Содержание материала

Лачинов Н. В.
Ремонт оборудования парогенераторного цеха с пылеприготовлением и топливоподачей. Учеб. пособие для средних проф.-техн. училищ. Москва, «Высшая школа», 1976.

Книга содержит основные сведения о ремонте оборудования топливно-транспортного и парогенераторного цехов и топливоподачи тепловых электрических станций, описывается устройство парогенераторного цеха, приведены также сведения о работах, сопутствующих ремонту.
Книга предназначена в качестве учебного пособия для средних профессионально-технических училищ и может быть использована для подготовки рабочих на производстве и повышения квалификации.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Сокращение времени пребывания оборудования в ремонте, увеличение межремонтного периода, повышение качества и снижение стоимости ремонтных работ невозможно без применения передовой технологии производства работ и высокой квалификации рабочих.
Обеспечение электроэнергией страны возможно лишь при надежной и бесперебойной работе действующих электрических станций и максимальной отдаче электрической энергии в сеть, что требует высокого качества обслуживания и ремонта оборудования.
Настоящее учебное пособие предназначено для учащихся, изучающих курс специальной технологии ремонта оборудования парогенераторного цеха и топливоподачи электростанции. Учебное пособие составлено по программе, утвержденной Госкомитетом Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию.
Технология ремонта изложена с учетом того, что учащиеся имеют общеобразовательную подготовку в объеме 8 классов, а в среднем профтехучилище проходят производственное и теоретическое обучение в соответствии с учебным планом, сводно-тематическим планом и программами.
Предусмотрено опережающее изучение общеслесарных и других практических работ, а также материаловедения.
Из комплекса работ по ремонту теплоэнергетического оборудования наиболее сложным и трудоемким является ремонт парогенераторов. Этому вопросу в книге уделяется основное внимание.
В книге не рассматривается оборудование электростанций, сжигающих все виды топлива. Дается технология ремонта оборудования топливно-транспортного цеха, топливоподачи и парогенераторного цеха электростанции, сжигающей уголь в пылевидном состоянии, так как оборудование указанных цехов такой электростанции наиболее многообразно и сложно (см. рис. 1) по сравнению с оборудованием электростанции, использующей в качестве топлива мазут или природный газ (см. рис. 5).
По этой же причине в книге рассматривается технология ремонта только типовых и наиболее сложных конструкций. Например, подробно изложена технология ремонта шаровых пылеугольных мельниц, осевых дымососов, пылевых реверсивных шнеков. Описание технологии более простых механизмов и устройств (дутьевых вентиляторов, питателей угля и пыли, устройств золоулавливания и золоудаления) дается в сокращенном виде.
Учебное пособие состоит из трех частей: в первой части рассмотрены тепломеханическое оборудование электростанции и средства механизации ремонтных работ, во-второй — вопросы технологии ремонта парогенераторов и особенности работы и поведения металла их деталей, в третьей — технология ремонта оборудования топливно-транспортного цеха, парогенераторного цеха и механизмов топливоподачи.
Сведения, не включенные в данную книгу, читатель может найти в других литературных источниках, указанных в конце книги.

