Содержание материала

ИЗМЕРЕНИЕ ВОЗДУШНОГО ЗАЗОРА МЕЖДУ РОТОРОМ И СТАТОРОМ ГИДРОГЕНЕРАТОРА
Воздушный зазор замеряют специальным пружинным (рис. 9.6) щупом. Для замеров щуп опускают в зазор между ротором и статором строго по вертикальной оси полюса, следя, чтобы другая его сторона находилась на активной стали статора, а не попала на клин, крепящий обмотку статора. Затем поворотом рукоятки 1 раздвигают пружинные пластины 5 до полной выборки зазора. Замер производят в двух точках по высоте полюса (рис. 9.7), на уровне трех-пяти пакетов активной стали сверху и снизу, что дает возможность выяснить вертикальность установки полюсов на ободе ротора.

Рис. 9.6. Пружинный щуп для замера зазоров:
1 — рукоятка с указателем величины зазора; 2 — циферблат; 3 — гайка; 4 — сухарь неподвижный; 5 — положение пружин во время замера зазора; 6 — положение пружин во время ввода щупа в зазор; 7 — сухарь подвижный.

Для определения формы ротора производят замер воздушного зазора в одном сечении статора по каждому полюсу ротора, для чего ротор проворачивают краном. Форму статора определяют путем замера воздушного зазора между одним и тем же полюсом ротора и активной сталью статора при проворачивании ротора через каждые одно- два полюсных деления.
Следует учитывать, что механический способ измерения зазора щупом не дает высокой точности измерений из-за того, что активная сталь статора и сердечник полюса имеют криволинейную форму с различным радиусом кривизны и к тому же сама величина зазора вдоль полюса может быть различна из-за того, что полюсы имеют неодинаковое отклонение от вертикального положения. Конструктивные отличия полюсов и витковые замыкания в обмотке приводят к тому, что даже при относительно равномерном воздушном зазоре магнитный поток в нем будет неравномерным. Поэтому если имеются данные о повышенной вибрации статора, то измеряют величину не только воздушного зазора, но и величину магнитного потока в зазоре. Эти измерения проводят электрическим способом, для чего устанавливают в зазоре виток с одним активным проводником. Определение величины, на которую необходимо изменить воздушный зазор (путем горячей расклиновки обода ротора или перемещением статора), производят по расчетной кривой зависимости индукции в зазоре от величины зазора [22]. Воздушные зазоры в диаметрально противоположных точках не должны отличаться друг от друга более чем на ±20%, если инструкцией завода-изготовителя не предусмотрены другие нормы. 

Схема замера зазора
Рис. 9.7. Схема замера зазора:
1 — ротор; 2 — щуп; 3 — статор