Как правило, взрывозащищенные электродвигатели поступают с заводов-изготовителей в собранном виде, вместе с технологическим оборудованием. Каждый электродвигатель поставляют с техническим паспортом и инструкцией по монтажу и эксплуатации.
Разборку электродвигателей при монтаже проводят в том случае, если обнаружен обрыв обмоток, или сопротивление (МОм) их изоляции по отношению к корпусу, измеренное мегаомметром на 1 000 В, ниже U/( 1 000 + 0,01 N), где tf — номинальное напряжение, В; N— мощность электродвигателя, кВт.
Для электродвигателей на напряжение 6 или 10 кВ сопротивление изоляции обмоток измеряют мегаомметром на 2 500 В, при этом оно должно быть не ниже 6 МОм.
Если сопротивление изоляции обмоток электродвигателя ниже нормы, осуществляют сушку обмоток со снятием вводного устройства для циркуляции воздуха независимо от срока отгрузки с завода-изготовителя.
После сушки проверяют плотность прилегания сопрягаемых деталей взрывонепроницаемых оболочек. Зазор должен быть не более указанного в заводской инструкции по монтажу и эксплуатации электродвигателя. Если электродвигатель не удовлетворяет этим требованиям, его нельзя использовать как взрывозащищенный.
Электродвигатели серии ВАО на напряжение 380/660 В мощностью до 315 кВт имеют шесть типов вводных устройств К1—Кб, которые допускают непосредственный ввод бронированных кабелей с бумажной изоляцией, кабелей и проводов в трубах с изоляцией жил из резины и поливинилхлоридного пластиката.
Устройства К5 и Кб электродвигателей ВАО 315—450 имеют отверстия для ввода двух кабелей и отличаются друг от друга только диаметрами вводных отверстий (табл.). Вводные устройства крепят к фланцам электродвигателей четырьмя болтами и могут быть повернуты на 90°, т.е. установлены вводными отверстиями влево, вправо, вверх и вниз.
Трубная резьба ввода электродвигателей серии ВАО
Габарит электродвигателя | Вводное устройство | Трубная резьба ввода, мм | Габарит электродвигателя | Вводное устройство | Трубная резьба ввода, мм |
0-1 | К1 | 19 | 9 | К4 | 65 |
2-3 | К1 | 25 | 315 | К5 | 50 х 50 |
4-6 | К2 | 32 | 355-450 | К6 | 50x65 |
7-8 | КЗ | 50 |
|
|
|
Внутри корпусов вводных устройств электродвигателей 0—9-го габаритов установлено по три силовых проходных контактных зажима и один заземляющий зажим у электродвигателей 315—450-го габаритов — шесть силовых и два заземляющих зажима (рис. 1). Силовые зажимы соединены попарно контактными пластинами с отверстиями диаметром 10 мм, что позволяет присоединять к одной фазе по одной жиле каждого из двух вводимых кабелей. При этом контактные плоскости наконечников фазных жил одного кабеля должны быть повернуты на 180° по отношению к контактным плоскостям наконечников другого кабеля для присоединения наконечников одной фазы с двух сторон контактной пластины.
При вводе одного кабеля в электродвигатели серии ВАО 315—450 категорически запрещается снимать из второго вводного отверстия заводскую заглушку во избежание нарушения взрывозащищенных свойств вводного устройства. Вводные устройства электродвигателей серии ВАО маркировки В4Г и В4Д с 0-го по 9-й габариты — стальные сварные, расположены сверху электродвигателей и могут быть повернуты на 90°. Для электродвигателей 0—5-го габаритов используют вводное устройство типа К1, 6—-9-го габаритов — КЗ. Ниже приведены трубные резьбы в нажимных муфтах вводных устройств для различных габаритов электродвигателей с маркировкой В4Ги В4Д
Рис. 1. Вводное устройство электродвигателей ВАО:
1 — заземляющий зажим; 2— силовой зажим; 3 — контактная пластина; 4, 6— кабельная и нажимная муфты; 5— уплотнительное кольцо; 7, 8 — упорная и нажимная шайбы
Габарит электродвигателя .... 0—1 2—5 6—7 8—9
Трубная резьба ввода, мм ................................... 19 25 65
Перед вводом проводов и кабелей в электродвигатели сначала с корпуса вводного устройства снимают нажимную муфту, затем из гнезда кабельной муфты вынимают нажимную шайбу и удаляют надрезанные слои резинового кольца или сверлят в кольце отверстие по диаметру оболочки кабеля. Диаметр отверстия не должен превышать диаметра оболочки кабеля более чем на 1—1,5 мм (кольцо надевают на наружную оболочку кабелей марок ВБВ и АВБВ).
