Содержание материала

ГЛАВА ТРЕТЬЯ
РАЗБОРКА ГИДРОГЕНЕРАТОРА
3.1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Перед началом работ по разборке гидрогенератора проверяют готовность ремонтных площадок, наличие приспособлений, проверяют маркировку на всех снимаемых деталях и узлах или наносят новую. Следует учитывать, что на большинстве генераторов существует заводская, а также монтажная или ремонтная маркировка большинства деталей. Поэтому в дальнейшем придерживаются ее. Взаимное положение отдельных, наиболее ответственных деталей после окончания монтажа обязательно фиксируют метками, которые наносят керном или зубилом на видном месте. Эти метки дают возможность при последующих ремонтах производить правильную сборку деталей и узлов.


Рис. 3.1. Маркировка верхнего рифленого перекрытия и воздухоразделяющих щитов;
1 —  спица обода ротора; 2 —  воздухоразделяющие щиты; 3 —  верхнее рифленое перекрытие; 4 — трубопроводы

При отсутствии маркировки ее наносят кернением или белой (красной) маслостойкой краской на верхнее рифленое перекрытие и воздухоразделяющие щиты, закрывающие доступ к обмотке статора и ротора, а также на другие детали, подлежащие разборке и снятию с генератора на время ремонта. Кроме номера на эти детали ставят буквы, отмечающие их положение относительно оси машинного или приагрегатного зала: ВБ — верхний бьеф, НБ — нижний бьеф, ПБ — правый берег и ЛБ — левый берег (рис. 3.1). Всю маркировку заносят в журнал ремонта с записью даты и указанием ответственного за маркировку лица.
Если по условиям ремонта необходима выемка ротора, то его устанавливают в специальный приямок, обычно расположенный на монтажной площадке. Остальные снимаемые узлы и детали генератора располагают на различных отметках машинного или приагрегатного зала по заранее составленной схеме. Предварительно места складирования деталей закрывают деревянными щитами или же брезентом для предотвращения повреждения полов.
Разборка гидрогенератора включает в себя разборку углоизмерительного генератора, регуляторного генератора, вспомогательного генератора, возбудителя и подвозбудителя; снятие верхнего рифленого перекрытия; верхних и нижних воздухоразделяющих щитов, перегородок и коробов; разборку системы пожаротушения, системы непосредственного охлаждения обмотки статора водой; снятие и разборку газоохладителей; снятие вентиляторов; выемку клиньев и полюсов ротора, снятие верхней крестовины (при необходимости вывода ротора); разборку направляющего подшипника и подпятника, вывод ротора; разборку стыков активной стали статора (при необходимости замены стыковой изолирующей прокладки). У капсульных гидрогенераторов также разбирают подшипники со стороны возбудителя и турбины [12].

Снятие с ротора узлов системы возбуждения и регулирования производят только в случае необходимости выемки ротора генератора. В остальных случаях ремонт возбудителя, подвозбудителя, регуляторного, углоизмерительного и вспомогательного генераторов производят на месте их расположения.

Компоновка оборудования системы возбуждения и регулирования гидрогенератора
Рис. 3.2. Компоновка оборудования системы возбуждения и регулирования:
1 — регуляторный генератор; 2 — подвозбудитель; 3 — возбудитель; 4 — вспомогательный генератор; 5 — главный генератор

Компоновка оборудования системы возбуждения и ее конструктивное исполнение в современных гидрогенераторах разнообразны. Так, при электромашинкой системе возбуждения у подвесных генераторов якорь возбудителя диском своего остова закреплен на верхнем торце втулки подпятника, а у генераторов зонтичного типа насажен в горячем состоянии на надставку вала генератора. Якорь подвозбудителя в обоих случаях установлен на якоре возбудителя. Магнитная система возбудителя в подвесных генераторах расположена на масляной ванне подпятника, а в генераторах зонтичного типа — непосредственно на верхней крестовине. 

Ротор вспомогательного генератора в ионной и тиристорной системах независимого возбуждения установлен на диске остова ротора генератора, а статор закреплен на нижней части верхней крестовины или под ротором. При наличии подвозбудителя в этой системе он расположен сверху генератора. Регуляторные генераторы расположены над ротором генератора либо над возбудителем (рис. 3.2). Различно также и размещение контактных колец.
В связи с этим единой технологии в разборке системы возбуждения установить нельзя, а следует выполнять инструкции завода-изготовителя для каждого типа генераторов в отдельности. Однако перед разборкой системы возбуждения любого конструктивного исполнения проверяют концентричность якоря (форму ротора) и магнитной системы путем замера воздушного зазора между главными и дополнительными полюсами и якорем. По результатам замеров составляют формуляр, который после окончания ремонта заносят в технический акт.