Содержание материала

После пайки всех соединений убирают асбестовую замазку, зачищают обгоревшую часть изоляции, снимают наплывы припоя и компаунда, запиливают забоины и заусенцы на головках, лобовые части и головки продувают сухим сжатым воздухом, визуально проверяют все паяные соединения и измеряют сопротивление постоянному току каждой фазы.

Таблица 4.4. Изоляция головок стержней


Номинальное напряжение, кВ

Минимальное число слоев

Двусторонняя толщина, мм

Миканитовые коробки толщиной 0,6 мм

Стеклолакоткань

Лента стеклянная

6,3

1

4

1

5,9

10,5

2

4

1

7,3

13,8

2

4

1

7,3

15,75

3

5

1

9,6

18,0

4

8

1

13,7

20,0

5

10

1

16,9

При положительных результатах осмотра и измерений приступают к изолировке мест соединений согласно проекту или чертежу завода-изготовителя. Если чертежи отсутствуют, то изолировку мест соединений выполняют в соответствии с табл. 4.4—4.9. Наложение всех изоляционных лент ведут вполнахлеста.
При большом объеме работ изолировку начинают не дожидаясь окончания пайки всех соединений, а подготовив один-два участка такой величины, чтобы работы с применением лаков и растворителей можно было вести на безопасном удалении от работ с открытым огнем или в разные смены.

Таблица 4.5. Изоляция мест соединения шин с выводными стержнями и концевыми выводами


Номинальное напряжение, кВ

Минимальное число слоев

Двусторонняя толщина, мм

Микалента

Стеклолакоткань

Лента стеклянная

6,3

4

6

1

9,2

10,5

5

6

1

10,0

13,8

6

7

1

11,6

15,75

7

8

1

13,2

18,0

8

9

1

14,8

20,0

9

10

1

16,5


Таблица 4.6. Изоляция перемычек и мест соединения перемычек со стержнями


Номинальное напряжение, кВ

Минимальное число слоев

Двусторонняя толщина, мм

Микалента

Стеклолакоткань

Лента стеклянная

6,3

3

1

1

4,0

10,5

5

2

1

6,3

13,8

6

3

1

7,4

15,75

6

4

1

8,9

18,0

7

5

1

10,4

20,0

9

6

1

12,9

Таблица 4.7. Изоляция держателей бандажных колец


Номинальное напряжение, кВ

Число слоев

Двусторонняя толщина, мм

Стеклолакоткань

Лента стеклянная

6,3

6

1

5,6

10,5

8

1

7,2

13,8

10

1

8,8

15,75

12

1

10,4

Таблица 4.8. Изоляция бандажных колец


Номинальное напряжение, кВ

Число слоев

Двусторонняя толщина, мм

Микалента

Стеклолакоткань

Лента стеклянная

6,3

3

6

1

8,5

10,5

4

6

1

9,2

13,8

5

6

1

10,0

15,75

6

6

1

10,7

18,0

8

7

1

13,1

20,0

10

8

1

15,4

На генераторах некоторых типов бандажные кольца к кронштейнам, так же как и шины к шинодержателям, крепятся через стеклотекстолитовые изолирующие прокладки. В этих случаях кронштейны и шинодержатели не изолируют. Подготавливают замазку консистенции густой сметаны из тертого асбеста или нежелезистого талька на лаке БТ-99 для заполнения неровностей мест соединений. Головки и изоляцию на концах стержней промывают перхлорэтиленом или спирто-толуольной смесью 1:1. При необходимости конусную часть изоляции выравнивают микалентой марки ЛМЧ-бб толщиной 0,13— 0,17 мм.

Таблица 4.9. Изоляция шинодержателей (без стеклотекстолитовой прокладки)


Номинальное напряжение, кВ

Число слоев

Двусторонняя толщина, мм

Микалента

Стеклолакоткань

Лента стеклянная

6,3

3

4

1

6,2

10,5

5

4

1

7,6

13,8

7

4

1

8,7

15,75

9

4

1

9,7

Примечания; 1. При расчете толщины изоляции соединений и деталей крепления принимают следующие допуски на неплотность и разбухание изоляции от лакировки и пропитки: на один слой микаленты — 0,05 мм, на один слой стеклоленты, стеклолакоткани и миканитовых коробок — 0,1 мм.
2. Толщина изоляции рассчитана из условия изолировки вполнахлеста.
3. Марка применяемой микаленты: ЛМЧ-бб толщиной 0,17 мм.
4. Стеклолакоткань марки ЛСЭ и лента стеклянная марки ЛЭС принята толщиной 0,2 мм.
5. В случае применения материала другой толщины необходимо сделать соответствующий перерасчет и изменить количество слоев.

Число слоев микаленты выбирают по месту в зависимости от состояния конусной части изоляции и рабочего напряжения генератора. После этого производят примерку миканитовой коробки по головке стержня. При необходимости обрезают буртик и укорачивают прямолинейную часть. Заполняют обе половины коробки замазкой, надевают на головку и утягивают одним слоем стеклоленты или стеклолакоткани вразбежку. 
Вторую пару коробок надевают без добавления замазки. Затем головку изолируют стеклолакотканью, заранее нарубленной на полосы шириной 25—35 мм под углом 45° Последний слой стеклолакоткани покрывают одним слоем стеклоленты или киперной ленты вполнахлеста.
При изолировке других соединений после наложения замазки наматывают микаленту. Если микалента сухая, то каждый ее слой промазывают лаком БТ-99, а каждые три-четыре слоя утягивают киперной лентой, которую после утяжки снимают, или стеклолентой, которую оставляют, промазав лаком БТ-99.
После окончания изолировки лобовые части снова продувают сухим сжатым воздухом, визуально проверяют на отсутствие посторонних предметов, дважды покрывают эмалью ГФ-92-ХС (красной) и оставляют сохнуть при окружающей температуре до полного прекращения отлипа лаковой пленки. Расточку активной стали статора покрывают при помощи пульверизатора 1 раз лаком БТ-99. После окончания всех работ обмотку статора испытывают повышенным напряжением согласно [53].
Следует отметить, что при изолировке головок обмотки статора с применением миканитовых коробок и стеклолакоткани получить сравнительно монолитную изоляцию не удается. Процесс изолировки очень трудоемок, а внешний вид и форма головок неудовлетворительны. С целью повышения качества изолировки головок все шире применяют изоляционные пластмассовые коробки, изготовленные из стекловолокна марки АГ-4 (ГОСТ 20437— 75 *) методом горячей прессовки, с последующим заполнением их компаундом типа ПЗК-207. Подробнее технологию приготовления компаунда и заливки им изоляционных коробок см. в гл. 7.