Стартовая >> Оборудование >> Эл. машины >> Технология и оборудование производства электрических машин

Прессовка и обработка пазов сердечников - Технология и оборудование производства электрических машин

Оглавление
Технология и оборудование производства электрических машин
Характеристика и особенности технологии электромашиностроения
Структура электромашиностроительного завода
Производственный и технологический процессы
Основы проектирования технологических процессов
Припуски на обработку
О базировании деталей
Типизация технологических процессов, нормирование
Механическая обработка деталей
Обработка станин
Обработка подшипниковых щитов
Обработка деталей коллектора электрических машин постоянного тока
Определение экономической эффективности выбранного варианта механической обработки
Штамповка деталей электрических машин
Усилие резания при вырубке и пробивке деталей
Типы штампов
Зазоры между матрицей и пуансоном
Стойкость штампов
Оборудование, применяемое для штамповки листов сердечников
Штамповка листов сердечников
Автоматизация процесса штамповки
Механизация транспортировки отходов и готовых листов
Вопросы техники безопасности в штамповочных цехах
Изготовление сердечников магнитопроводов
Ориентирование листов сердечников по шпоночной канавке и шихтовочному знаку
Шихтовка сердечников роторов, якорей, статоров
Прессовка и обработка пазов сердечников
Сборка сердечников
Типы коллекторов
Изготовление коллекторных пластин
Изготовление коллекторных прокладок
Изготовление миканитовых манжет
Основные операции сборки и обработки коллекторов
Изготовление коллекторов на пластмассе
Контроль коллекторов
Сборка контактных колец
Общие вопросы обмоточно-изоляционного производства
Заготовительные работы при изготовлении обмоток
Типы обмоток и область применения
Изготовление одновитковых катушек якоря
Изготовление многовитковых катушек якоря
Изготовление шаблонных катушек статора и стержней ротора
Намотка всыпных катушек
Типы катушек полюсов
Изготовление катушек полюсов из круглого и прямоугольного изолированных проводов
Изготовление катушек из голого медного провода, наматываемого плашмя
Изготовление катушек из голого медного провода, наматываемого на ребро
Изготовление катушек  с изоляцией «монолит»
Изолирование катушек
Изолирование пазов сердечников
Подготовка сердечника к укладке катушек якоря
Бандажировка якоря
Отделка якоря
Укладка и соединение катушек роторов и статоров
Укладка и соединение всыпных обмоток статоров и роторов
Укладка и соединение стержневой обмотки ротора
Типы короткозамкнутых обмоток и их изготовление
Заливка короткозамкнутых роторов алюминием
Влияние различных способов заливки на качество короткозамкнутых роторов
Провода обмоток микромашин
Подготовка сердечников к укладке обмоток микромашин
Укладка обмоток якорей микромашин
Пропитка и сушка обмоток
Сушка обмоток
Пропиточно-сушильные отделения для обмоток
Механизация и автоматизация пропиточно-сушильных работ
Техника безопасности и противопожарная техника при пропитке и сушке обмоток
Пайка и сварка соединений в обмотках
Пайка соединений в обмотках мягкими припоями
Пайка соединений в обмотках твердыми припоями
Сварка и лужение соединений в обмотках
Контроль и испытание обмоток
Испытание обмоток аппаратами СМ-1
Сборка электрических машин
Балансировка роторов
Монтаж подшипников
Общая сборка электрических машин переменного тока
Общая сборка электрических машин постоянного тока
Окраска и сушка деталей и собранных электрических машин
Испытания электрических машин
Проверка установочно-присоединительных размеров
Станции для испытания электрических машин
Вопросы техники безопасности при испытании электрических машин

§ 5-6. Прессовка сердечников

При шихтовке сердечников не удается получить монолитный пакет, так как усилия пневматического пресса для этого недостаточно, поэтому сердечники приходится опрессовывать на гидравлическом прессе (рис. 5-6),  имеющем большее давление.
Гидравлический пресс и схема опрессовки
Рис. 5-6. Гидравлический пресс и схема опрессовки сердечника:
а — гидравлический пресс: 1 — стол; 2 — подвижная траверса; 3 — гидроцилиндр; б — схема опрессовки сердечника: 1 — стол; 2 — нижняя оправка; 3 — пакет сердечника; 4 — пазовый клин; 5 — подвижная траверса; 6 — колонка; 7 — верхняя оправка
На  первый взгляд кажется, что чем большим давлением будет спрессован пакет, тем и плотнее он будет. Однако, было, замечено, что после определенной величины усилия спрессовки плотность пакета увеличивается незначительно, но начинают возрастать у такого пакета удельные потери в стали.
При большом давлении спрессовки за счет главным образом заусенцев происходит повреждение изоляции, вследствие чего уменьшается переходное сопротивление, приводящее к ухудшению магнитных свойств стали.
Возрастание потерь после этого будет тем большим, чем больше величина давления при спрессовке. Для того чтобы иметь хорошо спрессованный пакет и не получить большого ухудшения магнитных свойств, применяют ступенчатую спрессовку.
Вначале пакет железа спрессовывается большим давлением и при этом достигается монолитность пакета, но может происходить некоторое ухудшение магнитных свойств. Однако после снятия давления эти свойства восстанавливаются.
Затем при насадке, запирающей пакет детали, например шайбы якоря (см. рис. 5-1), сердечник допрессовывается меньшим давлением, при этом магнитные свойства стали ухудшаются незначительно. Величина давления при спрессовке и допрессовке определяется расчетом.
Сила спрессовки и допрессовки зависит от длины пакета, площади листа и характера посадки листа железа на вал.
По данным [7], хорошую плотность пакета при низком уровне потерь можно получить при спрессовке с усилием 9,81 Мн/м2 (100 кПсм2) и допрессовке 3,92—5,89 Мн/м% (40—60 кГ/см2).
В процессе спрессовки, когда пакет находится под давлением, его длину замеряют шаблоном или штангенциркулем. Для прохода измерительного инструмента в оправках должны быть предусмотрены вырезы.

