Содержание материала

Стропы. Канат, предназначенный для обвязки грузов и не имеющий на концах готовых петель, называется чалочным. Концы чалочного каната после обвязки груза завязывают в узлы и закрепляют мягкой проволокой, чтобы узел не развязался.
Если отрезок каната представляет собой кольцо или имеет на обоих концах петли, то его называют стропом.
Для обвязки оборудования и материалов для подъема применяют стропы, которыми зачаливают груз, легко надевают на крюк и снимают с него. Такие стропы не требуют завязки узлов и петель (рис. 48, а—в).
Зажимы. Вместо трудоемкой и неразъемной вплетки применяют зажимы. Они должны прочно зажимать канаты и при этом не повреждать приволоку. На рис. 49, а представлены зажимы, установленные на канаты. Число устанавливаемых зажимов зависит от диаметра каната: при диаметре каната до 19,5—3 зажима; при диаметре каната 19,5 и 22 мм — 4 зажима, при диаметре каната 24 и 28 мм — 5 зажимов, при диаметре каната 34 мм и более — 7 зажимов.
Расстояние между зажимами должно быть равным пяти—семи диаметрам каната, такое же расстояние выдерживают от последнего зажима до короткого конца каната.

Рис. 48. Стропы: а — кольцевой, б — петлевой, в — специальные

Из рис. 49, а видно, что зажимы выполняют в виде U-образного болта с планкой и двумя гайками и в виде двух одинаковых петель с гайками. Зажим с П-образным болтом устанавливают так, чтобы болт прижимал короткий конец каната.
В процессе эксплуатации стропы и чалочные канаты проверяют не реже, чем через каждые 10 дней, и результаты осмотра записывают в специальный журнал.
Талрепы. В эксплуатации расчалки из стальных канатов для мачт, стрел и кранов с течением времени вытягиваются и ослабевают. Для сохранения натяжения на расчалках у якорей (мертвяков) на канаты устанавливают талрепы (рис. 49, б), при помощи которых регулируют натяжение стальных канатов.
На рис. 49, б показан талреп сварной конструкции. Корпус талрепа составляют две гайки с приваренными к ним стяжными полосами. В одной гайке резьба правая, в другой — левая. В гайки ввинчиваются стержни с резьбой на одних концах и петлями-ушками — на других. К ушкам крепят концы каната. При вращении ломиком корпуса талрепа стержни с резьбой ввинчиваются в гайки и увеличивают натяжение каната.
Блоки служат для изменения направления и уменьшения тяговой силы, необходимой для перемещения или подъема груза. Они состоят из желобчатого ролика, его оси, обойм и крюка. Максимальная грузоподъемность блока указывается заводом на его крюке или серьге (рис. 50, а—в).
Использование неподвижного блока не дает какого-либо выигрыша в силе или во времени. Однако он позволяет изменить направление приложенной к канату силы. Например, при подъеме груза вверх (рис. 51, а) блок позволяет тянуть канат вниз, что значительно облегчает работу.


Рис. 49. Детали креплений стальных канатов:
а — петля с коушем и зажатым зажимами концом каната, б — винтовая стяжка (талреп); 1 — коуш, 2, 8 — гайки, 3 — основная ветвь каната, 4 — конец каната, 5 — дужка зажима, 6 — основание зажима, 7 — полоса, 9 — винт с ушком
Блоки для стальных канатов
Рис. 50. Блоки для стальных канатов:
а — однороликовый, б —отводной с откидной серьгой, в — двухроликовый; 1 — крюк, 2 —  траверса, 3 — ролик, 4 — ушко, 5 — ось ушка (болт), б — обоймы (боковины), 7 — ось роликов, 8 — стяжные болты обойм, Р — серьга, 10 — гайка крюка, 11 — шип траверсы, 12 — откидная петля, 13 — шип траверсы с замком, 14 — ось откидной петли

Известно также, что если груз подвесить за крюк блока, а канатом обогнуть блок (рис. 51, б), то нагрузка распределится на две нитки каната. Для подъема груза вверх достаточно будет тянуть канат вверх с усилием, равным половине массы груза; при этом вместе с грузом будет перемещаться и блок. Следовательно, применение подвижного блока дает выигрыш в силе в два раза, а в пути (в длине вытягиваемого каната) проигрыш будет также в два раза.
Для подъема тяжелого груза требуется большой выигрыш в силе, поэтому применяют не один, а целую систему подвижных и неподвижных блоков, называемую полиспастом. На рис. 51, б представлены полиспасты с двумя блоками: верхним неподвижным и нижним подвижным. Масса груза распределяется на две рабочие нитки каната (рис. 51, б), на три рабочие нитки (рис. 51, в) и на четыре (рис. 51, г). Соответственно для подъема груза (без учета трения) на сбегающем конце каната потребуется усилие в 2, 3 и 4 раза меньшее массы груза.


Рис. 51. Схемы оснащения блоков:
а — неподвижный блок, позволяющий изменять направление каната, б — подвижный блок, позволяющий уменьшить тяговое усилие в два раза, в — полиспаст, обеспечивающий выигрыш тягового усилия в три раза, г — полиспаст, обеспечивающий выигрыш тягового усилия в четыре раза; 1 — неподвижный блок, 2 — канат, 3 — подвижной блок

Чтобы блок надежно и длительно служил, необходимо содержать чистыми каналы для смазки его деталей, своевременно смазывать и проверять, нет ли каких-либо поломок и трещин в деталях блоков.
Не реже чем 1 раз в 12 мес., а также перед подъемом грузов, близких к предельной массе, блок разбирают и осматривают (выполняет мастер). При осмотре контролируют степень износа осей и втулок роликов (допуск 3—5% от диаметра оси), проверяют, нет ли трещин или выбоин в ребордах роликов и на поверхности их желобов, а также проверяют чистоту каналов для смазки. Смазывают блок солидолом или другой густой смазкой. Результаты осмотра записывают в книгу учета работы грузоподъемных приспособлений.