Стартовая >> Оборудование >> Эл. машины >> Технология и оборудование производства электрических машин

Испытание обмоток аппаратами СМ-1 - Технология и оборудование производства электрических машин

Оглавление
Технология и оборудование производства электрических машин
Характеристика и особенности технологии электромашиностроения
Структура электромашиностроительного завода
Производственный и технологический процессы
Основы проектирования технологических процессов
Припуски на обработку
О базировании деталей
Типизация технологических процессов, нормирование
Механическая обработка деталей
Обработка станин
Обработка подшипниковых щитов
Обработка деталей коллектора электрических машин постоянного тока
Определение экономической эффективности выбранного варианта механической обработки
Штамповка деталей электрических машин
Усилие резания при вырубке и пробивке деталей
Типы штампов
Зазоры между матрицей и пуансоном
Стойкость штампов
Оборудование, применяемое для штамповки листов сердечников
Штамповка листов сердечников
Автоматизация процесса штамповки
Механизация транспортировки отходов и готовых листов
Вопросы техники безопасности в штамповочных цехах
Изготовление сердечников магнитопроводов
Ориентирование листов сердечников по шпоночной канавке и шихтовочному знаку
Шихтовка сердечников роторов, якорей, статоров
Прессовка и обработка пазов сердечников
Сборка сердечников
Типы коллекторов
Изготовление коллекторных пластин
Изготовление коллекторных прокладок
Изготовление миканитовых манжет
Основные операции сборки и обработки коллекторов
Изготовление коллекторов на пластмассе
Контроль коллекторов
Сборка контактных колец
Общие вопросы обмоточно-изоляционного производства
Заготовительные работы при изготовлении обмоток
Типы обмоток и область применения
Изготовление одновитковых катушек якоря
Изготовление многовитковых катушек якоря
Изготовление шаблонных катушек статора и стержней ротора
Намотка всыпных катушек
Типы катушек полюсов
Изготовление катушек полюсов из круглого и прямоугольного изолированных проводов
Изготовление катушек из голого медного провода, наматываемого плашмя
Изготовление катушек из голого медного провода, наматываемого на ребро
Изготовление катушек  с изоляцией «монолит»
Изолирование катушек
Изолирование пазов сердечников
Подготовка сердечника к укладке катушек якоря
Бандажировка якоря
Отделка якоря
Укладка и соединение катушек роторов и статоров
Укладка и соединение всыпных обмоток статоров и роторов
Укладка и соединение стержневой обмотки ротора
Типы короткозамкнутых обмоток и их изготовление
Заливка короткозамкнутых роторов алюминием
Влияние различных способов заливки на качество короткозамкнутых роторов
Провода обмоток микромашин
Подготовка сердечников к укладке обмоток микромашин
Укладка обмоток якорей микромашин
Пропитка и сушка обмоток
Сушка обмоток
Пропиточно-сушильные отделения для обмоток
Механизация и автоматизация пропиточно-сушильных работ
Техника безопасности и противопожарная техника при пропитке и сушке обмоток
Пайка и сварка соединений в обмотках
Пайка соединений в обмотках мягкими припоями
Пайка соединений в обмотках твердыми припоями
Сварка и лужение соединений в обмотках
Контроль и испытание обмоток
Испытание обмоток аппаратами СМ-1
Сборка электрических машин
Балансировка роторов
Монтаж подшипников
Общая сборка электрических машин переменного тока
Общая сборка электрических машин постоянного тока
Окраска и сушка деталей и собранных электрических машин
Испытания электрических машин
Проверка установочно-присоединительных размеров
Станции для испытания электрических машин
Вопросы техники безопасности при испытании электрических машин

