Строповка
Завязку грузов канатом или готовым стропом для перемещения вверх, вниз или по горизонтали называют застроповкой или строповкой.
На работы по перемещению груза назначаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, специально обученные и сдавшие экзамен на стропальщика-зацепщика специальной комиссии, которая выдает допуск к самостоятельной работе.
Обвязка и строповка оборудования и грузов являются очень ответственными операциями и должны выполняться в строгом соответствии с производственной инструкцией и правилами техники безопасности при такелажных работах.
Рис. 59. Распределение усилий в ветвях стропа в зависимости от угла их наклона к горизонту:
а — ветви стропа вертикальны — нагрузка на каждую ветвь Q/2; б — строп имеет одну ветвь — нагрузка на нее Q; в — ветви стропа образуют угол 60° — нагрузка на каждую ветвь 0,575 Q; г — ветви стропа образуют угол 90° — нагрузка на каждую ветвь 0,70 Q; д — ветви стропа образуют угол 120 — нагрузка на каждую ветвь Q
Чалочный канат или строп выбирают, учитывая массу груза, число ветвей стропа и угол между ветвями. Как правило, канаты и цепи для строповки подбирают такой длины, чтобы угол между ветвями обвязанного стропа не превышал 90° (рис. 59, а—д).
Следует помнить, что кроме натяжения ветвей стропа при подъеме груза возникают усилия в самой конструкции (рис. 60, а).
Масса груза Q при равномерном распределении между ветвями стропа вызывает в каждой из них разрывающее усилие Ν, равное
(4)
где — угол отклонения ветви от вертикали, равный половине угла между ветвями.
В конструкции груза возникают одновременно сжимающие усилия 7, равные
(5)
Из уравнений (4) и (5) видно, что при подъеме конструкций одной и той же массы усилия, возникающие в конструкции и ветвях стропа, будут изменяться в зависимости от угла между ветвями: чем больше угол, тем больше усилия (рис. 60, б). По Правилам Госгортехнадзора стропы рассчитываются на работу при α = 90°. Грузоподъемность стропа при этом угле считается номинальной и указывается в паспорте.
Рис. 60. Схемы усилий в стальном канате в момент подъема груза:
а — общая схема, б — схема усилий при различных углах между ветвями
При уменьшении угла α до 60° грузоподъемность стропа увеличивается примерно до номинальной, а при увеличении угла α до 120° — уменьшается на 1/3.
Сжимающие усилия создают опасность разрушения конструкции груза при попытке ее подъема стропом при α=90° (Т=0,5Р). Эта опасность особенно велика при подъеме больших тонкостенных изделий. Именно эта опасность и ограничивает область применения стропов. Чтобы уменьшить сжимающее усилие до безопасных пределов, необходимо соответственно уменьшить угол а, но при этом длина ветвей стропов увеличивается настолько, что ими практически невозможно работать. В этих случаях стропы заменяют траверсой.
§ 21. Техника безопасности при такелажных работах
Рабочий должен помнить, что все такелажные работы выполняют в строгом соответствии с инструкцией по технике безопасности. Рабочее место, где ведутся такелажные работы, должно быть свободно от строительного материала, мусора и других посторонних предметов. Если на рабочем месте пролита какая-нибудь жидкость, ее следует немедленно вытереть и это место посыпать песком во избежание скольжения и падения рабочих.
Все отверстия в междуэтажных перекрытиях, крыше и подмостях должны быть закрыты деревянными щитами; края перекрытий, крыша и настилы должны быть ограждены прочными перилами высотой не менее 1 м и бортовыми досками шириной не менее 15 см.
Нельзя пользоваться такелажным оборудованием, если неизвестна его грузоподъемность или истек срок его испытания. Рабочие должны знать точную массу груза, предназначенного для перемещения или подъема.
Узлы сооружений, к которым прикрепляются блоки, тали и другое такелажное оборудование и устройства, должны быть прочными и выдерживать приложенные нагрузки.
При разгрузке запрещается применять лежни-спуски разной длины. Рабочие не должны находиться напротив лежней-спусков. Грузы опускают равномерно, регулируя спуск оттяжками.
Грузы, укладываемые вдоль железнодорожных путей, должны находиться от ближайшего рельса на расстоянии не менее 1,7 м. Металлические балки укладывают в штабеля высотой не более 1 м, а между балками прокладывают деревянные брусья.
Строго запрещается спускаться с высоты по канатам, полиспастам, становиться на блок при его спуске, а также браться рукой за канат во время работы полиспаста.
Ни в коем случае нельзя смазывать, чистить и ремонтировать грузоподъемные механизмы и приспособления, когда они работают или находятся под нагрузкой.
Открытые части электролебедок, могущие случайно оказаться под током (корпуса электродвигателей, редукторы и рубильники), необходимо заземлять.
При подъеме и опускании груза рабочая зона ограждается предупредительными знаками.
Не разрешается волочить груз по земле, поднимать грузы, засыпанные землей, заваленные деталями, примерзшие к земле.
При выполнении работ тщательно следят за тем, чтобы грузоподъемный механизм, канаты и груз не касались электропроводки и сварочных проводов.
При выполнении работ снаружи или в недостроенном здании не следует поднимать предельные грузы при ветре, а также при плохой видимости или слышимости сигналов.
Перед подъемом тяжелых грузов, а также при подъемах грузов вблизи действующего оборудования рабочие должны получить специальный инструктаж от мастера.
Контрольные вопросы
- Что представляет собой стальной канат, каковы требования к нему?
- Какие конструкции канатов являются наилучшими и почему?
- По каким признакам канат бракуется или снижается его грузоподъемность?
- Для какой цели и как смазывают канат?
- Как должен канат сходить с барабана лебедки и почему?