Стартовая >> Оборудование >> Эл. машины >> Технология и оборудование производства электрических машин

Основы проектирования технологических процессов - Технология и оборудование производства электрических машин

Оглавление
Технология и оборудование производства электрических машин
Характеристика и особенности технологии электромашиностроения
Структура электромашиностроительного завода
Производственный и технологический процессы
Основы проектирования технологических процессов
Припуски на обработку
О базировании деталей
Типизация технологических процессов, нормирование
Механическая обработка деталей
Обработка станин
Обработка подшипниковых щитов
Обработка деталей коллектора электрических машин постоянного тока
Определение экономической эффективности выбранного варианта механической обработки
Штамповка деталей электрических машин
Усилие резания при вырубке и пробивке деталей
Типы штампов
Зазоры между матрицей и пуансоном
Стойкость штампов
Оборудование, применяемое для штамповки листов сердечников
Штамповка листов сердечников
Автоматизация процесса штамповки
Механизация транспортировки отходов и готовых листов
Вопросы техники безопасности в штамповочных цехах
Изготовление сердечников магнитопроводов
Ориентирование листов сердечников по шпоночной канавке и шихтовочному знаку
Шихтовка сердечников роторов, якорей, статоров
Прессовка и обработка пазов сердечников
Сборка сердечников
Типы коллекторов
Изготовление коллекторных пластин
Изготовление коллекторных прокладок
Изготовление миканитовых манжет
Основные операции сборки и обработки коллекторов
Изготовление коллекторов на пластмассе
Контроль коллекторов
Сборка контактных колец
Общие вопросы обмоточно-изоляционного производства
Заготовительные работы при изготовлении обмоток
Типы обмоток и область применения
Изготовление одновитковых катушек якоря
Изготовление многовитковых катушек якоря
Изготовление шаблонных катушек статора и стержней ротора
Намотка всыпных катушек
Типы катушек полюсов
Изготовление катушек полюсов из круглого и прямоугольного изолированных проводов
Изготовление катушек из голого медного провода, наматываемого плашмя
Изготовление катушек из голого медного провода, наматываемого на ребро
Изготовление катушек  с изоляцией «монолит»
Изолирование катушек
Изолирование пазов сердечников
Подготовка сердечника к укладке катушек якоря
Бандажировка якоря
Отделка якоря
Укладка и соединение катушек роторов и статоров
Укладка и соединение всыпных обмоток статоров и роторов
Укладка и соединение стержневой обмотки ротора
Типы короткозамкнутых обмоток и их изготовление
Заливка короткозамкнутых роторов алюминием
Влияние различных способов заливки на качество короткозамкнутых роторов
Провода обмоток микромашин
Подготовка сердечников к укладке обмоток микромашин
Укладка обмоток якорей микромашин
Пропитка и сушка обмоток
Сушка обмоток
Пропиточно-сушильные отделения для обмоток
Механизация и автоматизация пропиточно-сушильных работ
Техника безопасности и противопожарная техника при пропитке и сушке обмоток
Пайка и сварка соединений в обмотках
Пайка соединений в обмотках мягкими припоями
Пайка соединений в обмотках твердыми припоями
Сварка и лужение соединений в обмотках
Контроль и испытание обмоток
Испытание обмоток аппаратами СМ-1
Сборка электрических машин
Балансировка роторов
Монтаж подшипников
Общая сборка электрических машин переменного тока
Общая сборка электрических машин постоянного тока
Окраска и сушка деталей и собранных электрических машин
Испытания электрических машин
Проверка установочно-присоединительных размеров
Станции для испытания электрических машин
Вопросы техники безопасности при испытании электрических машин

