После окончания укладки стержней верхнего ряда тщательно продувают лобовые части и пазы активной стали сухим сжатым воздухом. Визуально проверяют зубцы активной стали на отсутствие повреждений в процессе укладки обмотки. Замеряют расстояние от верхнего стержня до начала «ласточкина хвоста» паза и укладывают на пазовую часть стержня прокладку из текстолита или стеклотекстолита максимально необходимой толщины. Длину прокладки также выбирают максимально возможной. С помощью текстолитовой выколотки забивают один средний клин, обеспечив совпадение поперечных прорезей в клине с радиальными вентиляционными каналами в активной стали статора. Направление уклона прорезей должно соответствовать направлению потока охлаждающего воздуха.
Плотность установки клина обеспечивают дополнительной укладкой под каждый клин прокладок из текстолита, для чего заранее нарезают их различной толщины — от 0,5 до 2,0 мм, шириной, равной ширине паза минус 1—2 мм. Дополнительную прокладку устанавливают между основной прокладкой и стержнем для предотвращения ее сдвига во время заклиновки.
Рис. 4.30. Приспособление для заклиновки пазов
При заклиновке пазов, в которые уложены стержни с термореактивной изоляцией, непосредственно на стержень под клин укладывают прокладки из волнистого полупроводящего стеклотекстолита СТЭФ-П или из стеклотекстолита СТ-1 с полупроводящим покрытием [17].
Плотность заклиновки считают достаточной, если при простукивании слесарным молотком по всей длине клин не менее чем на 3/4 своей длины издает однородный звонкий (без дребезжания) звук. Не допускается наличие подряд более чем трех ослабленных клиньев. При некачественной заклиновке электродинамические усилия, возникающие в процессе эксплуатации, вызывают перемещения стержня в пазу, что способствует быстрому износу изоляции.
Убедившись в достаточно плотной установке среднего клина, продолжают заклиновку с обеих сторон паза к середине при помощи приспособления (рис. 4.30). Часто при заклиновке последующих клиньев плотность заклиновки предыдущих ослабевает. Это возникает из-за того, что высота стержня по всей его длине имеет достаточно ощутимые колебания, что и приводит к неравномерной его деформации в процессе заклиновки и ослаблению отдельных клиньев. Практически одинаково плотной заклиновки по всей длине паза достигнуть не удается. Поэтому особое внимание обращают на средний и на концевые клинья, которые должны быть заклинены особенно плотно.
После окончания заклиновки выступающую часть подклиновых прокладок обрезают на уровне клина. Нижние клинья для предотвращения выпадения их из паза под воздействием вибрации во время эксплуатации устанавливают с подмазкой клеем и бандажируют к стержням льнопеньковым или лавсановым шнуром через шлицы, прорезанные для этой цели в боковых гранях выступающей из паза части, или киперной лентой за всю выступающую часть. После бандажировки шнур или киперную ленту дважды покрывают лаком БТ-99. Клинья связывают между собой, а каждый пятый или десятый привязывают к стержню.
После заклиновки пазов и окончательной установки всех дистанционных колодок и других крепежных деталей тщательно продувают сухим сжатым воздухом обмотку статора и осматривают лобовые части на отсутствие посторонних предметов. Затем верхние и нижние стержни совместно испытывают повышенным напряжением согласно [53], а также проверяют температурные указатели и термопроводку.