Содержание материала

§ 4-12. Механизация транспортировки отходов и готовых листов статора и ротора
В штамповочных цехах на изготовление листов сердечников расходуется значительное количество электротехнической стали. Например, в цехе завода, имеющем 25 универсальных кривошипных прессов для вырубки листов статора и ротора, количество отходов при штамповке электротехнической стали доходит до 20 Т в сутки. Еще большее количество металла в виде вырубленных листов статора и ротора находится около прессов. Громоздкие ящики с отходами и оправки с готовыми листами захламляют проходы между прессами, мешая операторам работать на прессах, создавая опасность получения травм от порезов об острые края. Для транспортировки отходов и готовых деталей требуется большое количество электрокар.
Механизация удаления отходов и передачи готовых деталей на склад и участок лакировки является наиболее актуальной задачей штамповочных цехов.
Наибольший экономический эффект и значительное улучшение условий труда, как подтверждает опыт штамповочного участка цеха машин переменного тока завода «Динамо», дает комплексная механизация транспортных работ.

 

Планировка штамповочного участка
Рис. 4-20. Планировка штамповочного участка:

1 — станок для снятия заусенцев; 2 — лакировальная машина; 3 — пневматический подъемный станок; 4 — пластинчатый транспортер; 5 — ленточный транспортер для отходов; 6 — пакетировочный пресс; 7 — кран- балка с электротельфером; 8 — механизированная тележка; 9, 10 — кривошипный пресс; 11 — загрузочный стол; 12 — ножницы с наклонными ножами; 13 — ножницы роликовые; 14 — подвесной конвейер; 15 — мостовой кран; 16 — приемник для отходов; 17 — электромагнит

Штамповочный участок цеха расположен в двух пролетах (рис. 4-20). В одном из них установлены роликовые ножницы и универсальные кривошипные пресса различных моделей усилием от 686,7 кн до 2452,5 кн (70 — 250 Т) и два пресс-автомата модели К-208, в другом — станки для снятия заусенцев, лакировальные машины и промежуточный склад деталей.
Подвесной конвейер для транспортировки готовых листов
Рис. 4-21. Подвесной конвейер для транспортировки готовых листов статора и ротора

Ленточный транспортер для удаления отходов
Рис. 4-22. Ленточный транспортер для удаления отходов
Прессы для штамповки листов статора установлены вдоль ленточного транспортера для удаления отходов, а прессы для вырубки листов ротора — в другом ряду.
Пачки листов электротехнической стали с эстакады к роликовым ножницам подаются в цех по рельсовому пути при помощи механизированной (с электроприводом) тележки. Грузоподъемность тележки 3 Т, габаритные размеры 2000 X 1000 X 7000 (длина X ширина X высота). Для загрузки тележки на эстакаде и разгрузки ее в центре используется мостовой кран.
Нарезанные на роликовых ножницах полосы, уложенные в стопку высотой 200—300 мм на специальные рамки, передаются к прессам с помощью мостового крана.
Транспортировка готовых листов статора и ротора, хранящихся на специальных стойках, на участок лакирования производится подвесным конвейером (рис. 4-21), а на склад — электрокарами.
Отходы после штамповки перевозятся при помощи системы из трех ленточных транспортеров. Транспортер представляет собой желоб из листового железа, по дну которого движется лента (рис. 4-22).
Пакеты спрессованных отходов из пакетировочного отделения на эстакаду удаляются при помощи пластинчатого транспортера. Управление тельфером с электромагнитом и пластинчатым транспортером расположено на пульте пакетировочного пресса рядом с управлением самого пресса.
Выталкивание готового пакета из пресс-камеры пресса
Рис. 4-23. Выталкивание готового пакета из пресс-камеры пресса
Пакетирование производится следующим образом. Рабочий-прессовщик, нажимая на кнопки управления, перемещает электротельфер с электромагнитом к приемнику отходов и опускает электромагнит 17 (рис. 4-20) на отходы. После включения электромагнита к нему притягивается определенная порция выштамповок, которая магнитом переносится в пресс- камеру пресса.
Последняя заполняется отходами за две-три подачи, после чего начинается прессование.
Время прессования одного пакета (без учета загрузки) составляет 3 мин. Готовый пакет вертикальным штоком пресса (рис. 4-23) из пресс камеры поднимается вверх и горизонтальным — сталкивается на пластинчатый транспортер. Размеры спрессованного пакета 500 X X 300 X 280 мм, вес около 80 кз. Производительность пресса 3—4 Т отходов в смену.
Пакетирование отходов необходимо, так как:
а)    непакетированные отходы имеют большой объем и малый вес. При перевозке их по железной дороге в таком виде предприятию приходится платить большие штрафы за недогруз вагонов;
б)    при переплавке непакетированных отходов большое количество металла сгорает;
в)    стоимость 1 Т пакетированных отходов равна 16 руб., а непакетированных 4 руб.;
г)    для хранения пакетированных отходов нужна меньшая площадь.