§ 5-7. Обработка пазов сердечников

Размеры и качество поверхности пазов сердечников зависят от точности штамповки листов, состояния оснастки и точного выполнения технологического процесса сборки.
У сердечников, собранных из листов, вырубленных пазовым штампом, размеры пазов будут иметь большие колебания и поверхность их будет более шероховатой, чем у сердечников, собранных из листов, полученных штамповкой совмещенным штампом.
Если шихтовка сердечников производится на изношенные оправки, а в пазы пакета вставляются потерявшие размер клинья, к тому же вместо четырех один, то трудно получить высокое качество пазов.
В производственных условиях в той или иной мере приходится обрабатывать механическим путем каждый паз сердечника.
Перед обработкой прежде производят правку листов. Эта операция необходима для выравнивания пазов, так как отдельные листы могут иметь сдвиги зубцов.
Для правки сердечников и роторы и якоря устанавливают шейками вала на специальные стойки с роликовыми опорами, на которых они могут поворачиваться вокруг своей оси.
Правят пазы ударами молотка по оправке, вставленной конусом в паз. Оправка представляет собой пластину длиной 200—300 мм и несколько большую по ширине паза сердечника. С одной стороны пластина имеет пологий конус, которым она и входит в начало паза.
Правке подвергается каждый паз сердечника, у длинных пакетов при правке пазов приходится перемещать пластину вдоль паза.
Протяжка для протягивания пазов сердечника
Рис. 5-7. Протяжка для протягивания пазов сердечника якоря:
1 — протяжка; 2 — держатель

Наиболее распространенными способами обработки сердечников являются обработка пазов пазовыми напильниками и протягивание протяжками.
Пазовые напильники в своем поперечном сечении имеют форму паза сердечника, для которого они предназначены, только несколько меньших размеров, чтобы напильник можно было вставить в паз. Длина напильника должна быть больше длины пакета сердечника на 150—200 мм.
При опиловке напильниками по периметру паза снимаются заусенцы и запиливаются отдельные выступающие листы; размеры паза при этом не изменяются.
Опиловка напильниками производится вручную и применяется для сердечников со всыпной обмоткой.
При укладке шаблонных катушек в открытые и полуоткрытые пазы сердечника, кроме чистой поверхности, необходимо также иметь достаточно точные размеры паза. Для этого их обрабатывают протяжками на протяжных станках.
Протяжка (рис. 5-7) представляет собой сложный и дорогостоящий инструмент, изготовляемый из легированных инструментальных сталей ХВГ или Р-18.
Зубья протяжки делятся на режущие и калибрующие. Первый режущий зуб имеет наименьшие размеры, каждый последующий зуб  больше предшествующего на величину 0,05—0,08 мм, называемую подъемом на зуб. Калибрующие зубья по форме и размерам должны соответствовать форме и размерам готового паза. Калибрующих зубьев бывает четыре — пять. При переточках размер каждого зуба понижается. Таким образом, после каждой переточки первый калибрующий зуб становится последним режущим. Размеры первого зуба определяются исходя из наименьшего возможного размера паза, полученного при шихтовке.
На протяжных станках пазы сердечника протягиваются поочередно. Для этого сердечник устанавливают на специальное приспособление, которое воспринимает усилие резания и позволяет поворачивать сердечник для обработки каждого паза, совмещая при этом ось паза и ось ползуна станка.
После протягивания пазы сердечников имеют ровную и гладкую поверхность и точные размеры.
Для предохранения обмотки от повреждения на выходе из паза острые кромки паза скругляют напильником вручную, если не предусмотрена постановка с торца сердечника крайних листов из мягкого изоляционного материала.
У сердечников якорей тяговых и крановых электродвигателей у пакета склеенных крайних листов специальным штампом на эксцентриковом прессе снимается пологая фаска с обеих сторон паза.



 
« Технологические процессы пропитки, сушки и лакировки обмоток   Технология монтажа взрывозащищенных электродвигателей »
электрические сети