Стартовая >> Оборудование >> Эл. машины >> Технология и оборудование производства электрических машин

Испытания электрических машин - Технология и оборудование производства электрических машин

Оглавление
Технология и оборудование производства электрических машин
Характеристика и особенности технологии электромашиностроения
Структура электромашиностроительного завода
Производственный и технологический процессы
Основы проектирования технологических процессов
Припуски на обработку
О базировании деталей
Типизация технологических процессов, нормирование
Механическая обработка деталей
Обработка станин
Обработка подшипниковых щитов
Обработка деталей коллектора электрических машин постоянного тока
Определение экономической эффективности выбранного варианта механической обработки
Штамповка деталей электрических машин
Усилие резания при вырубке и пробивке деталей
Типы штампов
Зазоры между матрицей и пуансоном
Стойкость штампов
Оборудование, применяемое для штамповки листов сердечников
Штамповка листов сердечников
Автоматизация процесса штамповки
Механизация транспортировки отходов и готовых листов
Вопросы техники безопасности в штамповочных цехах
Изготовление сердечников магнитопроводов
Ориентирование листов сердечников по шпоночной канавке и шихтовочному знаку
Шихтовка сердечников роторов, якорей, статоров
Прессовка и обработка пазов сердечников
Сборка сердечников
Типы коллекторов
Изготовление коллекторных пластин
Изготовление коллекторных прокладок
Изготовление миканитовых манжет
Основные операции сборки и обработки коллекторов
Изготовление коллекторов на пластмассе
Контроль коллекторов
Сборка контактных колец
Общие вопросы обмоточно-изоляционного производства
Заготовительные работы при изготовлении обмоток
Типы обмоток и область применения
Изготовление одновитковых катушек якоря
Изготовление многовитковых катушек якоря
Изготовление шаблонных катушек статора и стержней ротора
Намотка всыпных катушек
Типы катушек полюсов
Изготовление катушек полюсов из круглого и прямоугольного изолированных проводов
Изготовление катушек из голого медного провода, наматываемого плашмя
Изготовление катушек из голого медного провода, наматываемого на ребро
Изготовление катушек  с изоляцией «монолит»
Изолирование катушек
Изолирование пазов сердечников
Подготовка сердечника к укладке катушек якоря
Бандажировка якоря
Отделка якоря
Укладка и соединение катушек роторов и статоров
Укладка и соединение всыпных обмоток статоров и роторов
Укладка и соединение стержневой обмотки ротора
Типы короткозамкнутых обмоток и их изготовление
Заливка короткозамкнутых роторов алюминием
Влияние различных способов заливки на качество короткозамкнутых роторов
Провода обмоток микромашин
Подготовка сердечников к укладке обмоток микромашин
Укладка обмоток якорей микромашин
Пропитка и сушка обмоток
Сушка обмоток
Пропиточно-сушильные отделения для обмоток
Механизация и автоматизация пропиточно-сушильных работ
Техника безопасности и противопожарная техника при пропитке и сушке обмоток
Пайка и сварка соединений в обмотках
Пайка соединений в обмотках мягкими припоями
Пайка соединений в обмотках твердыми припоями
Сварка и лужение соединений в обмотках
Контроль и испытание обмоток
Испытание обмоток аппаратами СМ-1
Сборка электрических машин
Балансировка роторов
Монтаж подшипников
Общая сборка электрических машин переменного тока
Общая сборка электрических машин постоянного тока
Окраска и сушка деталей и собранных электрических машин
Испытания электрических машин
Проверка установочно-присоединительных размеров
Станции для испытания электрических машин
Вопросы техники безопасности при испытании электрических машин

