Содержание материала

Захваты застропливают за кран и устанавливают на полюс, закрепляют на хвостовике две струбцины на расстоянии 200—300 мм от его торцов, которыми плотно прижимают верхнюю шайбу. Затем на хвостовик надевают нижнюю и верхнюю рамки (рис. 6.34) и поднимают полюс в вертикальное положение. После этого нижнюю рамку убирают, а верхняя остается на месте. Осматривают полюс и продувают его со всех сторон сухим сжатым воздухом. 
Подготовка к установке полюса на обод
Рис. 6.34. Подготовка к установке полюса на обод:
1 — скоба; 2 — верхняя рамка; 3 — струбцина; 4 — захват; 5 — нижняя рамка; 6 — обод ротора; 7 — пружины; 8 — пластина металлическая; 9 — хомут; 10 —  стяжная шпилька обода ротора; 11 — клин нижний; 12 — зажим

В обод ротора вставляют пружины 7, затем закрывают их металлическими пластинами шириной 100—120 и толщиной 1—1,2 мм, которые закрепляют хомутом за выступающую часть стяжных шпилек обода.
Полюс подводят к ободу и отцентровывают его по оси паза. В паз вставляют зажим 12, изготовленный из листового железа или жесткой проволоки диаметром 2—4 мм, и служащий для прижатия нижних клиньев и предотвращения задевания их за хвостовик полюса при опускании. Полюс плавно опускают, направляя его в паз. Убедившись, что нижние клинья вошли в зазор между хвостовиком и стенкой паза, вынимают рамку, развернув ее на 90° Нижнюю струбцину освобождают и сдвигают ее до упора к верхней струбцине. В процессе дальнейшего опускания полюса следят за тем, чтобы металлические пластины, закрывающие пружины, не сместились и пружины не попали в зазор между верхней шайбой и сердечником полюса.
Опустив полюс в паз на половину его длины, снимают верхнюю рамку и обе струбцины. Продолжают плавно опускать полюс и, убедившись, что он дошел до упора, передвижением крана прижимают его к ободу ротора. Между нижним клином и хвостовиком полюса вставляют верхний клин, опустив его вручную в паз на всю возможную глубину. Смазку с клина заранее убирают, а прилегающие поверхности клиньев смазывают серно-ртутной мазью для предохранения их от ржавления и облегчения последующей выемки.
Освобождают приспособление, удерживающее полюс в вертикальном положении, и убирают его. Вынимают металлические пластины и тщательно осматривают с обеих сторон зазор между полюсом и ободом ротора. Убедившись, что все пружины находятся на своих местах и верхние шайбы не сместились, приступают к окончательной заклиновке полюса.
Забивку клиньев производят кувалдой, вес которой выбирают в зависимости от величины клина, или отбойным молотком, ударный наконечник которого изготовляют с пазом по размерам и форме конца верхнего клина. Забивку клиньев в паз, имеющий форму «ласточкина хвоста», производят тем же приспособлением, которое применяют при выбивке клиньев. На окончание заклиновки указывает звонкий звук и отскакивание кувалды при ее ударе о торцевую часть клина. Клинья «ласточкин хвост» заклинивают заподлицо с ободом ротора. Если оставшаяся незаклиненной часть верхнего клина препятствует установке вентилятора, то ее разрезают ножовкой или газовым резаком. Верхние и нижние клинья приваривают электросваркой к ободу ротора, применяя электрод и выполняя катет шва согласно чертежу завода-изготовителя.
После окончания работ по заклиновке полюсов устанавливают накладки, закрывающие пазы и препятствующие аксиальному смещению клиньев в процессе эксплуатации. Затем устанавливают междуполюсным клиновые распорки и зашплинтовывают или закернивают болтовые соединения.