Стартовая >> Оборудование >> Эл. машины >> Технология монтажа взрывозащищенных электродвигателей

Технология монтажа взрывозащищенных электродвигателей

Как правило, взрывозащищенные электродвигатели поступают с заводов-изготовителей в собранном виде, вместе с технологическим оборудованием. Каждый электродвигатель поставляют с техническим паспортом и инструкцией по монтажу и эксплуатации.
Разборку электродвигателей при монтаже проводят в том случае, если обнаружен обрыв обмоток, или сопротивление (МОм) их изоляции по отношению к корпусу, измеренное мегаомметром на 1 000 В, ниже U/( 1 000 + 0,01 N), где tf — номинальное напряжение, В; N— мощность электродвигателя, кВт.
Для электродвигателей на напряжение 6 или 10 кВ сопротивление изоляции обмоток измеряют мегаомметром на 2 500 В, при этом оно должно быть не ниже 6 МОм.
Если сопротивление изоляции обмоток электродвигателя ниже нормы, осуществляют сушку обмоток со снятием вводного устройства для циркуляции воздуха независимо от срока отгрузки с завода-изготовителя.
После сушки проверяют плотность прилегания сопрягаемых деталей взрывонепроницаемых оболочек. Зазор должен быть не более указанного в заводской инструкции по монтажу и эксплуатации электродвигателя. Если электродвигатель не удовлетворяет этим требованиям, его нельзя использовать как взрывозащищенный.
Электродвигатели серии ВАО на напряжение 380/660 В мощностью до 315 кВт имеют шесть типов вводных устройств К1—Кб, которые допускают непосредственный ввод бронированных кабелей с бумажной изоляцией, кабелей и проводов в трубах с изоляцией жил из резины и поливинилхлоридного пластиката.
Устройства К5 и Кб электродвигателей ВАО 315—450 имеют отверстия для ввода двух кабелей и отличаются друг от друга только диаметрами вводных отверстий (табл.). Вводные устройства крепят к фланцам электродвигателей четырьмя болтами и могут быть повернуты на 90°, т.е. установлены вводными отверстиями влево, вправо, вверх и вниз.
Трубная резьба ввода электродвигателей серии ВАО


Габарит электродвигателя

Вводное устройство

Трубная резьба ввода, мм

Габарит электродвигателя

Вводное устройство

Трубная резьба ввода, мм

0-1

К1

19

9

К4

65

2-3

К1

25

315

К5

50 х 50

4-6

К2

32

355-450

К6

50x65

7-8

КЗ

50

 

 

 

Внутри корпусов вводных устройств электродвигателей 0—9-го габаритов установлено по три силовых проходных контактных зажима и один заземляющий зажим у электродвигателей 315—450-го габаритов — шесть силовых и два заземляющих зажима (рис. 1). Силовые зажимы соединены попарно контактными пластинами с отверстиями диаметром 10 мм, что позволяет присоединять к одной фазе по одной жиле каждого из двух вводимых кабелей. При этом контактные плоскости наконечников фазных жил одного кабеля должны быть повернуты на 180° по отношению к контактным плоскостям наконечников другого кабеля для присоединения наконечников одной фазы с двух сторон контактной пластины.
При вводе одного кабеля в электродвигатели серии ВАО 315—450 категорически запрещается снимать из второго вводного отверстия заводскую заглушку во избежание нарушения взрывозащищенных свойств вводного устройства. Вводные устройства электродвигателей серии ВАО маркировки В4Г и В4Д с 0-го по 9-й габариты — стальные сварные, расположены сверху электродвигателей и могут быть повернуты на 90°. Для электродвигателей 0—5-го габаритов используют вводное устройство типа К1, 6—-9-го габаритов — КЗ. Ниже приведены трубные резьбы в нажимных муфтах вводных устройств для различных габаритов электродвигателей с маркировкой В4Ги В4Д

 