ГЛАВА XIX ИСПЫТАНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН
§ 19-1. Общие вопросы
Каждая электрическая машина, изготовленная предприятием, должна удовлетворять требованиям, предъявляемым к ней стандартами или техническими условиями.
Для машин общепромышленного применения переменного и постоянного тока с номинальной мощностью свыше 50 Вт общие технические требования устанавливаются ГОСТ 183—66.
Требования, предъявляемые к машинам специального назначения, изложены в других стандартах. Например, к тяговым электрическим машинам постоянного и пульсирующего тока технические требования предусмотрены ГОСТ 2582—66.
Допуски на установочно-присоединительные размеры и методы проверки этих величин указаны в ГОСТ 8592—66.
Для определения соответствия требованиям стандарта производится контроль и испытание собранной электрической машины. Программа испытаний электрических машин общепромышленного применения предусмотрена ГОСТ 183—66, а общие методы испытаний по этой программе указаны в ГОСТ 11828—66.
Методы испытаний отдельных видов машин устанавливаются соответствующими стандартами. Так, методы испытаний электродвигателей трехфазных асинхронных машин мощностью от 100 Вт и выше изложены в ГОСТ 7217—66, а машин постоянного тока — в ГОСТ 10159-62.
Согласно стандарту испытания электрических машин разделяются на типовые и контрольные.
Типовые испытания — испытания электрических машин, отобранных из серийных партий, с целью проверки всех требований к машинам, указанных в стандарте или в технических условиях на эти машины.
Срок проведения типовых испытаний и количество машин, отбираемых для этих испытаний, устанавливается в стандартах, а при отсутствии стандартов — в технических условиях на эти машины.
Типовым испытаниям подвергаются в первую очередь головные образцы вновь создаваемых электрических машин.
Необходимость в проведении типовых испытаний возникает также в случае значительного изменения технологии изготовления электрической машины, которое может повлиять на ее качество и работоспособность.
Контрольные испытания электрических машин — испытания, которым подвергается каждая электрическая машина, выпускаемая предприятием-изготовителем.
При контрольных испытаниях проверяются наиболее важные данные машины, такие, как механическая прочность вращающихся частей, электрическая прочность и величина сопротивления изоляции, рабочие характеристики машины. В связи с этим программа контрольных испытаний меньше, чем типовых.

§ 19-2. Программа контрольных испытаний электрических машин по ГОСТ 183—66

Ниже приводится перечень испытаний, которым подвергается каждый из видов машин:
а)    измерение сопротивления изоляции обмоток относительно корпуса машины и между обмотками;
б)    измерение сопротивления обмоток при постоянном токе в практически холодном состоянии;
в)    испытание при повышенной скорости вращения;
г)    испытание изоляции обмоток относительно корпуса и между обмотками на электрическую прочность;
д)    испытание межвитковой изоляции обмоток на электрическую прочность.           
Кроме того, у каждого вида машин постоянного тока (генераторы, двигатели и возбудители):
а)     определяют величину тока возбуждения генератора или скорость вращения электродвигателя при холостом ходе (для двигателей с последовательным возбуждением опыт проводят при независимом возбуждении);
б)    проверяют номинальные данные машины (мощность, напряжение, ток, скорость вращения, коэффициент полезного действия);
в)    проверяют коммутацию при номинальной нагрузке и кратковременной перегрузке.
У синхронных машин (генераторы, двигатели, компенсаторы) определяют характеристики холостого хода и характеристики установившегося трехфазного короткого замыкания (трехфазных машин) или однофазного короткого замыкания (однофазных машин).
У асинхронных двигателей определяют коэффициент трансформации (для двигателей с фазным ротором), величину тока и потери холостого хода; величину тока и потери короткого замыкания.

