Содержание материала

Ремонт трубчатого воздухоподогревателя начинают с проверки его плотности, чтобы уточнить объем работ по ремонту. Плотность воздухоподогревателя проверяют воздухом, подаваемым дутьевым вентилятором, при этом закрывают все расходные шиберы и клапаны, и таким образом создают давление в воздуховодах, перепускных коробах и воздухоподогревателе.
Для обнаружения неплотностей к сварному шву подносят факел (или флажки из легкой ткани), который при наличии неплотностей будет отклоняться. Можно все сварные швы промазать мыльной водой, которая будет пузыриться в местах неплотностей. Часто во всасывающий воздуховод вентилятора засыпают тонко размолотый сухой мел или светлую краску в порошке. При проходе воздуха с частичками меловой пыли через неплотности на выходе из щелей пыль оседает и по отложению ее обнаруживают дефектные места, которые отмечают мелом, потом расчищают, заваривают и снова воздухоподогреватель проверяют на плотность.
В процессе эксплуатации трубчатые воздухоподогреватели подвергаются забиванию золой, истиранию золой и коррозионному разъеданию.
Забивание золой по всему сечению трубы имеет место при некоторых топливах (например, мазут). Забитые трубы очищают фрезой на длинной штанге, вращаемой пневматической или электрической машинкой, а иногда и вручную.
Истирание золой наблюдается у торцов труб на участках входа газов в подогреватель и объясняется тем, что они выступают и первыми подвергаются воздействию частичек золы.
Ввиду того что толщина стенок труб (1,5 мм) незначительна, истирание золой считается опасным явлением, так как за короткий срок стенка трубы истирается на всю толщину.
При внешнем осмотре обычно обнаруживают изношенные участки, близко расположенные от входного торца (рис. 81, а, б). Обнаружить износ на других участках, отдаленных от места входа газов в нагревательный элемент, а нередко и на участках, расположенных близко к входу газов, при осмотре затруднительно. В таких местах дефекты обычно обнаруживают в процессе испытания плотности воздухом, нагнетаемым вентилятором.

Защита от истирания труб воздухоподогревателя
Рис. 81. Защита от истирания труб воздухоподогревателя:
а — схема износа труб, б — установка защитных насадок в концы труб; 1 — труба, 2 —  участок расширения газового потока, 3 — участок сужения газового потока, 4 — трубная доска, 5 — участок входа газового потока, 6 — места износа труб золой, 7 — насадка, 8 — бетон

Изношенные защитные насадки удаляют, а взамен устанавливают новые. Если обнаруживают отдельные трубы с изношенной стенкой, их или заглушают или заменяют новыми в зависимости от того, позволяет ли конструкция и схема воздухоподогревателя выполнить такую работу.

Коррозионное разъедание.

Разъедание нагревательных труб происходит на сторонах, омываемых газами, при использовании сернистого топлива, а также при низких температурах уходящих газов и сравнительно холодном воздухе, подаваемым дутьевым вентилятором. Этот сравнительно холодный воздух вызывает «потение» труб на участках входа и последующую коррозию.
Для предупреждения газовой коррозии воздух, подаваемый в воздухоподогреватель, предварительно пропускают через специальный калорифер, где он подогревается.
Корродирование труб на всю толщину стенки устанавливают при осмотре со стороны, омываемой воздухом. Трубы, корродированные насквозь, заглушают, а если их много, то заменяют новыми или меняют весь входной элемент (куб).
Обнаруженные неплотности в приварке концов груб к трубным доскам или в местах разрыва сварных швов и на участках износа сальниковой набивки или листов компрессоров ликвидируют при помощи сварки с предварительной расчисткой дефектного места.
Проверяют, нет ли щелей на стыке трубных досок смежных элементов. Неплотности ликвидируют приваркой накладных планок по всему стыку досок. Плотность компенсаторов поддерживают или восстанавливают при помощи асбестовых шнуров, туго заправленных в зазоры компенсаторов по всему периметру.

Регенеративный вращающийся воздухоподогреватель.