                                                Г Л А В А II
ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
§ 2-1. Технологическая подготовка производства
Изготовлению серии новых электрических машин предшествует длительная конструкторская и технологическая подготовка производства. (От разработки задания на проектирование чертежей электродвигателя до его серийного производства проходит нередко два — три года.
Важнейшим звеном, влияющим на качество изготовления электродвигателя и его себестоимость, является технологическая подготовка производства.
Технологическая подготовка производства включает в себя:
а)    разработку технологического процесса изготовления деталей, сборочных единиц и сборки электрической машины;
б)    проектирование оснастки и ее изготовление в инструментальных цехах;
в)     отладку оснастки в цехах основного производства.
Оснасткой называют комплект приспособлений, штампов, кондукторов, пресс-форм, различных оправок, а также режущего и измерительного инструментов, потребных для изготовления электрических машин.
Технологическая подготовка производства начинается с момента разработки конструктором чертежей деталей электродвигателя.
Творческое содружество  конструктора и технолога в процессе разработки чертежей электрических машин — залог создания надежных в эксплуатации и технологичных в изготовлении конструкций, так как их  совместная работа  позволяет учесть как требования конструкции, так и требования технологии.
Под термином технологичность конструкций понимают такие конструкции, которые, отвечая всем эксплуатационным требованиям, могут быть изготовлены с минимальными затратами труда и материалов, их серийный выпуск может быть организован на базе высокопроизводительного оборудования и методов обработки в возможно короткие сроки.
Рассмотрев чертежи машины на технологичность, технологи ОГТ разрабатывают маршрут изготовления электродвигателя в цехах
завода и определяют количество материалов, потребных для изготовления этого двигателя.
Обычно этой работой в ОГТ занимаются технологи бюро технологических маршрутов и нормирования материалов.
Следующий этап технологической подготовки производства заключается в разработке перечня и заданий на проектирование специальной оснастки конструкторскому бюро ОГТ.
Чертежи специальной оснастки передаются на изготовление в инструментальный цех завода.
Изготовление оснастки — наиболее длительный этап технологической подготовки производства.
По окончании проектирования оснастки технологами производится разработка технологического процесса изготовления электрической машины.
С целью проверки в производственных условиях чертежей изделий, изготовленной оснастки и разработанного техпроцесса в выпускающем цехе изготовляется установочная партия электрических машин.
В процессе ее изготовления корректируются чертежи изделия, технологический процесс и доводится оснастка.
После проведения этой работы может быть начато серийное производство.

§ 2-2. Технологическая документация

Для разработки технологических маршрутов и норм расхода материалов, технологических процессов обработки деталей, сборки изделий применяется следующая технологическая документация: маршрутно-материальная ведомость; технологические карты; сводная ведомость инструментария; технологические инструкции.
Маршрутно-материальная ведомость. Она является основным исходным документом для составления производственных номенклатурных программ цехов завода, планирования потребности и норм расхода материалов для производства изделий.
Маршрутно-материальная ведомость составляется на все изделия, выпускаемые заводом. В ней указываются маршрут прохождения деталей и сборочных единиц по цехам завода, применяемые материалы и норма расхода их на каждую деталь и машину в целом.
На каждом листе ведомости указываются наименование и номер чертежа сборочной единицы и входящих в нее деталей.
Для каждой детали отводится одна строка, в которой, кроме наименования и номера чертежа ее, указывается количество деталей, входящих в сборочную единицу, сортамент, материал и размеры заготовки, из которой будет изготовляться деталь; нормы расхода материала на одну деталь и все детали, входящие в сборочную единицу; маршрут прохождения детали по цехам завода.
Каждому цеху и участку завода присваивается определенный трехзначный номер, например кузнечному — 100, обработки валов — 200, машин 250,  а его участки имеют
номера: шихтовки и заливки короткозамкнутых роторов — 251, сборки электрических машин — 252.
В этом случае в строке вала будет указан маршрут его изготовления 100—200—251.
Это означает, что в кузнечном цехе должна быть произведена резка материала и ковка заготовки вала, в цехе валов — обработка вала, а готовый вал следует передать на участок шихтовки в цех машин переменного тока.
Маршрут изготовления короткозамкнутого ротора будет определен двумя цифрами 251—252.
Технологические карты. В технологических картах записывается технологический процесс изготовления деталей, сборочных единиц и сборки машины. В картах указывают название и номер чертежа детали, тип электрической машины, в которую входит деталь, наименование операций и переходов, применяемое оборудование, номера чертежей оснастки, режимы обработки, разряд работы, норму времени и расценки.
Вследствие специфики различных видов обработки для каждого вида работ применяется своя форма технологических карт. Основное различие технологических карт заключается в количестве и наименованиях граф режимов обработки.
Так, в технологической карте механической обработки в графах режимов обработки указываются глубина резания, подача, число оборотов и др. Технологический процесс сварки характеризуется своими данными — родом и силой тока, величиной напряжения, диаметром электрода и т. д.
В технологических картах операции и переходы заносятся в порядке их выполнения.
Чаще пользуются технологическими картами на деталь (в этих картах отражаются главным образом технологические процессы механической обработки) и технологическими картами сборки.
В условиях массового и крупносерийного производства, когда за каждым станком закреплена определенная операция, технологический процесс обработки разрабатывается отдельно на каждую операцию на операционных технологических картах.
В операционных картах механической обработки режимы резания и штучное время указывают более подробно с подразделением на элементы. Кроме того, дается эскиз обработки детали.
Не во всех формах технологических карт на деталь имеются графы режимов обработки. Карты, в которых эти графы отсутствуют, называют маршрутными технологическими картами.
Установлен определенный порядок нумерации операций и переходов, а также формулировка и правила их написания.
По существующему положению порядковые номера операций в технологических картах обозначаются арабскими цифрами в порядке их возрастания.
Переходам, связанным с обработкой детали, присваиваются прописные буквы русского алфавита. Под заглавными буквами русского алфавита пишутся переходы, которые предусматривают установку детали, ее повторное крепление и т. п., т. е. переходы, на которые затрачивается только вспомогательное время.
Общепринятой является следующая терминология операций и переходов.
Название операции обозначается именем существительным в именительном падеже (обточка цилиндра, фрезерование плоскости, сверление отверстия), а перехода — глаголом повелительного наклонения (обточить цилиндр, фрезеровать плоскость, сверлить отверстие).
Если в данной операции или переходе обработка производится предварительно, то в конце операции добавляется слово «черновая», а в конце перехода —«начерно» (обточка цилиндра черновая, обточить цилиндр начерно).
При окончательной обработке добавляются соответственно слова «чистовая» и «начисто».
Сводная ведомость инструментария. Она является рабочим документом технолога. В ней для каждой детали указаны наименование и номер чертежа оснастки, применяемой для ее изготовления в каждой операции и переходе.
Сводной ведомостью инструментария пользуются технологи: для контроля за изготовлением оснастки в инструментальных цехах, отмечая в ней готовность оснастки по мере ее изготовления; как перечнем оснастки для заказа дублеров по мере выхода из строя ранее изготовленной оснастки.
Технологическая инструкция. Некоторые технологические процессы изготовления одноименных сборочных единиц являются общими и не зависят или мало зависят от габаритов изделий. К ним относятся изготовление коллекторов, пропитка якорей и статоров, заливка алюминием короткозамкнутых роторов, окраска электрических машин ит. п.
На данные процессы составляют технологические инструкции. Автором их являются центральные заводские лаборатории и отделы главного металлурга.
В технологических инструкциях указывают технологический процесс и изделия, на которые они составлены, применяемое для данного технологического процесса оборудование и материалы, подробно по пунктам описывается технологический процесс, а в конце инструкции — методы и средства контроля выполнения технологического процесса.
В технических требованиях чертежей узлов конструктором обычно дается указание о выполнении отдельных процессов по соответствующей инструкции. Например, в чертенке якоря указывается «пропитку произвести по ИТ (инструкции технологической)» и дается номер ее.
Технологическая инструкция не заменяет карты технологического процесса и не является платежным документом, так как в ней не указаны номера чертежей конкретных узлов и нет норм времени и расценок на выполнение операций.
При разработке технологического процесса изготовления узла делается ссылка на ИТ, по которой должна выполняться соответствующая операция.
В техпроцессе изготовления, например, якоря в числе других операций об операции пропитки будет записано: «Пропитка якоря по ИТ. Номер».
Вышеприведенные формы технологической документации являются основными, но не единственными.
Все изменения в технологический процесс вносятся в технологические карты после оформления их на бланках «Об изменениях технологической документации» и утверждения главным инженером завода.
На бланках определенной формы технологом разрабатывается задание конструктору ОГТ на проектирование технологической оснастки.