ВВЕДЕНИЕ

Советский Союз занимает одно из ведущих мест в мире по выработке электрической и тепловой энергии.
Современные крупные электрические станции по виду используемой энергии делятся на тепловые и гидравлические1. На тепловой электростанции непрерывно сжигается топливо; химическая энергии топлива, пройдя через ряд последовательных превращений, в конечном счете преобразуется в электрическую энергию. Гидравлические электростанции используют динамический напор воды, проходящей через гидравлические турбины, вращающие роторы генераторов.
В Советском Союзе преобладающими являются тепловые электрические станции, мощность которых составляет 80% мощности всех электрических станций страны.
Царская Россия по производству электрической энергии занимала 15-е место в мире.
В 1920 г. по инициативе В. И. Ленина был разработан план электрификации России (план ГОЭЛРО). По этому плану намечалось в течение 10—15 лет построить 20 тепловых и 10 гидравлических электростанций общей мощностью 1500 тыс. кВт.
Уже в 1931 г. план ГОЭЛРО был значительно перевыполнен, а в 1935 г. Советский Союз по выработке электрической энергии вышел на третье место в мире и второе в Европе.
В 1974 г. установленная мощность всех электростанций СССР составляла 172,3 млн. кВт, а выработка приблизилась к 1000 млрд. кВт-ч в год.
По мере совершенствования оборудования тепловых электростанций повышались давление и температура вырабатываемого пара, увеличивалась единичная мощность парогенераторов и турбин и автоматизировалось управление тепловыми процессами. При этом электростанции строились и строятся по принципу блочных установок, при котором каждая турбина снабжается паром только от одного определенного котла или от определенных двух котлов (такую турбину и питающий ее котел или два котла называют блоком).
Теплотехникой начали заниматься в России в середине XVIII в., когда гениальный русский ученый М. В. Ломоносов создал механическую теорию теплоты. В дальнейшем наряду с зарубежными учеными и исследователями немалый вклад внесли в развитие теплотехники русские и советские ученые: Э. X. Ленц, И. А. Вышнеградский, М. В. Кирпичев. Советские ученые Η. П. Петров, К. В. Кирш, В. И. Гриневецкий заложили основы конструирования паровых котлов и двигателей, Л. К. Рамзин создал первый прямоточный парогенератор, М. А. Стырикович исследовал вопросы циркуляции воды в агрегатах высокого давления, Μ. П. Вукалович разработал таблицы состояния водяного пара высоких параметров.  

Академик И. А. Одинг провел работы по созданию новых сталей для парогенераторов, рассчитанных на высокие параметры.
Успехи отечественного энергомашиностроения позволили в последние годы сооружать тепловые электростанции мощностью 3,2 млн. кВт с блоками по 300 тыс. кВт, при давлении пара 25 МПа (255 кгс/см2) и температуре 565° С.
Решениями XXV съезда КПСС в десятой пятилетке, наряду с развитием атомной электроэнергетики и строительством гидроэлектростанций, предусмотрено строительство тепловых электростанций на дешевом угле с крупными, более экономичными энергетическими блоками единичной мощностью 500 и 800 тыс. киловатт.
Естественно, что повышение начальных параметров пара и увеличение мощности агрегатов привело к усложнению конструкции и увеличению массы тепломеханического оборудования электростанции, в частности оборудования парогенераторного цеха. В свою очередь усложнение конструкции и увеличение массы узлов и отдельных деталей оборудования цеха вызвало изменение организации и технологии ремонтных работ.
Ремонт парогенераторного оборудования крупной электростанции нельзя выполнить без специальных средств механизации. Габариты и масса отдельных узлов современного оборудования таковы, что обычными простейшими механизмами их невозможно демонтировать и перемещать. Например, масса роторов дымососов достигает 12—15 т, их электродвигателей 25 т.
Демонтаж оборудования для ремонта и установка на рабочее место отремонтированных деталей, узлов и целых машин можно выполнить только при помощи сложных и мощных грузоподъемных механизмов и устройств, которые необходимо заранее выбрать и рассчитать, а также рационально разместить и использовать.
Основным способом соединения деталей и узлов оборудования при ремонте является сварка; подготовку деталей к сварке выполняют слесари-ремонтники. В парогенераторном цехе размещается значительное количество сложных механизмов, ремонт которых требует выполнения специальных сборочных, подгоночных и доводочных операций. Наконец, оборудование цеха включает трубопроводы и арматуру высоких параметров, для ремонта которых необходимы специальные знания.


1 Атомные электростанции здесь не рассматриваются, хотя они являются перспективными и в будущем будут играть главную роль.

Разнообразие ремонтных работ, выполняемых в цехах тепловых станций, вызывает необходимость значительного расширения, углубления и улучшения профессиональной подготовки рабочих.