Содержание материала

Уплотнения подшипников.

Для сохранения смазки требуется хорошее уплотнение подшипников в месте прохода вала. При плохом уплотнении подшипников скольжения масло вытечет из корпуса и шейка вала опустится, что может вызвать полусухое и сухое трение со всеми отрицательными последствиями.
В подшипниках качения, кроме вытекания смазки, через плохое уплотнение будет проникать загрязненный воздух, что резко снизит срок службы деталей вследствие ускоренного износа тел качения и дорожек обойм.
Простейший вид уплотнения показан на рис. 101, а. В канавку трапециевидного сечения в корпусе подшипника установлено фетровое кольцо, которое пропитано горячим минеральным маслом. Кольца или полукольца для разъемных корпусов вырезают из целого куска фетра, пропитывают их при температуре масла 80—90° С.
Для повышения надежности уплотнений фетровые кольца иногда ставят в два ряда (рис. 101, б). Для надежного прилегания к валу фетровое кольцо прижимают при помощи специальной шайбы — крышки с резьбой (рис. 101, в). Более совершенное уплотнение достигается комбинацией фетровых колец и простого лабиринта (рис. 101, г).
Фетр можно заменить плотным войлоком, но кольца из войлока менее плотны и срок службы их мал. Рыхлый, коротковолокнистый, загрязненный, а также строительный войлок применять для уплотнения подшипников нельзя.
Если уплотнение очень сильно зажимает вал, он может нагреться при вращении, увеличиться в диаметре и еще сильней обжать уплотнение. В этом случае останавливают механизм, чтобы вал охладился и его диаметр стал нормальным. После охлаждения снова пускают механизм, при этом вал уже не будет нагреваться, так как уплотнение обжато, и в дальнейшем будет хорошо держать смазку. Уплотнение хорошо работает, если вал на участке уплотнения чисто обработан. При грубой обработке фетр или войлок обдираются об вал, быстро изнашиваются и плотность нарушается.


Рис. 101. Уплотнение вала в месте прохода через корпус подшипника:
а — фетровым кольцом, б — двумя фетровыми кольцами, в — фетровым кольцом с прижимной гайкой, г — фетровым кольцом и простым лабиринтом; 1 — вал, 2 — фетровое кольцо, 3 — корпус подшипника, 4 — прижимная гайка, 5 — отверстие для ключа, 6 — винт крепления лабиринта на валу, 7 — стопорное кольцо, 8 — винт стопорного кольца, 9 — лабиринтовое кольцо

Валы.

Для надежной работы подшипника скольжения важное значение имеет качество обработки (ровная гладкая поверхность) шеек вала.
Вкладыш никогда не сможет приработаться по грубо проточенной шейке. Не менее важна правильная форма шейки вала, иначе сплошной масляный слой на всей длине подшипника сохранить невозможно и дефектные по форме участки вала вызовут местное сухое трение в подшипниках.
В подшипниках качения вал не является трущейся деталью, однако шероховатость и точность обработки посадочных участков и в этом случае весьма важны.
Если вал обработан грубо (имеет значительные неровности), то неровности при посадке подшипника с нагревом или без нагрева срезаются и сглаживаются или сминаются и в обоих случаях посадка с течением времени ослабевает. Посадка также ослабевает после снятия и повторного надевания подшипника на такой вал.
В результате ослабления посадки может произойти проворачивание обоймы на валу и повреждение посадочного участка вала. Поэтому высококачественная и точная обработка посадочных участков вала является необходимым условием правильной сборки подшипника с валом и надежной его работы.
Посадочный участок вала обрабатывают по такому же классу шероховатости, как обработано и посадочное место внутренней обоймы подшипника качения, как правило, по 7-му или 8-му классу.