Стартовая >> Оборудование >> Эл. машины >> Технология и оборудование производства электрических машин

Монтаж подшипников - Технология и оборудование производства электрических машин

Оглавление
Технология и оборудование производства электрических машин
Характеристика и особенности технологии электромашиностроения
Структура электромашиностроительного завода
Производственный и технологический процессы
Основы проектирования технологических процессов
Припуски на обработку
О базировании деталей
Типизация технологических процессов, нормирование
Механическая обработка деталей
Обработка станин
Обработка подшипниковых щитов
Обработка деталей коллектора электрических машин постоянного тока
Определение экономической эффективности выбранного варианта механической обработки
Штамповка деталей электрических машин
Усилие резания при вырубке и пробивке деталей
Типы штампов
Зазоры между матрицей и пуансоном
Стойкость штампов
Оборудование, применяемое для штамповки листов сердечников
Штамповка листов сердечников
Автоматизация процесса штамповки
Механизация транспортировки отходов и готовых листов
Вопросы техники безопасности в штамповочных цехах
Изготовление сердечников магнитопроводов
Ориентирование листов сердечников по шпоночной канавке и шихтовочному знаку
Шихтовка сердечников роторов, якорей, статоров
Прессовка и обработка пазов сердечников
Сборка сердечников
Типы коллекторов
Изготовление коллекторных пластин
Изготовление коллекторных прокладок
Изготовление миканитовых манжет
Основные операции сборки и обработки коллекторов
Изготовление коллекторов на пластмассе
Контроль коллекторов
Сборка контактных колец
Общие вопросы обмоточно-изоляционного производства
Заготовительные работы при изготовлении обмоток
Типы обмоток и область применения
Изготовление одновитковых катушек якоря
Изготовление многовитковых катушек якоря
Изготовление шаблонных катушек статора и стержней ротора
Намотка всыпных катушек
Типы катушек полюсов
Изготовление катушек полюсов из круглого и прямоугольного изолированных проводов
Изготовление катушек из голого медного провода, наматываемого плашмя
Изготовление катушек из голого медного провода, наматываемого на ребро
Изготовление катушек  с изоляцией «монолит»
Изолирование катушек
Изолирование пазов сердечников
Подготовка сердечника к укладке катушек якоря
Бандажировка якоря
Отделка якоря
Укладка и соединение катушек роторов и статоров
Укладка и соединение всыпных обмоток статоров и роторов
Укладка и соединение стержневой обмотки ротора
Типы короткозамкнутых обмоток и их изготовление
Заливка короткозамкнутых роторов алюминием
Влияние различных способов заливки на качество короткозамкнутых роторов
Провода обмоток микромашин
Подготовка сердечников к укладке обмоток микромашин
Укладка обмоток якорей микромашин
Пропитка и сушка обмоток
Сушка обмоток
Пропиточно-сушильные отделения для обмоток
Механизация и автоматизация пропиточно-сушильных работ
Техника безопасности и противопожарная техника при пропитке и сушке обмоток
Пайка и сварка соединений в обмотках
Пайка соединений в обмотках мягкими припоями
Пайка соединений в обмотках твердыми припоями
Сварка и лужение соединений в обмотках
Контроль и испытание обмоток
Испытание обмоток аппаратами СМ-1
Сборка электрических машин
Балансировка роторов
Монтаж подшипников
Общая сборка электрических машин переменного тока
Общая сборка электрических машин постоянного тока
Окраска и сушка деталей и собранных электрических машин
Испытания электрических машин
Проверка установочно-присоединительных размеров
Станции для испытания электрических машин
Вопросы техники безопасности при испытании электрических машин

Общие сведения. В электрических машинах в зависимости от величины и характера нагрузки на ротор (якорь) в подшипниковых узлах применяются радиальные подшипники шариковые или роликовые или радиально-упорные с коническими роликами.
Конструкция, точность основных размеров (внутренний и наружный диаметры, ширина колец) и точность вращения подшипников качения установлены ГОСТ 520—55.
Стандартом предусмотрены следующие классы точности подшипников и их условные обозначения:
нормальный                                                    — Н
повышенный                                                   — П
высокий                                                            — В
особо высокий                                                — А
сверхвысокий                                                  — С
промежуточный                                           — ВП, АВ, СА