Износу подвержены все трущиеся детали, т. е. детали уплотнения, а также стенки ротора, секции и крышки корпуса и пакеты нагревательной набивки. Последние также сильно корродируют. Изнашиваются подшипники, сальники и цевочный привод.
При ремонте воздухоподогревателя в первую очередь выводят из зацепления звездочку привода с цевочным ободом при помощи маховика амортизатора. Затем ротор поднимают разгрузочным устройством и закладывают полукольца, чтобы он не опустился на упорный подшипник. Его надежно закрепляют, во избежание случайного поворота в процессе ремонта. После этого приступают к осмотру и устранению выявленных дефектов воздухоподогревателя.
Обычно при капитальном ремонте снимают верхние и нижние крышки, для чего их отсоединяют от коробов, а также от секций корпуса и разъединяют каждую на две половины.
Меняют изношенные пакеты нагревательной набивки и листы дополнительной набивки. При этом добиваются, чтобы разница массы пакетов не превышала 0,5—1 кг, а на концах одного диаметра ротора устанавливают наиболее близкие по массе пакеты. Кроме того, следят, чтобы пакеты свободно (без усилий) входили в секторы ротора.
Изношенные детали, узлы и набивку заменяют, а отдельные участки заваривают.
Далее проверяют, не нарушена ли плотность сварных швов крышек и секций корпуса, нет ли покоробленных участков. Сварные швы с дефектами расчищают и заваривают. Покоробленные и погнутые участки выправляют с подогревом или вырезают и заменяют вставками.
Проверяя цевочный обод, обращают внимание на крепление его к ротору и крепление цевок. Целостность и прочность креплений восстанавливают приваркой накладок. Проверяют прочность крепления привода к секции корпуса и состояние звездочки. Изношенные звездочки заменяют новыми.
Осматривают оба подшипника вала и определяют их работоспособность, проверяют, нет ли видимых повреждений вала. Опускают вал на свое место и проверяют его вращение. Меняют сальниковые уплотнения вала.
Меняют изношенные кольца и полосы уплотнения (радиальное на перегородках ротора и периферийное на роторе). Проверяют износ уплотнительных поверхностей на фланцах обеих крышек и на секторных полосах крышек, а также пружинное устройство уплотнения. Вращают ротор и контролируют уплотнения. Производят ревизию и ремонт обмывочных аппаратов.
По окончании ремонта воздухоподогревателя устанавливают крышки корпуса на асбестовых прокладках и проверяют надежность (плотность) закрытия люков.

Техника безопасности при ремонте парогенератора

При необходимости производства работ вблизи действующего оборудования необходимо получить от администрации допуск и специальный инструктаж.
Выполнять работы в плохо освещенных, труднодоступных, недостаточно вентилируемых местах, например в баках, каналах, закрытых туннелях, разрешается только после устройства искусственной вентиляции и достаточного освещения. При этом вне участка работ должен находиться наблюдающий, которому должны быть видны работающие.
Открывать люки барабана следует осторожно: на руках должны быть надеты плотные рукавицы, лицо подставлять близко к люку не разрешается.
Работы в топке и газоходах выполняют после очистки их от золы. При производстве работ в барабане или газоходах парогенератора снаружи у лаза должен находиться наблюдающий за ходом работ, передающий работающему инструмент и материалы. Во время работы в газоходах нельзя включать дымососы и вентиляторы без предупреждения.
При отсутствии естественной тяги находиться в топке и газоходах запрещается. При производстве ремонта в газоходах рабочие должны пользоваться очками.
Инструмент, крепежные и мелкие установочные детали во избежание падения их вниз хранят на рабочем месте в переносном ящике.
При установке деталей на место направляют их не руками, а ломиками, рычагами. Совпадение отверстий во фланцах и других деталях проверяют конусными оправками, а не пальцами.
Нельзя проверять качество обработки поверхности деталей и поверхности концов труб рукой на ощупь, так как можно о заусенцы поранить пальцы.
Рабочие, находящиеся рядом со сварщиком, должны надеть защитные очки со светофильтрами. При выполнении работ шлифовальной машинкой надевают защитные очки.
Во время работы внутри барабана пользуются переносными лампами напряжением не выше 12 В от двух различных источников.
Не допускается выполнение каких бы то ни было работ на деталях оборудования или под ними в то время, когда они находятся в поднятом положении (на лебедках, талях и пр.).

При растопке парогенератора и подъеме давления пара лючки подтягивают с большой осторожностью. Подтягивать лючки при давлении пара выше 294 кПа (3 кгс/см2) запрещается.
При гидравлическом испытании оборудования запрещается повышать давление выше установленного Правилами Госгортехнадзора.
Запрещается выполнять какие бы то ни было работы на горячем парогенераторе и трубопроводе (кроме обтяжки фланцев). Обтяжка гаек у шпилек фланцевых соединений допускается только при давлении, не превышающем 294 кПа (3 кгс/см2).
Леса для выполнения работ внутри газоходов или снаружи парогенератора сооружаются по проекту. Устраивать леса самовольно рабочим запрещается.
Для изготовления лесов используют соответствующий материал и соблюдают правила их устройства. Ежедневно перед началом работ необходимо убедиться в исправности лесов, прочности их крепления, наличии ограждений и бортовых полос. Перегружать леса материалом и деталями нельзя. Запрещается сбрасывать вниз детали оборудования, доски, стропы и другие предметы.
Запрещается пользование неисправными, неогражденными или незаконченными лесами, подмостями и лестницами. Перед тем, как начать работу с лесов, требуется получить разрешение мастера.
Лючки и лазы открывают только с разрешения мастера.

Контрольные вопросы

  1. Что такое износ и как он практически проявляется?
  2. Зачем, как и сколько раз в период ремонта проводят гидравлическое испытание?
  3. Как и для чего выполняют наружную очистку частей парогенератора?
  4. Для какой цели и как выполняют внутреннюю очистку частей парогенератора?
  5. В чем заключается ремонт трубной системы парогенератора?
  6. Какие трубы подбираются для замены поврежденных и как они заготовляются?