§ 19-3. Методы испытаний

Ниже рассматриваются установленные ГОСТ 11828—66 методы испытания параметров, общих для всех видов машин.
Измерение сопротивления изоляции обмоток относительно корпуса машины и между обмотками. Измерение сопротивления изоляции обмоток производят до начала испытания машины при температуре обмотки, равной температуре окружающей среды.
Для измерения сопротивления изоляции применяются мегомметры на 500 в для электрических машин с номинальным напряжением до 500 в включительно и мегомметры на 1000 в для электрических машин с номинальным напряжением свыше 500 в.
Измерение сопротивления изоляции обмоток относительно корпуса машины и между обмотками производят поочередно для каждой независимой электрической цепи при соединении всех прочих цепей с корпусом машины.
Измерение сопротивления обмоток при постоянном токе в практически холодном состоянии. Под практически холодным состоянием электрической машины понимается температура любой ее части, отличающаяся от температуры окружающей среды не более чем на +3°.
Измерение сопротивления обмоток при постоянном токе в практически холодном состоянии может производиться одним из следующих методов:
а)    вольтметра и амперметра;
б)    одинарным или двойным мостом.
При измерении сопротивления одинарным мостом к измеряемому сопротивлению обмотки прибавляется сопротивление соединительных проводов и контактов. Во избежание получения большой погрешности применять его для измерения сопротивлений, меньших 1 Ом, не допускается. Измерения двойным мостом такого недостатка не имеют.
Во избежание нагрева обмоток при испытаниях не следует принимать величину измерительного тока больше 15—20% номинального тока данной обмотки, а длительность его протекания — более 1 мин. Измерение сопротивления производят непосредственно на выводах обмоток.
Испытание машин при повышенной скорости вращения. Испытание производится с целью определения прочности электрической машины при аварийном повышении скорости вращения. Испытание при повышенной скорости вращения проводят как в режиме генератора, так и в режиме двигателя.
Многоскоростные электрические машины испытываются при повышенной скорости вращения на наибольшей номинальной скорости.
При испытании скорость вращения плавно повышается до испытательной и выдерживается при ней в течение 2 мин, а затем плавно понижается до полной остановки машины.
Испытательные скорости вращения:
а)     у электродвигателей переменного и постоянного тока с последовательным возбуждением на 20% больше наибольшей, указанной на щитке электродвигателя, но не ниже полуторной номинальной;
б)    у электродвигателей с регулировкой скорости вращения на 20% больше наибольшей, указанной на щитке электродвигателя;
в)    у всех остальных электрических машин на 20% больше номинальной.
Повышение скорости вращения испытуемой машины, работающей в режиме генератора, производится путем соответствующего повышения скорости вращения приводного двигателя.
При работе электрической машины в режиме двигателя скорость вращения у бесколлекторных машин переменного тока увеличивается за счет повышения частоты тока питания.
После испытания необходимо тщательно осмотреть вращающиеся части машины, которые не должны иметь повреждений и остаточных деформаций.
У машин, имеющих коллекторы или контактные кольца, рекомендуется измерять биение этих узлов до и после испытания.
Испытание изоляции обмоток на электрическую прочность относительно корпуса машины, между обмотками и между витками. Испытание изоляции обмоток электрической машины производится практически синусоидальным напряжением с частотой 50 Гц, т. е. таким напряжением, у которого коэффициент искажения синусоидальной кривой не превышает 5%.
Величина испытательного напряжения устанавливается ГОСТ 183—66 в зависимости от типа, мощности и номинального напряжения машины. Оно колеблется от 500 до 8000 в (для высоковольтных машин), что превышает номинальное напряжение в 3—10 раз.
Испытательное напряжение должно прикладываться плавно или ступенями, не превышающими 5% его окончательного значения. Согласно стандарту испытание должно начинаться с напряжения, не превышающего одну треть испытательного напряжения, при этом время, допускаемое для его подъема от половинного до полного значения, должно быть не менее 10 сек.
Полное испытательное напряжение выдерживают в течение 1 мин, после чего плавно снижают до одной трети его значения, а затем отключают.
Стандартом для машин мощностью до 10 кВт включительно на номинальные напряжения до 525 в при массовом выпуске на конвейере допускается заменять вышеуказанное испытание испытанием в течение 1 сек при напряжении, повышенном на 20% против принятого для обычного испытания.
Испытанию изоляции относительно корпуса подвергают поочередно каждую электрически независимую цепь. Для этого один из выводов источника напряжения подключают к выводу испытуемой обмотки, а второй — к корпусу машины, который должен быть надежно заземлен, и к нему на время испытания должны быть присоединены все остальные обмотки машины. Годной считается обмотка, у которой при испытании не произошло пробоя изоляции или перекрытия ее скользящими разрядами.
Электрическая прочность изоляции обмотки между смежными витками испытывается повышенным напряжением, при приложении которого изоляция должна выдержать испытание в течение 5 мин.
Испытание производят при холостом ходе машины путем повышения подводимого (при испытании в режиме электродвигателя) или генерируемого (при испытании в режиме генератора) напряжения на 30% сверх номинального напряжения.
Для электрических машин постоянного тока с числом полюсов более четырех испытательное напряжение определяется исходя из среднего напряжения между смежными коллекторными пластинами, равного 24 в.
Межвитковая изоляция трехфазного асинхронного двигателя с фазным ротором испытывается при неподвижном и разомкнутом роторе, а у двигателя с короткозамкнутым ротором — при холостом ходе.



 
« Технологические процессы пропитки, сушки и лакировки обмоток   Технология монтажа взрывозащищенных электродвигателей »
электрические сети