У промежуточных классов буква слева указывает класс точности внутреннего кольца, а справа — класс точности наружного кольца.
Характер сопряжения подшипников качения всех классов точности с валами и корпусами установлен ГОСТ 3325—55. Согласно стандарту при назначении полей допусков на вал под внутреннее кольцо и отверстие корпуса под наружное кольцо подшипника учитываются следующие условия: что вращается, вал или корпус; вид нагрузки; режим работы.
В электрических машинах, как правило, вращается вал. В связи с этим шейки валов под подшипник изготовляют с полями допусков П1? П; Hl5 Н; Т4, Т; Ti, Г, а отверстия под подшипник в подшипниковых щитах — Сь С; П1? П.
Подшипники классов А и С монтируются только с посадками 1-го класса точности.
Подготовка подшипников и сопрягаемых с ними деталей к монтажу. При попадании в подшипник посторонние твердые частицы (грязь, песок, слюда и др.), смешиваясь с находящейся в нем смазкой, образуют абразивную смесь, которая при работе разрушает шарики или ролики и рабочие дорожки колец.
Попадающая внутрь подшипника влага может вызвать коррозию, в результате чего на трущихся поверхностях образуются язвочки, которые ухудшают легкость вращения подшипников и вызывают их преждевременный износ.
Поэтому одним из основных условий, от которых зависит долговечность, является содержание подшипников в чистоте в период хранения, в процессе сборки и в эксплуатации.
Подшипники с заводов-изготовителей поставляются потребителям законсервированными консистентной смазкой и в защитной упаковке.
В упакованном виде они должны подаваться со склада завода на сборочный участок. Снятие упаковки и расконсервацию подшипников следует производить непосредственно перед установкой их в узлы машины.
Монтаж подшипников. В электрических машинах посадка внутреннего кольца на вал, а иногда и наружного кольца в подшипниковый щит производится с натягом. Поэтому установка их в соответствующий узел машины осуществляется при помощи пресса, а при больших натягах при посадке на вал необходим предварительный нагрев подшипников.
Обычно нагрев подшипников перед монтажом совмещают с нагревом их в масляных ваннах во время расконсервации.
Нагретый подшипник надевают на вал и осаживают до упора на шейке вала легкими ударами цилиндрической оправкой по трубчатой. оправке, которая имеет ободок из цветного металла со стороны, соприкасающейся с подшипником.
Если в машине предусмотрены внутренние крышки, они должны быть надеты на вал перед монтажом подшипников.
Роликоподшипники перед монтажом разбирают и их наружные кольца запрессовывают в подшипниковый щит отдельно при помощи пресса.
Монтаж подшипников является ответственной сборочной операцией, при выполнении которой следует соблюдать выработанные практикой следующие основные приемы:
во избежание повреждений рабочих поверхностей не следует применять способов монтажа подшипников, при которых усилие напрессовки может передаваться на тела качения;
усилие при запрессовке прикладывают только к тому кольцу, которое устанавливается на посадочное место с натягом; при одновременной установке подшипника на вал и в корпус
Масляная ванна для расконсервации и подогрева подшипников
Рис. 18-4. Масляная ванна для расконсервации и подогрева подшипников
усилие напрессовки передается через оба кольца;
нельзя наносить удары непосредственно по кольцам подшипника;
для установки подшипников следует применять специальные приспособления и оправки, исключающие перекос колец и повреждение подшипников при монтаже;
монтажный инструмент, приспособления и участок, на котором производится установка подшипников, должны содержаться в чистоте.

Оборудование, применяемое при монтаже подшипников.

Монтаж подшипников может производиться непосредственно при сборке электрических машин или при сборке ее частей (якоря, ротора, подшипниковых щитов). В последнем случае организуется специальный участок монтажа подшипников.
Для удаления консервационной смазки и подогрева подшипников перед насадкой на вал пользуются специальными ваннами с минеральным маслом, нагретым до температуры 80—100°. Обогреваются ванны паром или электричеством.
На рис. 18-4 показана конструкция одной из таких ванн. Ванна состоит из корпуса 8 и рабочей корзины 3.
Во внутреннюю полость ванны заливается масло, которое подогревается до температуры 100° электрическими спиралями, смонтированными в корпусе ванны. Корзина 3 опускается в ванну и поднимается из нее с помощью пневмоцилиндра 2, смонтированного под днищем ванны. Движение от штока цилиндра передается корзине через систему тяг и направляющие колонки 6, соединенные с крышкой ванны, к которой прикреплена корзина.
Для отсоса паров масла из ванны служит вентиляционная система 4. Температура в ванне в заданных пределах поддерживается автоматически с помощью термопары 7 и прибора 5.
Для расконсервации оператор укладывает подшипники на дна корзины, которая поднимается в верхнее положение, выше уровня масла. Из корзины подшипники извлекают крючком после того, как они очистятся от консервирующей смазки.
Пневмогидравлический пресс
Рис. 18-5. Пневмогидравлический пресс:
1 — поршень пневмоцилиндра; 2 — большой пневмоцилиндр; 3 — плунжер; 4 — верхняя крышка пневмоцилиндра; 5 — пружина; 6 — гидроцилиндр; 7 — поршень гидроцилиндра; 8 — нажимной зонт; 9 — гайка; 10 — пробка; 11, 12 — технологические кольца; 13 —бачок; 14 — клапан; 15 — трехходовой кран; 16 — стойка; 17 — редуктор; 18 — водоотделитель; 19 — вентиль
Включение пневмоцилиндра для опускания корзины в ванну с маслом и подъема из нее производится поворотом рукоятки крана 2.
При применении в электрических машинах роликоподшипников наружные кольца их запрессовываются в подшипниковые щиты с помощью прессов.
На рис. 18-5 показан пневмогидравлический пресс для запрессовки подшипников в подшипниковые щиты электродвигателей.



 
« Технологические процессы пропитки, сушки и лакировки обмоток   Технология монтажа взрывозащищенных электродвигателей »
электрические сети