонной ленты, проверяют состояние деталей и узлов этого устройства и ремонтируют их.
Снимают очистные устройства барабанов и ленты, разбирают их, ремонтируют и после ремонта устанавливают на свои места.