После пайки всех соединений убирают асбестовую замазку, зачищают обгоревшую часть изоляции, снимают наплывы припоя и компаунда, запиливают забоины и заусенцы на головках, лобовые части и головки продувают сухим сжатым воздухом, визуально проверяют все паяные соединения и измеряют сопротивление постоянному току каждой фазы.
Таблица 4.4. Изоляция головок стержней
Номинальное напряжение, кВ | Минимальное число слоев | Двусторонняя толщина, мм | ||
Миканитовые коробки толщиной 0,6 мм | Стеклолакоткань | Лента стеклянная | ||
6,3 | 1 | 4 | 1 | 5,9 |
10,5 | 2 | 4 | 1 | 7,3 |
13,8 | 2 | 4 | 1 | 7,3 |
15,75 | 3 | 5 | 1 | 9,6 |
18,0 | 4 | 8 | 1 | 13,7 |
20,0 | 5 | 10 | 1 | 16,9 |
При положительных результатах осмотра и измерений приступают к изолировке мест соединений согласно проекту или чертежу завода-изготовителя. Если чертежи отсутствуют, то изолировку мест соединений выполняют в соответствии с табл. 4.4—4.9. Наложение всех изоляционных лент ведут вполнахлеста.
При большом объеме работ изолировку начинают не дожидаясь окончания пайки всех соединений, а подготовив один-два участка такой величины, чтобы работы с применением лаков и растворителей можно было вести на безопасном удалении от работ с открытым огнем или в разные смены.
Таблица 4.5. Изоляция мест соединения шин с выводными стержнями и концевыми выводами
Номинальное напряжение, кВ | Минимальное число слоев | Двусторонняя толщина, мм | ||
Микалента | Стеклолакоткань | Лента стеклянная | ||
6,3 | 4 | 6 | 1 | 9,2 |
10,5 | 5 | 6 | 1 | 10,0 |
13,8 | 6 | 7 | 1 | 11,6 |
15,75 | 7 | 8 | 1 | 13,2 |
18,0 | 8 | 9 | 1 | 14,8 |
20,0 | 9 | 10 | 1 | 16,5 |
Таблица 4.6. Изоляция перемычек и мест соединения перемычек со стержнями
Номинальное напряжение, кВ | Минимальное число слоев | Двусторонняя толщина, мм | ||
Микалента | Стеклолакоткань | Лента стеклянная | ||
6,3 | 3 | 1 | 1 | 4,0 |
10,5 | 5 | 2 | 1 | 6,3 |
13,8 | 6 | 3 | 1 | 7,4 |
15,75 | 6 | 4 | 1 | 8,9 |
18,0 | 7 | 5 | 1 | 10,4 |
20,0 | 9 | 6 | 1 | 12,9 |
Таблица 4.7. Изоляция держателей бандажных колец
Номинальное напряжение, кВ | Число слоев | Двусторонняя толщина, мм | |
Стеклолакоткань | Лента стеклянная | ||
6,3 | 6 | 1 | 5,6 |
10,5 | 8 | 1 | 7,2 |
13,8 | 10 | 1 | 8,8 |
15,75 | 12 | 1 | 10,4 |
Таблица 4.8. Изоляция бандажных колец
Номинальное напряжение, кВ | Число слоев | Двусторонняя толщина, мм | ||
Микалента | Стеклолакоткань | Лента стеклянная | ||
6,3 | 3 | 6 | 1 | 8,5 |
10,5 | 4 | 6 | 1 | 9,2 |
13,8 | 5 | 6 | 1 | 10,0 |
15,75 | 6 | 6 | 1 | 10,7 |
18,0 | 8 | 7 | 1 | 13,1 |
20,0 | 10 | 8 | 1 | 15,4 |
На генераторах некоторых типов бандажные кольца к кронштейнам, так же как и шины к шинодержателям, крепятся через стеклотекстолитовые изолирующие прокладки. В этих случаях кронштейны и шинодержатели не изолируют. Подготавливают замазку консистенции густой сметаны из тертого асбеста или нежелезистого талька на лаке БТ-99 для заполнения неровностей мест соединений. Головки и изоляцию на концах стержней промывают перхлорэтиленом или спирто-толуольной смесью 1:1. При необходимости конусную часть изоляции выравнивают микалентой марки ЛМЧ-бб толщиной 0,13— 0,17 мм.
Таблица 4.9. Изоляция шинодержателей (без стеклотекстолитовой прокладки)
Номинальное напряжение, кВ | Число слоев | Двусторонняя толщина, мм | ||
Микалента | Стеклолакоткань | Лента стеклянная | ||
6,3 | 3 | 4 | 1 | 6,2 |
10,5 | 5 | 4 | 1 | 7,6 |
13,8 | 7 | 4 | 1 | 8,7 |
15,75 | 9 | 4 | 1 | 9,7 |
Примечания; 1. При расчете толщины изоляции соединений и деталей крепления принимают следующие допуски на неплотность и разбухание изоляции от лакировки и пропитки: на один слой микаленты — 0,05 мм, на один слой стеклоленты, стеклолакоткани и миканитовых коробок — 0,1 мм.
2. Толщина изоляции рассчитана из условия изолировки вполнахлеста.
3. Марка применяемой микаленты: ЛМЧ-бб толщиной 0,17 мм.
4. Стеклолакоткань марки ЛСЭ и лента стеклянная марки ЛЭС принята толщиной 0,2 мм.
5. В случае применения материала другой толщины необходимо сделать соответствующий перерасчет и изменить количество слоев.
Число слоев микаленты выбирают по месту в зависимости от состояния конусной части изоляции и рабочего напряжения генератора. После этого производят примерку миканитовой коробки по головке стержня. При необходимости обрезают буртик и укорачивают прямолинейную часть. Заполняют обе половины коробки замазкой, надевают на головку и утягивают одним слоем стеклоленты или стеклолакоткани вразбежку.
Вторую пару коробок надевают без добавления замазки. Затем головку изолируют стеклолакотканью, заранее нарубленной на полосы шириной 25—35 мм под углом 45° Последний слой стеклолакоткани покрывают одним слоем стеклоленты или киперной ленты вполнахлеста.
При изолировке других соединений после наложения замазки наматывают микаленту. Если микалента сухая, то каждый ее слой промазывают лаком БТ-99, а каждые три-четыре слоя утягивают киперной лентой, которую после утяжки снимают, или стеклолентой, которую оставляют, промазав лаком БТ-99.
После окончания изолировки лобовые части снова продувают сухим сжатым воздухом, визуально проверяют на отсутствие посторонних предметов, дважды покрывают эмалью ГФ-92-ХС (красной) и оставляют сохнуть при окружающей температуре до полного прекращения отлипа лаковой пленки. Расточку активной стали статора покрывают при помощи пульверизатора 1 раз лаком БТ-99. После окончания всех работ обмотку статора испытывают повышенным напряжением согласно [53].
Следует отметить, что при изолировке головок обмотки статора с применением миканитовых коробок и стеклолакоткани получить сравнительно монолитную изоляцию не удается. Процесс изолировки очень трудоемок, а внешний вид и форма головок неудовлетворительны. С целью повышения качества изолировки головок все шире применяют изоляционные пластмассовые коробки, изготовленные из стекловолокна марки АГ-4 (ГОСТ 20437— 75 *) методом горячей прессовки, с последующим заполнением их компаундом типа ПЗК-207. Подробнее технологию приготовления компаунда и заливки им изоляционных коробок см. в гл. 7.