Замена поврежденного клина.
Для замены поврежденного клипа сердечника статора удаляют нажимную гребенку, накрывающую поврежденный клин и «ласточкин хвост» сердечника. В связи с тем что освобождение его от узлов крепления (косынок) практически неосуществимо без отжига сердечника прямым пламенем газовой горелки, при удалении вертикальных швов, крепящих клин к косынкам, выемку выполняют вместе с косынками и участками полок корпуса. Для этого размечают и вырезают полки таким образом, чтобы размеры вырезанных участков уменьшались сверху вниз и тем самым обеспечивали свободную выемку. Размер верхнего участка не должен превышать по длине половины расстояния до следующего клина и должен составлять 250—300 мм (рис. 5.6).
Новый клин изготавливают так, чтобы его «ласточкин хвост» был полнее, чем у поврежденного клина, на 0,7— 0,8 мм для обеспечения плотной посадки его в паз. Образовавшиеся после выемки клина «окна» выравнивают по «окну» верхней полки, размер которого учитывают для последующей фрезеровки нового паза.
Из дерева твердой породы (дуб, бук, граб) изготавливают и устанавливают в вентиляционные каналы со стороны спинки статора заполнители для создания равномерной жесткости пакетов активной стали при фрезеровке паза (рис. 5.7), которую осуществляют таким образом, чтобы обеспечить заглубление исходного паза на h2—h1= =8—10 мм.
Охлаждение фрезы, изготавливаемой специально для проведения этой работы, осуществляется сжатым воздухом через центральное отверстие.
После окончания работ паз очищают от стружки и остатков деревянных клиньев, а обработанную поверхность покрывают лаком БТ-99. Новый клин забивают в паз и восстанавливают систему его крепления к полкам статора. Для обеспечения наложения вертикальных швов со стороны камеры горячего воздуха новые косынки изготавливают уже клина на размер шва.
Рис. 5.6. Вырезание и выемка поврежденного клина:
1 — призма; 2 — клин; 3 — вырезаемые участки полок сердечника статора
Рис 5.7. Расфрезеровка паза под клин активной стали: 1 — электродвигатель; 2 — редуктор; 3 — устройство для крепления фрезы; 4 — фреза; 5 — заполнители деревянные; 6 — сердечник статора; 7 — корпус статора; 5 — габариты нового паза
Устранение радиального смещения статора.
Если в результате замеров формы статора возникнет необходимость в его смещении для восстановления исходного радиального положения стыкового участка, то поступают следующим образом: вынимают три-четыре полюса, затем вынимают в зоне стыка один шаг обмотки и ослабляют прессовку активной стали под четырьмя нажимными плитами по обе стороны стыка посредством отворачивания гаек стяжных шпилек, а также крепление стыковых участков секторов сердечника статора к фундаменту и стыковых плит между собой. Устанавливают по высоте снятых полюсов три гидравлических или винтовых домкрата грузоподъемностью до 50 кН и с их помощью через стальные прокладки отжимают сердечник от обода ротора до принятия им необходимого положения в соответствии с результатами измерений. С противоположной стороны ротор раскрепляют также тремя домкратами во избежание его смещения.
После окончания работ по передвижке статора восстанавливают крепления сердечника статора к фундаменту и секторов между собой и опрессовку ослабленных нажимных плит. Снимают давление с домкратов и убирают их. Проводят испытание активной стали на нагрев и покрывают отремонтированный участок лаком БТ-99. После окончания всех работ укладывают вынутые ранее стержни обмотки статора и проводят электрические испытания.