Стартовая >> Оборудование >> Эл. машины >> Технология и оборудование производства электрических машин

Сварка и лужение соединений в обмотках - Технология и оборудование производства электрических машин

Оглавление
Технология и оборудование производства электрических машин
Характеристика и особенности технологии электромашиностроения
Структура электромашиностроительного завода
Производственный и технологический процессы
Основы проектирования технологических процессов
Припуски на обработку
О базировании деталей
Типизация технологических процессов, нормирование
Механическая обработка деталей
Обработка станин
Обработка подшипниковых щитов
Обработка деталей коллектора электрических машин постоянного тока
Определение экономической эффективности выбранного варианта механической обработки
Штамповка деталей электрических машин
Усилие резания при вырубке и пробивке деталей
Типы штампов
Зазоры между матрицей и пуансоном
Стойкость штампов
Оборудование, применяемое для штамповки листов сердечников
Штамповка листов сердечников
Автоматизация процесса штамповки
Механизация транспортировки отходов и готовых листов
Вопросы техники безопасности в штамповочных цехах
Изготовление сердечников магнитопроводов
Ориентирование листов сердечников по шпоночной канавке и шихтовочному знаку
Шихтовка сердечников роторов, якорей, статоров
Прессовка и обработка пазов сердечников
Сборка сердечников
Типы коллекторов
Изготовление коллекторных пластин
Изготовление коллекторных прокладок
Изготовление миканитовых манжет
Основные операции сборки и обработки коллекторов
Изготовление коллекторов на пластмассе
Контроль коллекторов
Сборка контактных колец
Общие вопросы обмоточно-изоляционного производства
Заготовительные работы при изготовлении обмоток
Типы обмоток и область применения
Изготовление одновитковых катушек якоря
Изготовление многовитковых катушек якоря
Изготовление шаблонных катушек статора и стержней ротора
Намотка всыпных катушек
Типы катушек полюсов
Изготовление катушек полюсов из круглого и прямоугольного изолированных проводов
Изготовление катушек из голого медного провода, наматываемого плашмя
Изготовление катушек из голого медного провода, наматываемого на ребро
Изготовление катушек  с изоляцией «монолит»
Изолирование катушек
Изолирование пазов сердечников
Подготовка сердечника к укладке катушек якоря
Бандажировка якоря
Отделка якоря
Укладка и соединение катушек роторов и статоров
Укладка и соединение всыпных обмоток статоров и роторов
Укладка и соединение стержневой обмотки ротора
Типы короткозамкнутых обмоток и их изготовление
Заливка короткозамкнутых роторов алюминием
Влияние различных способов заливки на качество короткозамкнутых роторов
Провода обмоток микромашин
Подготовка сердечников к укладке обмоток микромашин
Укладка обмоток якорей микромашин
Пропитка и сушка обмоток
Сушка обмоток
Пропиточно-сушильные отделения для обмоток
Механизация и автоматизация пропиточно-сушильных работ
Техника безопасности и противопожарная техника при пропитке и сушке обмоток
Пайка и сварка соединений в обмотках
Пайка соединений в обмотках мягкими припоями
Пайка соединений в обмотках твердыми припоями
Сварка и лужение соединений в обмотках
Контроль и испытание обмоток
Испытание обмоток аппаратами СМ-1
Сборка электрических машин
Балансировка роторов
Монтаж подшипников
Общая сборка электрических машин переменного тока
Общая сборка электрических машин постоянного тока
Окраска и сушка деталей и собранных электрических машин
Испытания электрических машин
Проверка установочно-присоединительных размеров
Станции для испытания электрических машин
Вопросы техники безопасности при испытании электрических машин

§ 16-4. Сварка соединений в обмотках

Методами сварки соединяются у некоторых двигателей выводные концы обмоток якорей с петушками коллектора и межкатушечные соединения всыпных обмоток асинхронных двигателей.

Сварка концов всыпных обмоток статоров и роторов.

