С целью улучшения условий охлаждения обмотки статора и ротора на гидрогенераторах некоторых типов производят реконструкцию вентиляции. В основном все реконструктивные работы, касающиеся вопросов улучшения воздушного охлаждения обмотки ротора и статора действующих гидрогенераторов различных типов, сводятся к определению мест протекания паразитных потоков воздуха и размещения различных перегородок с целью направления охлаждающего воздуха непосредственно на обмотку.
Рис. 8.8. Реконструкция системы вентиляции гидрогенератора типа ВГС-700/100-48:
1 — паз для установки полюса обмотки ротора; 2 — профрезерованная осевая канавка; 3 — обод ротора; 4 — шпилька обода; 5 — направляющие
Так, например, на гидрогенераторах типа ВГС-700/100-48 с целью уменьшения протекания паразитного потока воздуха зазор между вентилятором и диффузором уменьшили до 13 мм путем удаления отбортовки вентилятора. С целью увеличения напорного действия каналов обода ротора, работающих как вентиляторы, промежутки между спицами закрыли сверху и снизу впритык к шихтованному ободу металлическими листами.
Для уменьшения потерь напора воздуха на наружном диаметре обода ротора производят фрезеровку осевых канавок (рис. 8.8), в которых происходит растекание воздуха в осевом направлении перед выходом в междуполюсное пространство. Фрезеровку канавок производят при помощи специального приспособления, аналогичного приспособлению для фрезеровки нового паза типа «ласточкин хвост» (см. гл. 5). С целью направления потока воздуха в профрезерованный канал в вентиляционных каналах обода ротора устанавливают направляющие из уголковой стали соответствующего размера, которые закрепляют электросваркой.
Рис. 8.9. Реконструкция системы вентиляции гидрогенератора типа СВ-1500/170-96:
1 — верхний направляющий щит; 2 — перегородка; 3 — обод ротора; 4 — полюс обмотки; 5 — верхнее перекрытие; 6 — активная сталь статора; 7 — нижний воздухоразделяющий щит; 8 — подкос; 9 — нижний направляющий щит
Проведение этих мероприятий позволило повысить мощность каждого гидрогенератора данного типа более чем на 10% и улучшить их электрические характеристики.
На гидрогенераторах типа СВ-1500/170-96 после пуска в эксплуатацию и проведения тепловых испытаний была отмечена явная недостаточность воздушного охлаждения нижних лобовых частей обмотки статора при конструкции системы вентиляции, предусмотренной заводом-изготовителем. В связи с этим была рекомендована работа гидрогенератора с нагрузкой, не превышающей 80% номинальной.
Для обеспечения нормальной эксплуатации генераторов данного типа в паспортном режиме была произведена реконструкция системы охлаждения и направления дополнительного потока холодного воздуха на нижние лобовые части обмотки статора. С этой целью были перекрыты сверху и снизу промежутки между спицами ротора, а также установлены дополнительные верхние 1 и нижние 9 воздухонаправляющие щиты (рис. 8.9), а также перегородки 2. Все уплотнения на дополнительных щитах и перегородках выполнены из фетра. Эти мероприятия позволили произвести отбор холодного воздуха из звезды ротора и качественно улучшить охлаждение гидрогенератора. Проведенные после реконструкции тепловые испытания дали положительные результаты, что позволило повысить мощность генераторов и довести ее до номинальной.