В ВЭИ им. Ленина (М. В. Смирнов и В. Д. Мажуга [23]) для испытания обмоток электрических машин постоянного и переменного тока разработаны универсальные аппараты СМ-1; СМ-2 и СМ-4.
Этими аппаратами можно обнаружить витковые замыкания и другие дефекты обмоток до укладки и после укладки их в машину.
Все три аппарата предназначены для одних и тех же целей, но аппарат СМ-1 на испытательных станциях электромашиностроительных заводов нашел более широкое применение, так как он имеет экран больших размеров, чем у аппарата СМ-2, и на нем хороша видно изображение с расстояния 2—3 м.
Аппарат СМ-1
Рис. 17-3. Аппарат СМ-1:
а — внешний вид аппарата; б — схема включения полюсных катушек; в — схема включения обмотки, соединенной в звезду; г — схема включения обмотки, соединенной в треугольник
За счет уменьшения размеров экрана аппарат СМ-2 имеет габариты и вес, в полтора раза меньшие, чем у аппарата СМ-1. Таким аппаратом удобнее пользоваться в случаях, требующих переноски аппарата с места на место.
Аппарат СМ-1, внешнй вид которого показан на рис. 17-3, состоит из ряда блоков, основными из них являются: электрионнолучевая трубка с контуром ее питания, контур развертки луча на экране по горизонтальной оси, контур импульсного генератора.
Принцип действия аппарата основан на сравнении полного сопротивления двух катушек и заключается в следующем. К аппарату подключаются две катушки, соединенные между собой последовательно. При подаче на них напряжения от генератора на экране электроннолучевой трубки появляется светящаяся кривая. Импульсы напряжения на катушки подаются поочередно то в одном, то в другом направлениях и не успеет на экране исчезнуть одна кривая, как появляется вторая (экран обладает свойством послесвечения).
Если обмотки не имеют никаких дефектов и их электрические параметры одинаковы, то и кривые обеих катушек будут одинаковы по форме и амплитуде и наложатся друг на друга. На экране трубки в этом случае будет наблюдаться одна кривая.
При наличии короткого замыкания в витках одной из обмоток, неправильного соединения по схеме, различного числа витков, пробоя изоляции на корпус или по другим причинам наложения кривых не произойдет и на экране будут видны две кривые. По форме кривых судят о характере дефекта.
Аппарат СМ-1 подключается шнуром с вилкой 11 к сети переменного тока 127 в.
Испытуемые обмотки присоединяются к двум парам гнезд, расположенных на передней панели. Пара гнезд 6 обозначает импульсы, а вторая пара гнезд 8 — пластины явления. Расположенные над гнездами три выключателя 4, 5, 7 служат для включения различных частей схемы аппарата. Регулировка величины импульсного напряжения и четкости изображения на экране 1 производится рукоятками 2, 10. В процессе работы аппарат должен быть заземлен за вывод 9.

Для контроля на витковое замыкание или обрыв якорных и полюсных катушек до укладки их в машину необходимо иметь как минимум две однотипных катушки и соединить их между собой и аппаратом (рис. 17-3, б).
Приспособление для подключения якоря к аппарату СМ-1
Рис. 17-4. Приспособление для подключения якоря к аппарату СМ-1

Обмотки, соединенные в звезду, присоединяют к аппарату для испытания так, как показано на рис. 17-3, в, а соединенные в треугольник — так, как показано на рис. 17-3, г.
При испытании обмотки, соединенной в звезду, к незаземленному гнезду пластины явления присоединяется вывод от нулевой точки (показан пунктиром) или от третьей фазы, которая в этом случае будет служить просто проводом.
На рис. 17-3, виг показано сравнение фаз А и В при соединении обмоток как в звезду, так и в треугольник. Если они окажутся годными, то для проверки фазы С необходимо поменять ее местами с фазой А или В. Для контроля обмоток якорей машин с катушками, имеющими одинаковое число витков без уравнительных соединений, достаточно присоединить концы от аппарата к трем произвольно взятым пластинам коллектора, две из которых расположены по обе стороны от средней под углом 45°.
В этом случае с обеих сторон относительно средней пластины коллектора будет одинаковое количество витков обмотки. Такую схему включения аппарата 3 можно осуществить, применив приспособление с тремя контактами 1, расположенными строго под углом 45° к пластинам коллектора 2 (рис. 17-4).
Приспособление является универсальным, так как электроды могут передвигаться в держателе для получения контакта с коллекторами различных диаметров.
Контроль обмотки якоря с помощью аппарата СМ-1 является производительным методом испытания, не утомляющим контролера.

§ 17-4. Проверка последовательности фаз статора

Выводные концы фаз статора асинхронного двигателя маркируют номерами 1,2,3. При соединении их с трехфазной сетью в последовательности: 1 — с фазой А, 2 — с фазой В ж 3 — с фазой С — двигатель будет вращаться по часовой стрелке (если смотреть со стороны выступающего конца вала).
Проверить последовательность фаз, а следовательно, и направление вращения двигателя можно до его сборки, если в статор, подключенный к сети в указанном выше порядке, вместо ротора ввести металлический диск, могущий вращаться. Магнитное поле статора приведет этот диск во вращение в сторону вращения поля.
Наблюдать за вращением диска нужно со стороны статора, которая в собранном двигателе будет обращена в сторону выступающего конца вала ротора.
Обычно для этих целей пользуются небольшим по размерам прибором — фазоуказателем, предназначенным для определения последовательности фаз трехфазной цепи, имеющим легкий свободно вращающийся алюминиевый диск.



 
« Технологические процессы пропитки, сушки и лакировки обмоток   Технология монтажа взрывозащищенных электродвигателей »
электрические сети