 Концы катушек, подлежащие сварке, скручивают между собой. К ним подводят один из концов сварочного однофазного трансформатора, второй конец трансформатора соединяют с угольным электродом. При касании электродом торцов свариваемых проводов возникает электрическая дуга, которая оплавляет концы проводов, соединяя их в единое целое.
Для защиты глаз от вредного воздействия на них дуги сварку необходимо производить в защитных сварочных очках.
При сварке возникновение электрической дуги и оплавление концов проводов происходят за доли секунды. Любая передержка дуги может привести к пережогу металла. Соединение становится хрупким и при изгибе проводов в процессе сборки схемы рядом с местом сварки провода могут обломиться. Вот почему некоторые заводы предпочитают не сваривать, а паять межкатушечные соединения припоем ПМФ.

§ 16-5. Лужение

Лужение — процесс нанесения на металлическую поверхность детали тонкого защитного слоя неокисляемого металла, предохраняющего деталь от коррозии или служащего подготовкой к последующей пайке. Чтобы получить неокисляемый контакт, на станинах лудят места для присоединения заземления и кабельных наконечников.
Для подготовки под пайку облуживают выводные концы катушек машин постоянного тока, шлицы коллекторных пластин, выводы контактных колец фазных роторов.
При подготовке под пайку поверхности детали облуживают тем металлом, который будет применяться при пайке в качестве припоя. При пайке медно-фосфористым припоем подлежащие пайке поверхности не облуживают.
Предварительное лужение деталей позволяет получать качественное соединение со сплошной пропайкой соединяемых поверхностей.
Существуют два способа лужения — гальваническое и горячее. Гальваническое лужение выполняется в ваннах с электролитом. Анодом при этом является электрод из предназначенного для лужения металла (олово, кадмий); на место катода навешивается деталь, подвергающаяся лужению. При пропускании через электролит постоянного тока низкого напряжения на катоде (деталь) осаждается слой полуды. Толщина этого слоя пропорциональна времени нахождения детали в электролите под действием тока.
При горячем лужении детали с подготовленной поверхностью (очищенные от грязи и смазанные флюсом) опускают в ванну с расплавленным припоем и выдерживают в ней в течение времени, необходимого для разогрева детали под лужение. На вынутой из ванны детали виден слой полуды.

Горячее лужение шлицев коллекторных пластин в ваннах.

Операции лужения предшествуют следующие подготовительные работы: обезжиривание поверхностей шлица в водном растворе тринатрий- фосфата и эмульгатора ОП-7 соответственно по 30—35 г и 0,5—1 г на 1 л воды, обмазка кистью боковых и торцовых поверхностей пластины водным раствором извести для предохранения их от облуживания, сушка пластин.
После лужения боковые поверхности пластин очищают от известковой обмазки.
Все эти операции являются ручными и малопроизводительными. Нанесение обмазки и последующая очистка детали от нее загрязняют участок. Поэтому на ряде заводов защита боковых и торцовых поверхностей от облуживания производится нанесением на них гальваническим методом тонкого слоя хрома (0,22 мкм).
Лужение шлицев производится путем погружения пластин в расплавленный в ваннах припой шлицованными частями с выдержкой в нем в течение 2—15 мин.
Ванна для лужения шлицев коллекторных пластин
Рис. 16-4. Ванна для лужения шлицев коллекторных пластин

Время выдержки, необходимое для разогрева пластин, зависит от массы одновременно загруженных пластин.
Лудильные ванны бывают с индукционным нагревом и нагревом спиралями сопротивления (рис. 16-4).
Ванна 5, в которой расплавляется припой, имеет массивные стенки, аккумулирующие тепло. За счет этого тепла при загрузке холодных пластин температура в ванне понижается незначительно.
Ванна установлена на сварном основании 1. Для расплавления припоя под ее днищем находятся три блока спиралей 3, которые для удобства замены перегоревших спиралей выдвигаются.
Ванна и блоки спиралей обмурованы снаружи теплоизоляцией 4 и 2. Для загрузки и выгрузки пластин из ванны служит подъемный механизм 9. Вращением рукоятки 6 за счет ввертывания и вывертывания винта 7 из гайки 8 можно поднимать или опускать этот механизм вместе с загруженными пластинами.



 
« Технологические процессы пропитки, сушки и лакировки обмоток   Технология монтажа взрывозащищенных электродвигателей »
электрические сети