Стартовая >> Оборудование >> Эл. машины >> Технология и оборудование производства электрических машин

Изготовление катушек  с изоляцией «монолит» - Технология и оборудование производства электрических машин

Оглавление
Технология и оборудование производства электрических машин
Характеристика и особенности технологии электромашиностроения
Структура электромашиностроительного завода
Производственный и технологический процессы
Основы проектирования технологических процессов
Припуски на обработку
О базировании деталей
Типизация технологических процессов, нормирование
Механическая обработка деталей
Обработка станин
Обработка подшипниковых щитов
Обработка деталей коллектора электрических машин постоянного тока
Определение экономической эффективности выбранного варианта механической обработки
Штамповка деталей электрических машин
Усилие резания при вырубке и пробивке деталей
Типы штампов
Зазоры между матрицей и пуансоном
Стойкость штампов
Оборудование, применяемое для штамповки листов сердечников
Штамповка листов сердечников
Автоматизация процесса штамповки
Механизация транспортировки отходов и готовых листов
Вопросы техники безопасности в штамповочных цехах
Изготовление сердечников магнитопроводов
Ориентирование листов сердечников по шпоночной канавке и шихтовочному знаку
Шихтовка сердечников роторов, якорей, статоров
Прессовка и обработка пазов сердечников
Сборка сердечников
Типы коллекторов
Изготовление коллекторных пластин
Изготовление коллекторных прокладок
Изготовление миканитовых манжет
Основные операции сборки и обработки коллекторов
Изготовление коллекторов на пластмассе
Контроль коллекторов
Сборка контактных колец
Общие вопросы обмоточно-изоляционного производства
Заготовительные работы при изготовлении обмоток
Типы обмоток и область применения
Изготовление одновитковых катушек якоря
Изготовление многовитковых катушек якоря
Изготовление шаблонных катушек статора и стержней ротора
Намотка всыпных катушек
Типы катушек полюсов
Изготовление катушек полюсов из круглого и прямоугольного изолированных проводов
Изготовление катушек из голого медного провода, наматываемого плашмя
Изготовление катушек из голого медного провода, наматываемого на ребро
Изготовление катушек  с изоляцией «монолит»
Изолирование катушек
Изолирование пазов сердечников
Подготовка сердечника к укладке катушек якоря
Бандажировка якоря
Отделка якоря
Укладка и соединение катушек роторов и статоров
Укладка и соединение всыпных обмоток статоров и роторов
Укладка и соединение стержневой обмотки ротора
Типы короткозамкнутых обмоток и их изготовление
Заливка короткозамкнутых роторов алюминием
Влияние различных способов заливки на качество короткозамкнутых роторов
Провода обмоток микромашин
Подготовка сердечников к укладке обмоток микромашин
Укладка обмоток якорей микромашин
Пропитка и сушка обмоток
Сушка обмоток
Пропиточно-сушильные отделения для обмоток
Механизация и автоматизация пропиточно-сушильных работ
Техника безопасности и противопожарная техника при пропитке и сушке обмоток
Пайка и сварка соединений в обмотках
Пайка соединений в обмотках мягкими припоями
Пайка соединений в обмотках твердыми припоями
Сварка и лужение соединений в обмотках
Контроль и испытание обмоток
Испытание обмоток аппаратами СМ-1
Сборка электрических машин
Балансировка роторов
Монтаж подшипников
Общая сборка электрических машин переменного тока
Общая сборка электрических машин постоянного тока
Окраска и сушка деталей и собранных электрических машин
Испытания электрических машин
Проверка установочно-присоединительных размеров
Станции для испытания электрических машин
Вопросы техники безопасности при испытании электрических машин