Рис. 2. Варианты подвода к электродвигателям кабелей марок ВБВ и АВБВ:
а — сверху; б — по стене сверху; в — вниз сквозь перекрытия; г — через пускатель; 1 — кабельная конструкция; 2— лоток; 3 — электродвигатель; 4 — пускатель
При вводе проводов в резиновое кольцо по меткам сверлят четыре отверстия диаметром, равным диаметру вводимого провода, и снимают крышку, отвернув торцовым ключом болты, крепящие ее к корпусу вводного устройства. При подводе к электродвигателям кабелей марок ВБВ и АВБВ от основной трассы их прокладывают открыто на перфорированных лотках или монтажных профилях без дополнительной защиты от возможных механических воздействий и независимо от высоты прокладки. Если расстояние от нижней 260 муфты вводного устройства электродвигателя до места крепления кабеля на лотке не более 0,7 м, дополнительных креплений кабеля не делают, а при больших расстояниях ставят перфорированный лоток с прокладкой по нему кабеля. Варианты подвода кабелей марок ВБВ и АВБВ к электродвигателям приведены на рис. 15.
Открыто прокладываемые бронированные и небронированные кабели других марок с поливинилхлоридной, резиновой и бумажной изоляцией (например, ВВБГ; ВРБГ; СБГ и др.) при подводе к электродвигателям защищают от возможных механических воздействий на высоте не ниже 2 м от пола или площади обслуживания. Защиту кабеля осуществляют монтажными профилями, стальными коробами, водогазопроводными трубами. Длина жил кабелей, присоединяемых к зажимам электродвигателей приведена в табл. 2.
Таблица 2. Длина секторных жил (мм) для присоединения к электродвигателям серии ВАО 315—450-го габаритов
Площадь сечения жил, мм2 (тип жил) | Крайняя жила | Средняя жила | Нулевая жила | ||||||
Наконечник | |||||||||
медный | медно- алю- миние- вый | алюминиевый | медный | медно- алю- миние- вый | алюминиевый | медный | медно- алю- миние- вый | алюминиевый | |
25 (С, СО) | 280 | 270 | 275 | 270 | 260 | 265 | 260 | 250 | 255 |
35 (С, СО) | 275 | 270 | 270 | 265 | 260 | 265 | 255 | 250 | 255 |
50 (С, СО) | 265 | 255 | 270 | 255 | 245 | 260 | 245 | 235 | 250 |
70 (С) | 260 | 250 | 255 | 250 | 240 | 245 | 240 | 230 | 235 |
70 (С) | — | 255 | 260 | — | 245 | 250 | — | 235 | 240 |
95 (С, СО) | 255 | 245 | 250 | 245 | 235 | 240 | 235 | 225 | 230 |
120 (С, СО) | 255 | 240 | 245 | 245 | 230 | 235 | 235 | 220 | 225 |
150 (С) | — | 240 | 245 | — | 230 | 235 | — | 220 | 225 |
Примечание. Буквенные обозначения: С — секторная многопроволочная, СО — секторная однопроволочная.
При подводе к электродвигателям проводов или кабелей в трубах, выходящих из пола, трубы должны иметь привязку, указанную в проекте. После установки электродвигателей на место трубы доводят до вводного устройства и вводят на короткой резьбе в нажимную муфту. Защиту бронированных кабелей на участке между трубами, выходящими из пола, и вводным устройством электродвигателя можно выполнять монтажным профилем или стальным коробом.
При замере трубы нажимную муфту притягивают болтами до отказа к кабельной муфте (или корпусу вводного устройства у электродвигателей до 3-го габарита). Болты затягивают равномерно во избежание перекоса нажимной муфты и повреждения резьбы болтов.
Если диаметр подводимой трубы меньше диаметра отверстия в нажимной муфте вводного устройства, в нажимную муфту ввертывают переходную футорку. При выводе труб из пола они имеют разъемные соединения. Если кабель затянут в трубу до установки электродвигателя, разъемное соединение не собирают.
К электродвигателям, которые установлены на основаниях, подверженных вибрации, подвод выполняют так:
во взрывоопасных зонах всех классов — гибкими переносными кабелями с резиновой изоляцией (от пусковых аппаратов, установленных как у электродвигателей, так и в электропомещениях (без дополнительной защиты от механических повреждений);
во взрывоопасных зонах классов В-16, В-1г — гибкими проводами в водогазопроводных трубах с переходом на резиновые напорные рукава при условии их соответствия окружающей среде (пары бензина, бензола и т.п.);
во взрывоопасных зонах классов В-la, В-1 — гибкими проводами в водогазопроводных трубах с переходом на герметичные метал- лорукава типа PI-Ц-А и Р11-Ц-А.
Для соединения герметичных металлорукавов с электродвигателями и аппаратами в отверстие вводного устройства ввинчивают штуцеры или к трубе привинчивают накидную гайку металлорукава.