Содержание материала

При пробое изоляции стержня во время эксплуатации его немедленная замена не является обязательной, так как в отличие от турбогенератора большое количество стержней в обмотке статора гидрогенератора дает возможность продолжительной нормальной работы агрегата с исключенной из общей схемы одной секцией.
После вывода генератора в аварийный ремонт для восстановления схемы обмотки статора снимают перекрытия и воздухоразделяющие щиты в зоне пробоя и производят осмотр обмотки. Определяют пробитый стержень путем осмотра или электрических испытаний. После этого исключают целиком секцию (верхний и нижний стержни вместе) из схемы, устанавливают временную перемычку из высоковольтного провода и производят электрические испытания оставшейся части. При положительном результате испытаний принимают решение о восстановлении схемы в зависимости от места и характера пробоя изоляции.

Если пробой произошел в лобовой части, в сравнительно легко доступном месте, на расстоянии не ближе 40—50 мм от активной стали, то временно можно рекомендовать заделку места пробоя. Для этого разрезают шпагатные бандажи и удаляют дистанционные распорки в непосредственной близости от поврежденного участка. Место пробоя расчищают, тщательно промывают спиртотолуольной смесью 1:1 или перхлорэтиленом и продувают сухим сжатым воздухом. Приготавливают замазку из миканитовой крошки на лаке, соответствующем лаку корпусной изоляции пробитого стержня, и заделывают место пробоя, покрыв его сверху одним-двумя слоями стеклоленты. Затем устанавливают воздуходувку или лампу мощностью 300—500 Вт в непосредственной близости от отремонтированного участка, который прогревают в течение 4—12 ч в зависимости от примененного лака. После этого стеклоленту удаляют, а на ее место дополнительно накладывают несколько слоев микаленты, также промазывая их соответствующим лаком. Накладывают сверху покровную изоляцию, покрывают ее полупроводящим лаком и еще раз прогревают отремонтированный участок. Устанавливают и бандажируют дистанционные распорки и испытывают обмотку согласно [53].
Если пробой произошел в лобовой части и сопровождался выгоранием целого участка верхнего стержня, то место пробоя расчищают от остатков продуктов сгорания меди и изоляции, разрезают бандажи и удаляют дистанционные распорки. Оставшуюся целой часть верхнего стержня зачищают от корпусной изоляции на 50—100 мм, а концы витков очищают от витковой изоляции. Место пробоя со всех сторон закрывают сырым асбестом. Между оставшимися витками нижнего и верхнего стержней делают вставки из провода необходимого сечения, которые припаивают встык одним из твердых припоев газовой горелкой № 2—3. После этого асбест и наплывы припоя удаляют, лобовые части еще раз продувают сухим сжатым воздухом и осматривают место пайки. 


Рис. 8.5. Установка временной перемычки в обмотку статора: 1 — перемычка; 2 — хомуты; 3 — стержень обмотки

Изолировку вставленных витков выполняют по нормам корпусной изоляции лобовых частей нормального исполнения.
При пробое стержня в пазовой части (если пробой не сопровождался выгоранием или замыканием активной стали в пазу) разгибают головки пробитой секции (верхнего и соединенного с ним нижнего стержня) и изолируют их. При волновой обмотке оставшиеся части соединяют с помощью перемычки, в качестве которой обычно используют бракованный стержень, предварительно восстановив его корпусную изоляцию. Соединяют такую перемычку с обмоткой при помощи хомутов (рис. 8.5). Пайку производят припоем ПОС-40. В зависимости от длины перемычки устанавливают несколько временных дистанционных распорок и бандажируют их по месту шнуром или киперной лентой.
При петлевой обмотке перемычку не ставят, так как в этом случае обычно возможно соединение оставшейся обмотки непосредственно через две соседние головки.