РАЗБОРКА ВЕРХНЕГО РИФЛЕНОГО ПЕРЕКРЫТИЯ, ВОЗДУХОРАЗДЕЛЯЮЩИХ ЩИТОВ И СИСТЕМЫ ПОЖАРОТУШЕНИЯ
При разборке верхнего рифленого перекрытия обычно не встречают каких-либо трудностей за исключением необходимости выбивки или высверливания болтов, крепящих перекрытия, у которых в результате насильственной сборки во время монтажа или предыдущего ремонта сорвана резьба или сбиты головки. Вывернутые болты рифленого перекрытия и все остальные крепежные детали, снимаемые во время ремонта, складывают на специальный переносной стеллаж, устанавливаемый рядом с ремонтируемым агрегатом. На этом же стеллаже обычно хранят небольшой запас резервного, наиболее употребительного крепежа.
После того, как все болты вывернули, в специально предназначенные отверстия заворачивают рым-болты, при помощи «восьмерок» застропливают наружный лист и приподнимают его на 30—50 мм. Наружные листы рифленого перекрытия обычно нельзя поднять сразу, так как этому мешают ребра лап верхней крестовины. Поэтому вначале лист разворачивают на небольшой угол, насколько позволяют лапы крестовины, затем опускают один край вниз, заводят под лапу и уже в наклонном положении выводят наружу.
Складируют листы рифленого перекрытия, так же как и воздухоразделяющие щиты, по обеим сторонам генератора, т. е. со стороны ЛБ и ПБ для того, чтобы избежать Транспортировки этих деталей через генератор.
Верхние воздухоразделяющие щиты крепятся при помощи специальных шпилек к лапам верхней крестовины и к вертикальным стойкам, расположенным на спинке активной стали статора. После освобождения шпилек и выворачивания болтов воздухоразделяющие щиты застропливают, так же как и листы рифленого перекрытия, и переносят на отведенное для них место.
Рис. 3.3. Реконструированная система пожаротушения:
1 — лапа верхней крестовины генератора; 2 — труба пожаротушения; 3 — кронштейны крепления неснимаемых частей; 4 — фланец
Секции труб пожаротушения соединяются между собой при помощи манжет и крепятся к воздухоразделяющим щитам и лапам крестовины хомутами. Это соединение неудобно для разборки, так как при необходимости ремонтных работ на небольшом участке обмотки приходится удалять большой участок трубы. Однако на некоторых электростанциях проведена реконструкция соединения и крепления верхней системы пожаротушения (рис. 3.3).
Трубу делят по длине на участки, равные расстоянию между лапами крестовины, и соединяют между собой при помощи фланцев. Для того чтобы удалить один участок, достаточно разболтать два фланцевых соединения. К воздухоразделяющим щитам такая система пожаротушения не крепится. Это особенно удобно при необходимости производства ремонтных работ в пределах верхних лобовых частей обмотки статора на небольшом участке, при частичной замене обмотки статора и т. д.
Нижние горизонтальные воздухоразделяющие щиты на некоторых типах генераторов снять не удается, так как наружная часть их вместе с уголком, к которому они крепятся, после монтажа цементируется заподлицо с фундаментной стеной. Для осмотра лобовых частей обмотки статора в этих щитах имеются окна, закрытые во время работы генератора. Нижние вертикальные воздухоразделяющие щиты снимают и складируют там же, в шахте турбины, обычно в нишах холодного воздуха. Нижнюю систему пожаротушения обычно не разбирают, так как проведению среднего ремонта генератора она не мешает.
Выемку газоохладителей производят в случае необходимости производства работ по уплотнению стыков активной стали статора, а также при необходимости кислотной промывки трубок или замены газоохладителей. В остальных случаях их ревизию и мелкий ремонт производят на месте установки.
Как правило, газоохладители крепятся к корпусу статора, но встречаются конструкции, в которых газоохладители закреплены одной стороной к корпусу статора, а другой — к внутренней стене шахты. Принципиального отличия в этом нет, и разборка их производится одинаково.
Водяной трубопровод проложен от общей системы технического водоснабжения станции, однако для возможности выключения отдельных газоохладителей на входе и выходе воды каждого из них установлены задвижки. Встречаются конструкции, где задвижки установлены на два газоохладителя, а между ними — перемычка. Перед разборкой закрывают задвижку общего трубопровода, затем задвижки на каждом газоохладителе, подлежащем выемке, снимают перемычку, разболчивают фланцевые соединения задвижек с газоохладителями и дают воде, находящейся в охладителях, вытечь. При помощи рымов застропливают охладитель, выбирают слабину стропа, отболчивают охладитель от рамы и переносят на ремонтную площадку.
Рис. 3.4. Приспособление для транспортировки ротора:
а — опорная втулка; б — соединительная траверса; 1 — вал ротора; 2 — кольцо разрезное; 3 — опорная втулка; 4 — подшипники опорной втулки