Вводное устройство электродвигателей ВАО
Рис. 1. Вводное устройство электродвигателей ВАО:
1 — заземляющий зажим; 2— силовой зажим; 3 — контактная пластина; 4, 6— кабельная и нажимная муфты; 5— уплотнительное кольцо; 7, 8 — упорная и нажимная шайбы
Габарит электродвигателя .... 0—1 2—5 6—7 8—9
Трубная резьба ввода, мм ...................................  19 25                                            65
Перед вводом проводов и кабелей в электродвигатели сначала с корпуса вводного устройства снимают нажимную муфту, затем из гнезда кабельной муфты вынимают нажимную шайбу и удаляют надрезанные слои резинового кольца или сверлят в кольце отверстие по диаметру оболочки кабеля. Диаметр отверстия не должен превышать диаметра оболочки кабеля более чем на 1—1,5 мм (кольцо надевают на наружную оболочку кабелей марок ВБВ и АВБВ).
Варианты подвода к электродвигателям кабелей марок ВБВ и АВБВ
Рис. 2. Варианты подвода к электродвигателям кабелей марок ВБВ и АВБВ:
а — сверху; б — по стене сверху; в — вниз сквозь перекрытия; г — через пускатель; 1 — кабельная конструкция; 2— лоток; 3 — электродвигатель; 4 — пускатель
При вводе проводов в резиновое кольцо по меткам сверлят четыре отверстия диаметром, равным диаметру вводимого провода, и снимают крышку, отвернув торцовым ключом болты, крепящие ее к корпусу вводного устройства. При подводе к электродвигателям кабелей марок ВБВ и АВБВ от основной трассы их прокладывают открыто на перфорированных лотках или монтажных профилях без дополнительной защиты от возможных механических воздействий и независимо от высоты прокладки. Если расстояние от нижней 260 муфты вводного устройства электродвигателя до места крепления кабеля на лотке не более 0,7 м, дополнительных креплений кабеля не делают, а при больших расстояниях ставят перфорированный лоток с прокладкой по нему кабеля. Варианты подвода кабелей марок ВБВ и АВБВ к электродвигателям приведены на рис. 15.
Открыто прокладываемые бронированные и небронированные кабели других марок с поливинилхлоридной, резиновой и бумажной изоляцией (например, ВВБГ; ВРБГ; СБГ и др.) при подводе к электродвигателям защищают от возможных механических воздействий на высоте не ниже 2 м от пола или площади обслуживания. Защиту кабеля осуществляют монтажными профилями, стальными коробами, водогазопроводными трубами. Длина жил кабелей, присоединяемых к зажимам электродвигателей приведена в табл. 2.
Таблица 2. Длина секторных жил (мм) для присоединения к электродвигателям серии ВАО 315—450-го габаритов


Площадь сечения жил, мм2 (тип жил)

Крайняя жила

Средняя жила

Нулевая жила

Наконечник

медный

медно- алю- миние- вый

алюминиевый

медный

медно- алю- миние- вый

алюминиевый

медный

медно- алю- миние- вый

алюминиевый

25 (С, СО)

280

270

275

270

260

265

260

250

255

35 (С, СО)

275

270

270

265

260

265

255

250

255

50 (С, СО)

265

255

270

255

245

260

245

235

250

70 (С)

260

250

255

250

240

245

240

230

235

70 (С)

255

260

245

250

235

240

95 (С, СО)

255

245

250

245

235

240

235

225

230

120 (С, СО)

255

240

245

245

230

235

235

220

225

150 (С)

240

245

230

235

220

225

Примечание. Буквенные обозначения: С — секторная многопроволочная, СО — секторная однопроволочная.
При подводе к электродвигателям проводов или кабелей в трубах, выходящих из пола, трубы должны иметь привязку, указанную в проекте. После установки электродвигателей на место трубы доводят до вводного устройства и вводят на короткой резьбе в нажимную муфту. Защиту бронированных кабелей на участке между трубами, выходящими из пола, и вводным устройством электродвигателя можно выполнять монтажным профилем или стальным коробом.       
При замере трубы нажимную муфту притягивают болтами до отказа к кабельной муфте (или корпусу вводного устройства у электродвигателей до 3-го габарита). Болты затягивают равномерно во избежание перекоса нажимной муфты и повреждения резьбы болтов.
Если диаметр подводимой трубы меньше диаметра отверстия в нажимной муфте вводного устройства, в нажимную муфту ввертывают переходную футорку. При выводе труб из пола они имеют разъемные соединения. Если кабель затянут в трубу до установки электродвигателя, разъемное соединение не собирают.
К электродвигателям, которые установлены на основаниях, подверженных вибрации, подвод выполняют так:
во взрывоопасных зонах всех классов — гибкими переносными кабелями с резиновой изоляцией (от пусковых аппаратов, установленных как у электродвигателей, так и в электропомещениях (без дополнительной защиты от механических повреждений);
во взрывоопасных зонах классов В-16, В-1г — гибкими проводами в водогазопроводных трубах с переходом на резиновые напорные рукава при условии их соответствия окружающей среде (пары бензина, бензола и т.п.);
во взрывоопасных зонах классов В-la, В-1 — гибкими проводами в водогазопроводных трубах с переходом на герметичные метал- лорукава типа PI-Ц-А и Р11-Ц-А.
Для соединения герметичных металлорукавов с электродвигателями и аппаратами в отверстие вводного устройства ввинчивают штуцеры или к трубе привинчивают накидную гайку металлорукава.

 
« Технология и оборудование производства электрических машин   Технология монтажа электрических машин »
электрические сети