§ 9-5. Изготовление полюсных катушек и катушек якоря с изоляцией типа «монолит»
Катушки главных и дополнительных полюсов, пропитываемые битумным компаундом и лаками, включая кремнийорганические, имеют общий недостаток, определяемый их конструкцией крепления на сердечнике полюса: между крепительными прокладками и фланцами неизбежно остаются воздушные зазоры, в результате чего уменьшается теплоотдача, катушки перегреваются, надежность электрической машины снижается.
Для устранения этого недостатка за последние годы электромашиностроителями проведены изыскания по созданию более совершенных конструкций изоляции и современной технологии изготовления катушек полюсов. В частности, на заводе «Динамо» им. Кирова была разработана литая конструкция изоляции, получаемая заливкой эпоксидным компаундом специальной формы, в которую уложена катушка, надетая на сердечник.
Испытания показали более низкий нагрев таких катушек в сравнении с катушками, изолированными микалентой.
Однако полюсные моноблоки с литой эпоксидной изоляцией имели и существенный недостаток, не позволивший внедрить эти катушки в серийное производство. При температурных перегрузках и тепловых ударах часто образуются трещины в литой, неармированной части катушек.
Работа по совершенствованию изоляции на заводе «Динамо» была продолжена. В полюсных катушках, а также катушках якорей тяговых электродвигателей вместо кремнийорганической изоляции была применена изоляция типа «монолит» (рис. 9-10).
За последние годы за рубежом этот вид изоляции получил широкое распространение. В Советском Союзе она впервые была разработана ВЭИ им. Ленина и применена при изготовлении электробуров и элементов обмоток для высоковольтных генераторов.
Изоляция якоря  «монолит»
Рис. 9-11. Изоляция якоря типа «монолит»:
1 — лента стеклянная  бандажная ЛСБ-Б сечением 0,2 мм х 20 мм; 16 витков: 2 — лента стеклянная сечением 0,1 X 20 мм; 3 — лента стеклослюдинитовая марки Л2С40КС сечением 0,15 мм х 20 мм; 4 — лента стеклянная сечением 0,1 х 20 мм, 5 — пазовая изоляция из асбестовой бумаги толщиной 0,4 мм; 6, 8 — прокладки асбестовые толщиной 1 мм', 7 — провод медный марки ПСДКТ
Изоляция типа «монолит» представляет собой сочетание стеклоткани, усиленной слюдинитом, являющимся высокопрочной электрической прослойкой, с эпоксидным компаундом.
Дополнительный полюс и катушка с изоляцией типа «монолит»
Рис. 9-10. Дополнительный полюс и катушка с изоляцией типа «монолит»:
1 — сердечник полюса; 2 — лента медная типа МГМ; 8 и 8 — прокладка асбестовая; 4, в, 7 — лента стеклянная; 5 — лента стеклослюдинитовая; 9 — прокладка из асбеста
Катушки возбуждения пропитываются плотно надетыми на изолированные полюсные сердечники, а катушки якорей — уложенными в пазы сердечников. Пропитка обмоток компаундом происходит сначала в глубоком вакууме, затем под давлением, при котором пропитывающий состав и затвердевает.
Последующая запечка изоляции производится в электрических печах при нормальном давлении.
Технологический процесс получения изоляции типа «монолит»  описан в гл. XV.
У катушек тягового двигателя (рис. 9-11) за счет уменьшения толщины наружной изоляции катушки без изменения ширины ее пазовой части применен провод с сечением 1,56 ммХ 10 мм марки ПСДКТ вместо провода 1,45 лис X10 мм, применяемого в серийных двигателях. Это позволило несколько увеличить коэффициент заполнения паза.
Технологический процесс пропитки якорей с изоляцией типа «монолит» тот же, что и для пропитки полюсных катушек с этой изоляцией. Некоторое отличие заключается в том, что для предохранения от вытекания компаунда первые 6—8 ч во время сушки якоря вращаются со скоростью 16 оборотов в минуту. Концы вала якоря смазывают кремнийорганическим вазелином, с тем чтобы к ним не прилипал компаунд.
Экономическая эффективность замены кремний органических катушек якоря и полюсов изоляцией типа «монолит» составляет 52 руб. на один двигатель. Эта экономия обуславливается:
а)    применением в полюсных катушках трех ленточных слоев вместо четырех;
б)    отменой пружинных фланцев и полуфланцев для крепления катушек на полюсе, а в якорях — пазовых клиньев;
в)    сокращением примерно в два раза расхода стеклослюдинитовой изоляции;
г)    возможностью осуществить замену кремнийорганической изоляции без снижения мощности электродвигателя (что стало возможно из-за высокой эффективности теплоотдачи).
Катушки с изоляцией типа «монолит» (как показала разрезка) имеют сквозную пропитку. Нагрев катушек с этой изоляцией на 36 ... 42° ниже, чем катушек с кремнийорганической изоляцией. Полюсные моноблоки имеют высокий запас электрической прочности по корпусной изоляции (20 кв), высокую прочность сцепления катушек с сердечником полюса.
Благодаря вышеописанным преимуществам перед другими видами изоляции стеклослюдинитовая изоляция на термореактивных связующих («монолит») признана основным видом изоляции в турбо- и гидрогенераторах, крупных и тяговых электрических машинах.



 
« Технологические процессы пропитки, сушки и лакировки обмоток   Технология монтажа взрывозащищенных электродвигателей »
электрические сети