Об единых системах конструкторской (ЕСКД) и технологической (ЕСТД) документаций.

До 1971 г. в нашей стране не существовало единой для всех предприятий машино- и приборостроения конструкторской и технологической документаций. Это различие приводило к тому, что при передаче документации с одного предприятия на другое, прежде чем организовать производство на новом месте, приходилось затрачивать много времени и средств на ее переработку.
Техническая документация, особенно технологическая, в большинстве своем не была рассчитана при обработке и размножении ее на применение вычислительной и множительной техники.
С 1971 г. на указанных выше предприятиях вся конструкторская документация выполняется в соответствии с единой системой конструкторской документации, состоящей из различных ГОСТов, которыми установлены формы документации, правила заполнения ее и пользования ими.
Внедрение ЕСКД позволяет добиться:
а)     сокращения объема и снижения трудоемкости чертежно-конструкторских работ;
б)     сокращения цикла и снижения трудоемкости подготовки производства;
в)    повышения уровня технологичности выпускаемых конструкций;
г)     резкого уменьшения случаев переработки технической документации в связи с ее передачей из одного предприятия на другое;
д)    введения единства выполнения, оформления и понимания чертежей на предприятиях отраслей машиностроения и приборостроения.
В настоящее время разрабатываются стандарты на технологическую документацию, правила заполнения и пользования ею.
Перед организациями, разрабатывающими ЕСТД, ставится задача создать формы документации с оптимально необходимой нормативно-технологической информацией, позволяющей производить на предприятиях технико-экономические расчеты с применением вычислительной техники.
Большое внимание при разработке единых форм технологической документации уделяется созданию документации для типовых технологических процессов.



 
« Технологические процессы пропитки, сушки и лакировки обмоток   Технология монтажа взрывозащищенных электродвигателей »
электрические сети