Глава XI
РЕМОНТ ОБОРУДОВАНИЯ ТОПЛИВНО-ТРАНСПОРТНОГО ЦЕХА И ТОПЛИВОПОДАЧИ
- Ремонт скреперных устройств
Назначение и конструкция.
Рис. 149. Ковш скрепера:
1 — ковш, 2 — цепная петля для рабочего каната, 3 — канат рабочего хода, 4 — цепная петля для холостого каната, 5 — канат холостого хода
Скреперное устройство применяется для всех видов кускового топлива — угля, сланцев, торфа и предназначено для перемещения топлива от места разгрузки из железнодорожных вагонов на склады или к дробильной установке. Оно состоит из подковообразного ковша (рис. 149), перемещаемого стальным канатом по площадке, скреперной лебедки (рис. 150), системы блоков и пропущенного через блоки каната. Один конец каната закреплен на рабочем барабане скреперной лебедки, пропущен через блоки, укрепленные над площадкой и привязан к переднему концу скрепера. Другой канат закреплен на холостом барабане и привязан к заднему концу скрепера.
Рис. 150. Скреперная лебедка:
1 — барабан холостого каната, 2 — барабан рабочего каната, 3 — редуктор, 4 — электродвигатель
При работе лебедки канат на рабочем барабане наматывается, а на холостом барабане сматывается и скрепер, привязанный к канатам, перемещается в одном направлении. Когда с рабочего барабана канат сматывается, а на холостой барабан наматывается, то скрепер перемещается в другом направлении. Таким путем скрепер может перемещать топливо по определенной площадке, разравнивая на ней топливо или перемещая его к определенным точкам.
Кроме скреперного устройства топливно-транспортный цех имеет ленточные конвейеры, питатели, сбрасыватели и др., которые рассмотрены ниже.
Ремонт скрепера.
Стенки и особенно сменный участок их подвержены истиранию топливом и в период ремонта восстанавливаются, а сменный участок заменяется новым. Проверяются на истирание серьги и звенья цепей, изношенные заменяются. Наиболее правильно при ремонте заменять изношенный скрепер новым или ранее отремонтированным, а изношенный скрепер передавать в мастерскую для ремонта.
Канаты открепляют от скрепера, очищают от угля, грязи и старой смазки, промывают горячим маслом, протирают ветошью и осматривают. Если канат допускается к дальнейшей работе до следующего капитального ремонта, то его смазывают горячей 2 канатной мазью и пропускают через блоки на свое место и к скреперу.
Осматривают надежность крепления канатов к рабочему и холостому барабанам, при необходимости усиливают крепления.
Очищают все блоки канатов от головного до хвостового, а затем тщательно осматривают их: нет ли каких повреждений и износа роликов блоков, их осей, крюков, надежны ли завязки блоков. Проверяют чистоту каналов роликов для смазки, при необходимости каналы прочищают. Смазочные каналы всех роликов заполняют солидолом.
2 Горячая смазка лучше проникает между проволоками в сердечник.
Ремонт скреперной лебедки.
После наружной очистки лебедки и ее редуктора разъединяют фрикционные муфты. Ремонт редуктора изложен в § 66.
Вскрывают подшипники барабанов лебедки, осматривают их, а также и цапфы валов барабанов. Ремонт выполняют по указаниям § 58. Проверяют крепления стоек с подшипниками к плите. Зачищают и восстанавливают изношенные от каната места на барабане (реборды, канавки).
Осматривают детали фрикционной муфты (шкив, колодки, ленту), заменяют изношенные детали, собирают их и устанавливают фрикционную муфту на свое место.
Центрируют отремонтированный редуктор по валу барабанов, а затем электродвигатель по валу редуктора и производят пробное вращение, а затем пробный пуск и холостую работу привода скреперного устройства.
Ремонт ходовых путей скрепера на дне траншей и защитных полос на нижних частях боковых стенок траншей. Изношенные участки на дне и на боковых стенах срезают газовым резаком, а на их место электросваркой приваривают новые рельсы и полосы.
Срок службы канатов скрепера не превышает 2—3 месяца. Чугунные блоки и ролики служат около 6 месяцев. Стальные блоки и ролики работают 2—3 года, но при них сокращается на 15—20% срок службы канатов.